ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПРОФЕССИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Функциональная карта профессии (специальности) включает в себя основную цель профессии и содержит все основные функции и функциональные модули (рис. 1).
Для достижения цели профессии необходимо выполнять основные функции. Для выполнения основных функций необходимо выполнять действия, содержащиеся в функциональном модуле.
Основная цель описывает профессию с точки зрения достижения конечного результата. Например, для профессии «Токарь» основная цель - изготавливать качественные детали на токарно-винторезных станках.
Основные функции представляют собой описание функциональных действий, обеспечивающих достижение основной цели (рис. 2).
Для достижения основной цели токарю необходимо выполнять три основных функции:
- А - Подготавливать средства технологического оснащения для изготовления детали.
- Б - Производить наладку станка на изготовление детали.
- В - Управлять процессом изготовления детали.
Функциональный модуль представляет собой интегрированное описание определенных действий, необходимых для выполнения основной функции.
Для выполнения основной функции А «Подготавливать средства технологического оснащения для изготовления детали» токарю необходимо выполнять следующие определённые действия, входящие в состав функциональных модулей:
1. А1 - подготовить своё рабочее место и станок к выполнению работы.
2. А2 - проверить геометрическую точность станка.
3. А3 - произвести заточку и доводку режущего инструмента для получения детали.
В свою очередь, для выполнения определенных действий специалисту требуются конкретные законченные действия, для осуществления которых необходимы конкретные компетенции, осваиваемые затем обучающимися в процессе обучения. Например, подготовка станка к выполнению работы (модуль А1) включает в себя ряд конкретных законченных действий, после осуществления которых станок будет готов к выполнению требуемой операции:
1. Проверить исправность заземления и ограждений станка.
2. Осуществить смазку узлов станка.
3. Проверить работу системы смазки и охлаждения.
4. Проверить работу станка на холостом ходу.
5. В случае обнаружения неисправности своевременно сообщить мастеру. Заранее отметим, что конкретные законченные действия имеют очень большое значение, так как на их основе будут составляться спецификации модулей обучения. В связи с этим преподавателям, работающим над созданием модульных программ, основанных на компетенциях, в обязательном порядке придется столкнуться с процедурой дифференциации действий своих специалистов (подробнее об этом смотри в книге «Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация»).
Рассмотренные варианты функциональной карты содержат только основные функциональные модули. Но для достижения основной цели профессии специалист кроме основных всегда осуществляет некоторые общие действия. Например, взаимодействует с коллегами и руководителями; соблюдает правила охраны труда и техники безопасности; изучает техническую документацию и т.д.
Следовательно, профессиональный арсенал любого специалиста должен состоять из определенной совокупности ряда модулей: основных, общих и базовых. Последние представляют собой базовые знания, без которых невозможно выполнение основных и общих действий.
Соответственно каждый специалист должен владеть тремя видами компетенций: основными – для выполнения основных действий; общими – для выполнения общих действий; базовыми – для выполнения основных и общих действий (рис. 4).
Последнее утверждение можно подвергнуть критике. Для этого проанализируем рис. 5.
К известным трем видам компетенций добавили четвертый – вспомогательные. Бесспорно, что вспомогательные компетенции необходимы. Возникает только вопрос: «Каким образом овладеть этими компетенциями?». Наиболее вероятны два варианта:
1. Ввести еще один общий модуль «Повышение интеллектуально-творческого потенциала».
2. В процессе освоения каждого модуля уделять пристальное внимание развитию вспомогательных компетенций.
|