Суббота, 20.04.2024, 00:58
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Этапы разработки модульных программ [15]
Эффективное обучение [5]
Идеология, методология, инструментарий эффективного обучения
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Преподавателям » Этапы разработки модульных программ

Функциональная карта профессии и основные виды компетенций специалиста

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  КАРТА  ПРОФЕССИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

 

 

Функциональная карта профессии (специальности)  включает в себя основную цель профессии и содержит все основные функции и функциональные модули (рис. 1).  

    

      Для достижения цели профессии необходимо выполнять основные функции. Для выполнения основных функций необходимо выполнять действия, содержащиеся в функциональном модуле.

Основная цель описывает профессию с точки зрения достижения конечного результата. Например, для профессии «Токарь» основная цель - изготавливать качественные детали на токарно-винторезных станках.

Основные функции представляют собой описание функциональных действий, обеспечивающих достижение основной цели (рис. 2).


Для достижения основной цели токарю необходимо выполнять три основных функции:

 

  1. А - Подготавливать средства технологического оснащения для изготовления детали.
  2. Б -  Производить наладку станка на изготовление детали.
  3. В -  Управлять процессом изготовления детали.

 

Функциональный модуль представляет собой интегрированное описание определенных действий, необходимых для выполнения основной функции.


Для выполнения основной функции А «Подготавливать средства технологического оснащения для изготовления детали» токарю необходимо выполнять следующие определённые действия, входящие в состав функциональных модулей:

1.     А1 -  подготовить своё рабочее место  и станок к выполнению работы.

2.     А2 -  проверить геометрическую точность станка.

3.     А3 -  произвести заточку и доводку режущего инструмента для получения детали.

В свою очередь, для выполнения определенных действий специалисту требуются конкретные законченные действия, для осуществления которых необходимы конкретные компетенции, осваиваемые затем обучающимися в процессе обучения. Например, подготовка станка к выполнению работы (модуль А1) включает в себя ряд конкретных законченных действий, после осуществления которых станок будет готов к выполнению требуемой операции:

1.     Проверить исправность заземления и ограждений станка.

2.     Осуществить смазку узлов станка.

3.     Проверить работу системы смазки и охлаждения.

4.     Проверить работу станка на холостом ходу.

5.     В случае обнаружения неисправности своевременно сообщить мастеру.

Заранее отметим, что конкретные законченные действия имеют очень большое значение, так как на их основе будут составляться спецификации модулей обучения. В связи с этим преподавателям, работающим над созданием модульных программ, основанных на компетенциях, в обязательном порядке придется столкнуться с процедурой дифференциации действий своих специалистов (подробнее об этом смотри в книге «Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация»).

Рассмотренные варианты функциональной карты содержат только основные функциональные модули. Но для достижения основной цели профессии специалист кроме основных всегда осуществляет некоторые общие действия. Например, взаимодействует с коллегами и руководителями; соблюдает правила охраны труда и техники безопасности; изучает техническую документацию и т.д.

Следовательно, профессиональный арсенал любого специалиста должен состоять из определенной совокупности ряда модулей: основных, общих и базовых. Последние представляют собой базовые знания, без которых невозможно выполнение основных и общих действий.

Соответственно каждый специалист должен владеть тремя видами компетенций: основными – для выполнения основных действий; общими – для выполнения общих действий; базовыми – для выполнения основных и общих действий (рис. 4).


Последнее утверждение можно подвергнуть критике. Для этого проанализируем рис. 5.

 

К известным трем видам компетенций добавили четвертый – вспомогательные. Бесспорно, что вспомогательные компетенции необходимы. Возникает только вопрос: «Каким образом овладеть этими компетенциями?». Наиболее вероятны два варианта:

1. Ввести еще один общий модуль «Повышение интеллектуально-творческого потенциала».

2. В процессе освоения каждого модуля уделять пристальное внимание развитию вспомогательных компетенций.

 

Категория: Этапы разработки модульных программ | Добавил: lunev2009 (20.02.2012)
Просмотров: 8294 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!