ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? - Эффективное обучение - Преподавателям - Каталог статей - Эффективное профессиональное обучение
Пятница, 09.12.2016, 18:21
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Этапы разработки модульных программ [15]
Эффективное обучение [5]
Идеология, методология, инструментарий эффективного обучения
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Преподавателям » Эффективное обучение

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

 

Возможно ли приобретение профессионального опыта в процессе обучения в профессиональном учебном заведении?

Этот вопрос задают очень часто на всех уровнях. И практически всегда получают отрицательный ответ. Почему? Потому что этот отрицательный ответ даётся с точки зрения традиционного обучения, организация и методология которого не в состоянии дать хоть какой то элементарный опыт, не говоря уже о профессиональном.

Но если к решению этой задачи подойти творчески, используя идеологию эффективного обучения, то результат будет совсем другим.

(статьи «Популярно о сути эффективного обучения», «Популярно о сути компетентностного подхода»).

 

  1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт

( рис.1.1,а), тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств (рис.1.1,б).

Рис. 1.1. Соотношение профессиональных качеств молодого и профессионального специалиста.

 

Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определённых умений (рис.1.2.).

Рис. 1.2. Схема приобретения опыта.

 

Каждый выпускник ОУ обладает некоторым минимальным опытом и способен выполнять определённые действия, которых недостаточно для эффективной трудовой деятельности. Поэтому ему в начале своей трудовой деятельности требуется достаточно много времени для приобретения профессионального опыта.

Профессиональный опыт - способность выполнять квалифицированные действия и анализировать их результаты для изготовления продукции требуемого качества в заданные сроки (для эффективного решения профессиональных задач) (рис.1.3.).

Рис. 1.3. Структура и значение профессионального опыта.

 

При каких же условиях   студент сможет приобрести профессиональный опыт?

 

2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Профессиональный опыт во время   обучения       можно приобрести только в одном случае: в учебном процессе действует система получения опыта (рис. 2.1).

Рис. 2.1.  Алгоритм приобретения профессионального опыта в учебном заведении.                  Для реализации системного подхода требуется система модулей.

Модуль                                                                                                

– целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Зачем нужна система модулей?

Общеизвестно, что для достижения цели профессии специалист должен выполнять основные функции (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

Основные функции представляют собой описание функциональных действий, обеспечивающих достижение основной цели (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Так, например, для достижения основной цели токарю необходимо выполнять три основных функции: 

  1. А - Подготавливать средства технологического оснащения для изготовления детали.
  2. В -  Производить наладку станка на изготовление детали.
  3. С -  Управлять процессом изготовления детали. 

Функциональный модуль представляет собой интегрированное описание определенных действий, необходимых для выполнения основной функции.

Для выполнения основной функции А «Подготавливать средства технологического оснащения для изготовления детали» токарю необходимо выполнять следующие определённые действия, входящие в состав функциональных модулей:

1.     А1 -  подготовить своё рабочее место  и станок к выполнению работы.

2.     А2 -  проверить геометрическую точность станка.

3.     А3 -  произвести заточку и доводку режущего инструмента для получения детали.

В свою очередь, для выполнения определенных действий специалисту требуются конкретные законченные действия, для осуществления которых необходимы конкретные компетенции, осваиваемые затем обучающимися в процессе обучения. Например, подготовка станка к выполнению работы (модуль А1) включает в себя ряд конкретных законченных действий, после осуществления которых станок будет готов к выполнению требуемой операции:

1.     Проверить исправность заземления и ограждений станка.

2.     Осуществить смазку узлов станка.

3.     Проверить работу системы смазки и охлаждения.

4.     Проверить работу станка на холостом ходу.

5.     В случае обнаружения неисправности своевременно сообщить мастеру.

Т.е., в ходе решения профессиональных задач специалист выполняет целый ряд действий: функциональных, определённых, конкретных, общих, вспомогательных и др. (статьи «Функциональная карта профессии и основные компетенции специалиста», «Функциональные карты»). Но научить выполнять эти действия в составе учебных дисциплин невозможно, т.к. они носят интегрированный характер. Для того, чтобы научить студента выполнять требуемые действия, нужна соответствующая система. Для этого и создаётся система модулей. В каждом модуле последовательно шаг за шагом, т.е. системно,  формируются требуемые на соответствующем этапе обучения профессиональные качества (знания, умения, навыки, опыт), а также совершенствуются личностные качества (самостоятельность, настойчивость, решительность, креативность и т.д.). Только в случае пошагового, но не прыжкового движения к поставленной цели можно добиться максимального результата (рис.2.4).

Рис. 2.4.

Базовые модули предназначены для освоения, осмысления и усвоения знаний; развития различных форм мышления и интеллекта.

Учебные модули предназначены для приобретения, осмысления и освоения опыта; освоения учебных компетенций.

Профессиональные модули предназначены для приобретения профессионального опыта путём решения профессиональных задач; освоения профессиональных компетенций.


Например, для подготовки Токаря структура модульной программы должна иметь вид

Рис.2.5. Структура модульной программы для подготовки токаря.

И обучение должно вестись в составе соответствующих модулей:

Рис. 2.6. Содержание модульной программы для подготовки токаря.

 

 Для подготовки специалиста  машиностроительного профиля  (квалификация техник)предлагаю следующие:

  1. Общие модули:
    1. Охрана труда и техника безопасности.
    2. Коммуникативные компетенции.
  2. Базовые модули:
    1. Введение в специальность.
    2. Основы технической деятельности (Черчение, допуски и посадки, материаловедение, техническая механика).
    3. CAD/CAE – системы.
    4. CAD/CAM/CAE/PDM – системы.
    5. Средства технологического оснащения ( технологическое оборудование, технологическая оснастка).
    6. Технология машиностроения (ПФОИ, техмаш, метрология, нормирование).
  3. Учебные модули:
    1. Разработка технологических процессов с использованием ИКТ;
    2. Составление управляющих программ для станков с ЧПУ;
    3. Разработка техзадания на проектирование технологической оснастки;
    4. Проектирование деталей машин и технологической оснастки.
    5. Организация работы производственного участка.
    6. Наладка станков с ЧПУ.
    7. Изготовление деталей на станках с ЧПУ.
    8. Осуществление технического контроля.

 

4. Профессиональные модули:

4.1. Профессиональный модуль «Проектно-технологическая деятельность».

4.2. Профессиональный модуль «Производственно-технологическая деятельность»

Только нужно иметь в виду то, что в профессиональных модулях необходимо решать профессиональные задачи. Только в этом случае можно будет говорить о приобретении профессионального опыта.

Что это даёт система модулей?

     1. Формулируются цели учебных программ и задачи модулей обучения,        соответствующие требованиям работодателей.

2. Повышается гибкость учебных программ.

3. Повышается мотивация получения профессии.

4. Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций.

5. Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения.

6. Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров ПО.

7. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве.

8. Студенты приобретают профессиональный опыт.
 

Сразу отвечу на вопрос: «Почему повышается мотивация?» Если в учебном процессе студент шаг за шагом будет осваивать приёмы выполнения  работ и  выполнять конкретные действия в ходе решения профессиональных задач, приобретая первоначальный опыт, а затем и профессиональный, то заставлять учиться его будет не нужно по следующим причинам:

1.     Он знает, что нужно делать.

2.     Он знает, как нужно делать.

3.     Он умеет решать профессиональные задачи.

4.     Он может анализировать  свои действия и вносить в них коррективы.

5.     Он может анализировать  промежуточные результаты своей работы.

6.     Он может оценивать результаты своей работы или деятельности.

7.     Он может делать выводы и принимать решения.

Только в этом случае студент будет мотивирован на учёбу.

Только в этом случае он может приобрести профессиональный опыт.

 

 

3.  РЕАЛИЗАЦИЯ

 

Для приобретения профессионального опыта обязательно соблюдение следующих условий:

  1. Студенты должны выполнять реальные действия.

При традиционном обучении студенты в основном имитируют действия.

Выполнение реальных действий возможно только на основе осмысленных знаний с помощью реальных умений.
Для получения осмысленных знаний студенты должны составлять логические структурные схемы (ЛСС), так как они обладают следующими достоинствами: (статья «Логические структурные схемы)

  1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
  2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
  3. Информационная насыщенность – каждая ЛСС содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
  4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
  5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленного трактования понятий.
  6. Лаконичность – ЛСС показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.

 

ЛСС оптимальна:

  1. С точки зрения восприятия: зрительное восприятие ЛСС намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
  2. С точки зрения воображения: ЛСС в воображении студента создаёт целостную картину машины, процесса и т.д.
  3. С точки зрения памяти: ЛСС обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
  4. С точки зрения представления: ЛСС даёт комплексное представление об устройстве и принципе действия машины; протекании процесса и т.д.
  5. С точки зрения мышления: ЛСС, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

ЛСС также эффективны при подготовке к выполнению практических заданий на практических и лабораторных занятиях, а также во время учебной и производственной практик (рис.3.1)

Рис. 3.1.

2. Реальные действия должны выполняться на рабочих местах.

 

Занятия, особенно практические, необходимо проводить на рабочих местах работодателя. В случае отсутствия такой возможности в учебно-производственных мастерских и лабораториях организуются рабочие места, максимально приближенные к рабочим местам работодателя. Для базовых модулей можно организовать рабочие места в классах, кабинетах и аудиториях.

Только на рабочем месте можно осуществить интеграцию теории и практики, без которой невозможно приобрести профессиональный опыт.
Только на рабочем месте студенты могут эффективно выполнять реальные конкретные действия. Только на рабочем месте они могут анализировать прошлый опыт и приобретать новый опыт.

В классах и аудиториях на лекциях, практических и семинарских занятиях может выполняться только имитация действий с низким КПД.

3. Студенты обязательно должны анализировать полученный результат

Процесс приобретения, осмысления и освоения нового опыта у студента может осуществляться только тогда, когда он анализирует свои действия, выявляет ошибки и неточности, вносит коррективы.

4.  СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

Выстроить сегодня в ОУ систему модулей невозможно. Для этого в профессиональном обучении нужна настоящая революция. Даже те, кто прочитает эту статью, скептически отнесутся к предлагаемому системному подходу. Но рано или поздно к этому у нас придут. Но пока действует ФГОС-3, предлагаю следующие шаги для повышения эффективности обучения (не забывайте всё-таки о студентах: они хотят стать настоящими специалистами, но не людьми с пустым дипломом):

1. Уяснить, что МДК предназначен для получения умений, навыков, опыта.

2. В МДК 60…80 % учебного времени отводить на практические и лабораторные занятия.

3. Во время выполнения практических заданий решать реальные конкретные задачи, соответствующие виду профессиональной деятельности.

4. Мотивировать студентов выполнять действия только на основе осмысленных знаний.

5. В МДК и на квалификационном экзамене проверять у студентов наличие   опыта путём демонстрации ими квалифицированных действий в процессе решения профессиональных задач.

6.

Категория: Эффективное обучение | Добавил: lunev2009 (20.12.2014)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!