История образа Одигитрии –
Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие
ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней
можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то
же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых
новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.
Апостол Лука пишет икону Богоматери. Псковская школа, 16 век
Апостол Лука – иконописец
Предание о том, как апостол Лука – один из 70
апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник –
написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске
стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в
число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать
сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются.
Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.;
безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом
на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой
через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных
материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа
Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.
Умножение образов
С самых первых шагов у неискушенного человека
возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ,
написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по
пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших
дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом,
рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним
базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа
принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа. И
ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни
имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается
не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для
поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая,
историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую
– чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета
коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о
которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию,
восходящую к первоначальному прототипу.
Появление Одигитрии
Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается
тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в
левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель;
Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута
к предстоящим, являя собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой,
первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен
в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия
II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии.
Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии,
Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал
называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.
Образ из Одигона
Чудеса Одигитрии начинаются с 453 г., когда ее
вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она
обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из
Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря
Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху –
поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном
танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей
Константинополя. Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г.,
вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453
г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом
известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом,
должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был
образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его
можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной
пластине XII в., представляющей византийскую Одигитрию.
Влахернская икона
Этот образ был поясным. Его списки – и списки со
списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь
Перивлепта XIV в., Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 гг. В
позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская. На Руси –
Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В
Польше – Ченстоховская. Есть списки и в Италии. Историческая, «первая»,
Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает
вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из
них – Смоленская.
|