Пятница, 29.03.2024, 02:13
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из студенческой жизни [21]
События [86]
Знаменательные даты, события и свершения
Гримассы бытия [43]
Жизнь без прикрасс
Исторические параллели [31]
Из опыта прошлого
Вопрос ребром [24]
Смешно о грустном
Истерические параллели [18]
Жизнь у нас и за бугром
Позвольте поздравить((((( [7]
КВН [20]
Кто вас насмешил
Юбилеи [4]
Прогнозы [15]
Коротко, но интересно [14]
Необычные факты
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
 Блог
Главная » 2014 » Июль » 24 » Рыночная модель для рыночной отрасли
08:38
Рыночная модель для рыночной отрасли

На минувшей неделе, 10 июля, состоялось внеочередное заседание Союза ректоров России, на котором со стороны государства были сформулированы несколько весьма радикальных для национальной системы образования инициатив. Можно даже сказать – ультимативных.

Союз_ректоров

 

Интерес к этой теме очевиден: современный этап человеческого развития, будь то экономика, социальные отношения, культура, даже национальные языки и свойства личности, трудно представить без эффективно действующей образовательной системы. Особенно ее верхней части – университетского образования, находящегося на стыке между профессиональными компетенциями и высшим проявлением творчества – наукой. Вопрос заключается в том, каким образом сделать эту систему эффективной, причем не в примитивном понимании этого слова, а, скорее, думая об образовании как лидерской отрасли экономики, формирующей будущее, не сильно пугающее человечество.

Здесь важно отметить, что, как и в случаях с гигантскими инфраструктурными задачами и проектами, усилий одного лишь государства будет явно недостаточно. Если не дать вузам свободы, а заставить, именно – заставить, жить по нормативным указаниям сверху, то они не смогут создать адекватную образовательную среду – они будут работать не на то самое будущее, а на отчетность, блюсти правила учредителя и удовлетворять их любой ценой.

Вот и прошедший съезд, – это не только официальная часть какой-то великой идеи. Беседы с участниками в кулуарах, разговоры о тех проблемах, которые приходится решать вузам ежедневно и ежегодно, наводят на мысль, что надо идти еще дальше, все время пугаясь, что это «дальше» убьет образование… и в итоге все равно рано или поздно к этому придется вернуться.

Ключевая инициатива, которая могла бы открыть путь к образованию нового качества – это разделение образования на две разные по своей сути задачи – «повышение качества человеческого капитала», «подготовка специалистов для экономики».

Для их реализации может потребоваться реформирование столбовых принципов современной российской высшей школы отказ от гарантии полностью бесплатного образования, с сохранением, тем не менее, доступности образования (в смысле его цены), отказ от дипломов государственного образца, реформирование отсрочки от призыва и ряд других новшеств. Оценка эффективности вузов должна происходить только при условии четкого заданного результата деятельности, и должна производиться непосредственными потребителями их услуг, в том числе и в первую очередь – студентами.

Таким образом, может быть выстроена совершенно новая политика в области развития системы высшего образования. Ниже представлены те реперные точки, по которым, как мы считаем, мог бы, пройти процесс модернизации.

Союз_ректоров

 

Основы государственной политики в области развития системы высшего образования

Здесь и далее мы будем придерживаться тезисной логики изложения, чтобы отчетливей проявить наиболее ярко выраженные угрозы этому развитию и способы реагирования.

Мы уже не раз говорили, и многие эксперты с этим согласны, что необходимо разработать отдельную (специальную) программу развития сектора высшего образования, включая весь набор устанавливающих документов: концепция, стратегия, программа и т.д. Сегодня нужда в такого рода программе только возрастает, в современной экономике основным ресурсом, обеспечивающим конкурентные преимущества, является человеческий капитал. Поэтому «индустрия развития человеческого капитала», т.е. отрасль высшего и профессионального образования будут играть определяющую роль в социально-экономическом развитии государства. Именно поэтому, высшее образование, это:

  • ключевая отрасль для развития страны в целом и всех составных частей этого развития – экономики, социальной сферы, ВПК, отраслей народного хозяйства;
  • отрасль, которая во всем мире стремительно коммерциализуется, переходит в рыночный формат, что формулирует совсем иные, нежели существующие, требования для поддержания конкурентоспособного уровня.

Только за счет государственного финансирования невозможно обеспечить необходимый уровень поддержки высшего образования, а почти монопольное государственное управление определяющей частью организаций высшего образования не позволят выстроить эффективную отрасль в сегменте высшего образования (эффективные предприятия, конкуренция, инвестиционная активность, качество услуг и т.д.).

В аналогичном положении находится и исследовательский сектор. Вопрос концептуального объединения развития этих секторов в единую программу или разработка двух независимых программ требует отдельного экспертного обсуждения. Объединить их логично, но настолько это может оказаться сложным с административной точки зрения и трудоемким в плане учета специфических интересов целевых аудиторий? Это серьезный вопрос, поскольку на законодательном уровне наука и образование в России разъединены, более того, на сегодняшний день мы имеем современный, прошедший многоуровневое обсуждение, закон «Об образовании в Российской Федерации» и совершенно архаичный, образца минувшего века, закон «О науке». Для формирования государственной политики в области ВПО крайне важными могут оказаться локальные акты, содержащие конкретные предложения. Основная часть таких документов уже находится в разработке, нужно лишь уточнить базовые установки при «шлифовке» этих документов. Перечень подобных документов может быть следующим:

  • Положение о формировании государственного задания на оказание госуслуг по реализации образовательных программ ВПО.
  • Методика расчетов объемов государственного финансирования на оказание этих услуг. Методика является частью Положения.
  • Основы государственной политики по управлению подведомственных организаций ВПО.
  • Методика оценки эффективности деятельности организаций ВПО.
Союз_ректоров

 

Что касается Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего профессионального образования, т.е., правила, определяющего «кому, сколько, на что», то необходимо руководствоваться тем, что в любом случае будет происходить разделение потребности государства на «повышение качества человеческого капитала» и «подготовку специалистов». Это разные заказы, разные требования, разные конкурсы по распределению финансирования. В случае «подготовки специалистов» необходимо придерживаться следующих установок (о повышении качества человеческого капитала – ниже):

1. Отказ от обязательств государства по «бесплатному предоставлению высшего образования для такого-то количества граждан». Государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности высшего образования, а не бесплатности высшего образования для всех. Суть affordable funding в том, что государство всегда (на определенном уровне) софинансирует оказание госуслуг по реализации программ ВПО, для чего можно законодательно закрепить, например, процент ВВП России, который может на это тратиться, а также минимальное число мест в вузах, которые будут обеспечены государственным софинансированием (не меньше какого-то процента от численности населения, но, как минимум, на 15% больше нынешнего числа). При этом получение первого высшего образования должно, конечно, софинансироваться государством. Софинансирование получения высшего образования не гражданами России – это отдельный вопрос, который имеет политическую составляющую, пока не имеющую определяющего значения. Как получение иностранцами высшего образования в Российской Федерации будет оказывать влияние на государственное фондирование, покажет время: не исключено, что экспорт образовательных услуг займет в системе ВПО серьезное место, и тогда нужно будет уточнить условия.

2. Условно бюджет государственного софинансирования делится на 3 части:

  • софинансирование повышения качества населения – 50% от общего объема средств;
  • финансирование подготовки специалистов – 25% от общего объема средств;
  • финансирование в рамках реализации различных государственных проектов и программ – 25% от общего объема средств.

3. Сейчас документ, определяющий статус специалиста с высшим профессиональным образованием, является государственным документом, т.е. квалификация гарантирована дипломом Российской Федерацией. Даже в том случае, если эта квалификация существует только на бумаге. Необходимо в течение 2–3 лет перейти от дипломов «государственного образца» к «дипломам конкретных вузов», которые и являлись бы гарантами этой квалификации выпускника.

4. Еще одной проблемой в части реальной модернизации системы высшего образования и внедрения различных эффективных моделей функционирования отрасли является отсрочка для студентов от службы в армии. По оценкам экспертов, серьезная часть молодых людей становятся студентами, занимая бюджетные и внебюджетные места вузов, ради отсрочки от службы в ВС России. Проблема, действительно, серьезная. Сейчас прорабатываются различные варианты решения: от активного распространения военных кафедр до перехода на контрактный принцип формирования ВС России.

Теперь остановимся на принципах государственного финансирования «повышения качества человеческого капитала», которое в любом случае, связано с профессиональным образованием.

Здесь принципиальным являются два положения.

1. Финансирование распределяется пропорционально количеству населения в регионах (укрупненных территориях).

2. Финансирование доводится вузам по образовательным областям.

По сути, это переход на систему ГИФО, когда государство компенсирует поступившим оплату образования в зависимости от качества обучения: сначала балл ЕГЭ, потом результаты обучения. Система достаточно проста для разработки – могут быть некоторые сложности при внедрении, но особых проблем не будет – т.к. она прозрачна и справедлива. Основная линия сопротивления, скорее всего, ожидается в формате дискуссий о «верификации надежности в рамках существующих инструментов контроля».

Таким образом, величина компенсации студенту стоимости обучения может варьироваться в зависимости от качества обучения от года к году. Механизм варьирования можно оставить на усмотрение ВУЗа, равно как право вводить или не вводить такой механизм. Однако, если государство компенсирует «минимальную стоимость услуги», а ВУЗ на этой основе формирует собственную политику приема и обучения, то только с обязательствами «не меньше такого-то количества студентов».

Распределение государственного финансирования между ВУЗами региона в части «повышения качества населения» строится, исходя из логики отбора лучших студентов: такой-то средний балл ЕГЭ – такая-то величина скидки.

Государственное финансирование в части «качества населения» делится между бакалавриатом и магистратурой в соотношении 75% / 25%.

Союз_ректоров

 

Основные принципы финансирования государственного заказа по «подготовке специалистов»

Государство финансирует подготовку кадров для государственного сектора экономики (публичный сектор, сектор социальных услуг, выполнение государственных функций и обязательств). Сюда не относятся предприятия рыночных секторов с тем или иным государственным участием. Непосредственным заказчиком кадров здесь являются государственные учреждения или органы и, по сути, это целевой набор от имени государства. Финансирование распределяется между профильными ВУЗами на конкурсной основе. Объемы финансирования (количество заказанных специалистов) определяются из соотношения качество подготовки / стоимость обучения одного студента. Конкурсные процедуры следует разрабатывать, придерживаясь следующих установок:

  • В рамках конкурса ВУЗ обязуется обеспечить подготовку заданного количества специалистов с уровнем подготовки, не ниже установленного. Подготовленный по этой программе специалист обязуется отработать не менее 3 лет по полученной специальности (в конкретном регионе) в России. Государство обязуется трудоустроить специалиста по специальности, но в то же время с некоторым гарантированным уровнем (вопрос целевых контрактов требует уточнения).
  • Контракт с обучающимся логично заключать на втором году обучения: будет понятен уровень обучающихся, их мотивация, предпочтения и т.д. Как вариант, такой конкурс можно проводить на втором году обучения, добавляя финансирование под персональные целевые контракты, меняя условия обучения, предоставляя отсрочку от армии и т.д.
  • Возможное распределение финансирования в части «подготовки специалистов» может быть таким: бакалавриат – 40%, магистратура – 30%, специалитет – 15%, аспирантура – 15%.

Основные принципы финансирования государственного заказа в рамках реализации различных государственных проектов и программ базируются на выделении дополнительных средств для софинансирования государственного задания по реализации образовательных программ высшего профессионального образования, нацеленных на специальную поддержку различных государственных или региональных программ. Например, в рамках программы «5/100»; возможная поддержка сети опорных региональных ВУЗов; конкретные программы территориального развития. И основное требование к таким программам – конечность во времени. Необходимо заложить минимальный уровень ежегодного обновления перечня поддерживаемых программ и проектов (20%). Разумеется, финансирование распределяется на конкурсной основе.

Союз_ректоров

 

Вариант методики расчетов объемов государственного финансирования на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего профессионального образования

Во-первых, необходимо четко определить какой конкретно норматив рассчитывается – абсолютно реально рассчитать базовый (минимальный) норматив компенсации за счет средств федерального бюджета стоимости государственного задания оказания услуги в расчете на одного студента.

Алгоритм расчета объемов государственного финансирования предлагается составить, исходя из базовых параметров: из ФГОС получаем нагрузку преподавателя в часах; из соотношения 1,5 средней по стране (или по максимальной для 80% регионов) получаем стоимость в ФЗП; добавляем социальные отчисления; ФЗП с социальными отчислениями должны составлять 60% от общей стоимости. Получаем минимальный норматив. Соотношение преподаватель студент для расчета объемов в бакалавриате составляет 1:12.

1. Методика оценки эффективности ВУЗа: кто, как, зачем оценивает ВУЗ?

Без изменения принципов управления государственным сектором высшего образования создать эффективную систему невозможно, равно как и сформулировать корректную методику оценки эффективности ВУЗа. Оценка эффективности возможна только при условии четкого заданного результата деятельности. В настоящее время нормального понятия «результата», кроме Программы 5/100 и завершающихся ПСР, нет.

Для выстраивания эффективной системы ВУЗ должны оценивать непосредственные потребители его услуг. Это – студенты. Государство, как и работодатели, выступают, скорее, в роли бенефициара. Оценка со стороны рынка – это один из индикаторов для студентов выбрать тот или иной ВУЗ. Поэтому для ВУЗа основной оценкой его эффективности должна являться оценка потенциальных студентов. Базовые принципы таковы:

  • Оценка эффективности ВУЗа должна производиться потребителем, обществом. Государство должно обязать ВУЗы (как минимум собственные или те, где есть государственное софинансирование) к публичному представлению обязательного перечня информации, характеризующего деятельность ВУЗа.
  • Государство должно стимулировать развитие системы рейтинговых агентств, упрощающих для общества процедур оценки ВУЗов.
  • Государство от своего лица может оценивать эффективность деятельности ВУЗов, выступая в роли собственника или в роли заказчика услуг. Но для этого необходимо четкое понимание государством собственных целей и задач в данной области, качественных инструментов оценки и т.д. Та процедура, которая сейчас проводится под названием «оценка эффективности ВУЗа» и является подобием данной процедурой. Эта оценка собственника эффективности подведомственных организаций на основе каких-то только ему понятных взглядов на жизнь. Гораздо проще снять с себя данную функцию, возможно, сохранив только контроль за условиями реализации образовательного процесса, но не содержания этого процесса.
  • Когда государство выступает в роли заказчика по целевым наборам, то оно может и должно участвовать в принятии результатов, т.е. участвовать в ГАК.

Союз_ректоров

Вопросы лицензирования и аккредитации в сфере высшего образования также решаются исходя из логики, что государство: во-первых, гарант устойчивого социально-экономического развития; во-вторых, заказчик на заметное число выпускников; и только в-третьих, все еще собственник ряда образовательных учреждений. При таком подходе, лицензирование образовательной деятельности – это контроль наличия минимальных условий для ведения подобной деятельности (площади по СНИПам, соблюдение САНПИНов, наличие оборудования и квалифицированного персонала).

Необходимо начинать реформировать институт лицензирования и аккредитации. В условиях, когда отменяются дипломы «государственного образца» ситуация будет сама эволюционно меняться. Для начала необходимо существенно сократить число оцениваемых позиций и постараться четко задать значение минимального уровня.

  • Контроль должен заключаться в отслеживании соблюдения ВУЗом процедур публичной отчетности по заданным критериям (по информационным позициям – тот самый минимальный уровень для лицензирования).
  • Контролирующий орган также должен вести реестр рейтинговых агентств, оценки которых могут использоваться государством при формировании списка ВУЗов для реализации государственного задания.
  • Аккредитация должна быть добровольной со стороны ВУЗа процедурой. В течение короткого периода 3–4 года необходимо сформировать институт аккредитационных агентств, как общих, так и отраслевых; сформировать реестр этих агентств, оценки которых учитываются государством при размещении заказа.
  • Государство и государственные организации могут размещать свой образовательный заказ только по аккредитованным ООП.

Таким образом, вопрос с лицензированием образовательной деятельности в области высшего образования пока остается открытым. В ближайшее время лицензирование остается, но стоит быть готовым к изменениям в этой области. Логичных причин для сохранения этой процедур пока не видно, но до формирования нормальной конкурентной среды, которая бы не пускала на рынок «мошенников от образования» этот институт должен сохраниться. Тем не менее, необходимо четко сформулировать минимальный перечень контрольных параметров и их значения, а также регламенты проверки. А аккредитация должна стать процессом добровольной самооценки.

Необходимо в принципе пересмотреть подход государства к системе государственных учреждений высшего образования. Если признать, что высшее образование – это ниша рыночной экономики, и что ВУЗы должны конкурировать между собой, другими сегментами рынка, конкурировать на международном уровне, то им должна быть предоставлена свобода действий. Когда одни организации конкурируют на рынке, а другие вынуждены конкурировать на «видении этого рынка глазами учредителя», то исход очевиден. Государственные ВУЗы необходимо переводить в формат автономных предприятий, а впоследствии, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, используя механизмы концессии, и в некоммерческие или коммерческие организации. Для такого перехода должна быть разработана соответствующая целевая программа. На начальном этапе, в качестве пилотного проекта, эту или очень приближенную модель можно опробовать как инструмент поддержки опорных региональных ВУЗов.

2. Опорные региональные ВУЗы как модератор и базовый элемент регионального (территориального) развития.

Развитие региональных высших учебных заведений, (первая ласточка – федеральные университеты), является очень важной линией государственного участия. Опорные региональные ВУЗы обладают человеческим капиталом (молодежь); определенными льготами для развития высокотехнологичных производств; землей и зданиями. Если к этому прибавить возможности региона (земля, инфраструктура, определенные льготы) и возможности бизнеса, то могут получиться интересные проекты – если корректно сформулировать условия капитализации и выхода из бизнеса

В дальнейшем, после апробации ряда таких проектов, можно прописать условия перехода ВУЗов на самостоятельные модели развития посредством реализации программ стратегического развития. Разумеется, необходимо разработать программу поддержки развития региональных инновационно-образовательных кластеров с использованием опыта Минэкономразвития России.

Именно опорные региональные университеты могут и должны стать физическими и содержательными точками / центрами кластеров высокотехнологического и культурного развития регионов, местом формирования новых социально-экономических пространств, региональных «точек кипения».

Необходимо на ряде пилотных регионов отработать модель организации таких кластеров «интеллектуального развития», отработать модель государственно-частного партнерства, где в одном проекте объединяются функционал и ресурсы федеральных и региональных властей, бизнеса и некоммерческих организаций.

Причем, если целью этой активности ставить получение реального результата, а не отчета об освоении средств и успешном построении комплекса «потемкинских деревень», то необходимо говорить о специальном правовом статусе для таких образований. По примеру Сколково (к сожалению, пока результативность этого проекта оставляет желать лучшего, но других вариантов развития пока здесь нет).

Категория: События | Просмотров: 640 | Добавил: lunev2009 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!