Невыносимая сложность обучения - 10 Января 2014 - Блог - Эффективное профессиональное обучение
Вторник, 28.02.2017, 17:59
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из студенческой жизни [21]
События [83]
Знаменательные даты, события и свершения
Гримассы бытия [43]
Жизнь без прикрасс
Исторические параллели [30]
Из опыта прошлого
Вопрос ребром [24]
Смешно о грустном
Истерические параллели [17]
Жизнь у нас и за бугром
Позвольте поздравить((((( [7]
КВН [19]
Кто вас насмешил
Юбилеи [4]
Прогнозы [15]
Коротко, но интересно [14]
Необычные факты
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
 Блог
Главная » 2014 » Январь » 10 » Невыносимая сложность обучения
15:37
Невыносимая сложность обучения

Стрессы и неврозы третируют всё современное общество, это ни для кого не секрет. Но студенты особо уязвимы перед ними. Этому много причин: смена привычного окружения, начало самостоятельной жизни, высокая интеллектуальная и нервная нагрузки, необходимость учиться и работать одновременно. Для комментариев на эту тему мы обратились к специалисту, который непосредственно работает со студентами, хорошо знает их менталитет и ситуацию в вузовской среде. Корреспондент STRF.ru поговорила о студенческих стрессах с заведующей Центром психологического консультирования ВШЭ Ириной Макаровой.

Ирина_Макарова


Стресс проявляется не только в виде неприятных эмоциональных состояний, но и в виде поведенческих отыгрываний, когда человек может пропускать важные встречи или занятия, а потом сильно обвинять себя за это, считает Ирина Макарова. Также стресс может проявляться соматически, в виде самых разных заболеваний

Хотелось бы узнать у вас, как у специалиста, который постоянно работает со студентами, каковы основные причины их стрессов?

– Я не могу говорить про всех студентов, но возьмем, к примеру, учащихся Высшей школы экономики. Безусловно, один из самых высоких стрессогенных факторов – это очень сильная интеллектуальная нагрузка. И особенно сконцентрированная в определённые периоды времени, когда они сдают сессию, когда нужно усвоить большое количество материала, переработать массу информации. Этот информационный поток разнообразный и очень интенсивный, он формирует один из ведущих факторов риска.

Второй фактор риска, характерный для многих людей – это постоянные проблемы, связанные с тем, что очень трудно перераспределять время, выстраивать иерархию, что первичное и что вторичное. И, как следствие – частые цейтноты, временные ограничения, дедлайны, постоянная угроза не уложиться в срок. Ограниченность временного ресурса и сложность его грамотного использования – это тоже риск. И конечно, у студентов ВШЭ есть типичная особенность, не знаю, насколько она присуща студентам других учебных заведений. В наш вуз поступают, в общем и целом, амбициозные и нацеленные на успех, на высокие достижения (академические или жизненные) люди. Создается высококонкурентная среда, и это тоже фактор риска возникновения напряженных эмоционально стрессовых состояний: когда всё время вокруг тебя лучшие. И эти люди, которые с золотыми медалями закончили школу, привыкли быть первыми, и ситуации, в которых они…

Ситуация, когда они могут оказаться, скажем, не совсем успешными, она их выбивает из колеи, наверное?

– Да, особенно в сравнении с другими студентами; они постоянно смотрят на других. У нас в университете введён рейтинг, это публичная вещь, все его видят.

И когда ты привык быть в классе первым, когда родители возлагают на тебя очень большие надежды, и когда видишь, что ты уже не первый, не второй, не десятый, не двадцатый, а, например, шестидесятый – это для некоторых очень травматичная ситуация, они болезненно её переживают… Это тоже источник стресса.

Как определить, что стресс уже переходит в невроз? Ведь людям, которые часто находятся в напряженном состоянии, трудно себя контролировать. Как понять, что это уже невроз? Конечно, ясно, что надо уже на стадии стресса предпринимать какие-то меры, но всё же?

– Конечно. В ряде случаев говорят уже про дистрессы. Дистресс – это состояние невыдерживания стрессовой нагрузки. Стресс сам по себе вещь полезная и нужная, его надо рассматривать как некую адаптационную реакцию психики на жизненные сложности или на повышенные нагрузки – эмоциональные и информационные. Про невроз – это немножко другая история.

Как могут проявляться дистрессы?

– Есть разные указатели, формы проявления. Например, физиологические или психофизиологические – нарушения сна, отсутствие аппетита. Трудно уснуть, трудно проснуться, просыпаешься не отдохнувшим, а скорее, наоборот, тяжело начинаешь рабочий день

Психологические проявления – это резкие перепады настроения, большая амплитуда изменения эмоционального состояния. Человек вдруг ощущает сильную подавленность в нетипичной для него ситуации. Или наоборот, перевозбуждение, которое трудно превозмочь и которое становится препятствием для того, чтобы уснуть и отдохнуть. То есть такие эмоциональные перепады – тоже признак невыдерживания стрессовой нагрузки. Это могут быть какие-то резкие смены настроения, на первый взгляд, не связанные с тем, что происходит в жизни, не очень привязанные к жизненным событиям. Это ощущение апатии, отсутствия энергии. Нужно что-то ещё делать, но появляется чувство, что сил для этого нет.

Могут появляться поведенческие нарушения. Человек, например, может начать много курить, чтобы снять напряжение, справиться с эмоциями. Или он начинает пить спиртные напитки – часто и в количествах, которые он перестаёт контролировать. Иногда всё начинается с 10–15 грамм коньяка для того, чтобы снять вечером напряжение, а закончиться может бесконтрольным и очень сильным употреблением алкоголя, потому что 15 грамм выполняют свою задачу, становится немножко спокойнее, можно уснуть, расслабиться, жизнь не кажется такой требовательной. А потом уже не 15 грамм, потом – 200, потом – 250.

Еще можно упомянуть поведенческие отыгрывания, когда человек делает себе хуже. Часто они проявляются в виде того, что человек не приходит на важные встречи, пропускает важные занятия, не делает важные для себя вещи, потом сам же себя винит, а дальше его накрывает новая волна стресса в виде стыда, самообвинения.

Следующий уровень – это соматические отыгрывания, когда вдруг начинают проявляться и обостряться хронические заболевания, внезапно возникают не проходящие симптомы, похожие, например, на ангину или простуду, которые, то усиливаются, то затухают, и так может продолжаться и месяц, и полтора, и два.

А, если вернуться к физиологическим указателям, сонливость в них входит?

– Когда мы говорим про какую-то сонливость, которая выходит за рамки нормы – это значит, что человек спит достаточное количество часов, например, девять, и у него нет ощущения, что он отдохнул, выспался. И он в любой ситуации обнаруживает, что его уровень психической активности крайне низкий. Как только он оказывается в горизонтальном положении, тут же засыпает. Вот эта сонливость патологична. Вы спите достаточное количество часов, и вам этого не хватает. Да, мы можем это рассматривать, как некую реакцию, которая вполне свидетельствует о том, что эмоциональная нагрузка, которая была до этого, чрезмерна, и организм не выдерживает.

Как выходить из такой ситуации? Вот, уже обнаружили, что тревожимся, много курим или не спим, может быть, алкогольный срыв. Да, ситуация на грани. Что делать?

– Самодиагностика и самолечение – это, конечно, здорово. Но мой опыт работы с теми же самыми студентами говорит о том, что достаточно часто люди выбирают не очень эффективные, а иногда даже деструктивные способы борьбы с эмоциональным напряжением и стрессом.

И тем людям, которые уже замечают за собой деструктивные способы борьбы со стрессом, самостоятельно будет очень сложно справиться.

Я бы посоветовала просто обратиться к специалисту и понять, что происходит, откуда растёт причина такого поведения, как именно вы попали в ситуацию стресса, который не выдерживаете. Стоит пойти к психологу и выяснить, почему вы прибегаете к деструктивному поведению для снятия симптомов стресса.

Кратковременный стресс полезен для памяти

          

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли (США) в результате своего исследования пришли к выводу, что стресс может приносить пользу. Учёные обратили внимание, что кратковременный стресс стимулирует нейрогенез, то есть образование новых нервных клеток, передаёт «Компьюлента» со ссылкой на журнал eLife.



Служебные клетки мозга астроциты (обозначены розовым цветом) чувствуют стресс и подстёгивают образование новых нейронов (обозначены голубым). Фото: Daniela Kaufer & Liz Kirby

Как хорошо известно, во взрослом мозге сохраняются стволовые клетки, которые дают начало новым нейронам, и одно из мест, где эти стволовые клетки работают, – зубчатая извилина гиппокампа. Она очень чувствительна к глюкокортикоидным стрессовым гормонам. Однако до сих пор все эксперименты говорили лишь о том, что хронический стресс, который сопровождается нарастанием стрессовых гормонов, подавляет активность нервных стволовых клеток в гиппокампе. И потому ведёт ещё и к ухудшению памяти, помимо стандартного набора «радостей» вроде ожирения, депрессии и проблем с сердцем.

Эксперименты, которые ставили Элизабет Кирби с коллегами, имитировали короткий, но сильный стресс. Крысу механически обездвиживали на несколько часов, при этом уровень стрессовых гормонов у неё поднимался до отметки, характерной для длительного стресса, но сам стресс был недолгим. В результате учёные могли наблюдать, как клетки в гиппокампе у животных начинали усиленно размножаться.

Спустя две недели после стресса животные начинали лучше выполнять тесты на память. Исследователи специально метили «новорождённые» клетки, и впоследствии оказалось, что именно они и требовались для лучшего выполнения задания. При этом, однако, сразу после стресса никаких когнитивных улучшений у крыс не было – по-видимому, из-за того что новым клеткам нужно время, чтобы созреть и встроиться в нейронные сети.


Категория: Из студенческой жизни | Просмотров: 312 | Добавил: lunev2009 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!