Как в России золотят купола - Технологии - Знание - сила - Каталог статей - Эффективное профессиональное обучение
Среда, 18.01.2017, 17:05
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из жизни великих [66]
Необъяснимо, но факт [38]
Технологии [50]
Необъятная вселенная [19]
Природа [57]
Не только полезно, но и приятно [15]
Праздники [26]
Интересные факты [139]
Великие нации [30]
Чудеса со всего света [40]
История вещей [24]
История праздников [12]
Как улучшать умственную деятельность [6]
Ещё раз про любовь [7]
О том, чего мы ещё не знаем
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Знание - сила » Технологии

Как в России золотят купола

Кому к Пасхе голову золотят

Прежде чем приступить к золочению купола или креста, вокруг него строят защитный домик — кожух. И упаси бог, кто–то во время работы откроет во времянке дверь… Мастера работают с пластинками золота в несколько раз тоньше человеческого волоса. Сусаль не любит сквозняков, пыли и перепада температур.

Накануне Пасхи уникальные мастера художественно – производственного предприятия «Софрино» Русской православной церкви согласились поделиться с «МК» своими секретами .

"Лицо" храма

Кому к Пасхе голову золотят

Среди производственных корпусов купол храма во имя преподобного Серафима Саровского прямо «горит» на солнце. От позолоченного креста и херувимов на памятнике Патриарха Пимена по асфальту бежит россыпь солнечных зайчиков.

-Золото способно отражать 94% лучей, которые падают на его поверхность, — говорит встречающий нас начальник цеха иконостасов Александр Шибанов. — Неудивительно, что прихожанам храмов отраженный свет, идущий от куполов и крестов, кажется светом Божьим.

-«Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал», — цитируем Владимира Высоцкого.

-Чистым золотом как купола, так и церковную утварь и храмовую мебель, не покрывают, — отзывается Александр Николаевич. — Металл переплавляют на 960-ю пробу: в ней содержится 96% чистого золота и по 2% серебра и меди. – И тут же на ходу объясняет значение слова "сусаль": — "Лицо", лицевая сторона, поверхность, а по сути — тонкие пластины золота, которыми покрывают поверхность.

На новенькие медные купола накладывают позолоту прямо в цеху.

-Считаем площадь поверхности, сколько уйдет материала, бухгалтерия выписывает счет, и начинается работа, — говорит мастер Марина Игнатова.

Молниеносное движение, и полупрозрачная пластинка сусали оказывается на специальной замшевой подушечке. Расправляет тончайший лепесток мастер с помощью… дыхания. Нечаянный выдох — и золотое великолепие может оказаться на полу и рассыпаться в прах. А попробуй чихни…

Далее в ход идет острый нож с закругленными краями. Как только листочек разрезан на нужные части, Марина Анатольевна берет в руки лампензель – «беличий хвостик». Обмакнув кончик кисточки в растопленное сливочное масло, мастер подцепляет золотинку, и с ювелирной точностью укладывает ее рядом с предыдущей.

Разравнивая – полируя поверхность ватным тампоном, мастер объясняет:

-Наше ремесло – одно из самых древних. Техника позолоты сусальным золотом не менялась тысячелетиями.

Как в старину, мастерицы сами делают лапки из волосков беличьего хвоста, колонковые кисти, агатовые и сердоликовые зубки для полировки золота. Позолотные ножи хранят в овчинных ножнах.

На участке золочения – чистота как в операционной. Окна задраены наглухо. Дверь на замке. Чужие здесь не ходят.

Толщина сусального листочка — доли микрона, поэтому особенно тщательно готовится поверхность под покрытие. Любая пылинка может прорвать сусаль.

Кому к Пасхе голову золотят

На купол предварительно накладывают лак мордан, который является еще и своеобразным клеем. У каждого мастера свой рецепт. Чтобы добиться нужного «звучания золота», нередко мордан варят из льняного масла с добавлением ископаемой смолы — янтаря и копала.

-Мордан разводят, в зависимости от концентрации он бывает «часовым», «трехсуточным». Мы обычно работаем с «суточным лаком». Перед золочением важно поймать момент, когда золото уже не отлипает от поверхности, но и не проваливается в лак, — говорит Александр Шибанов. — Нередко можно услышать от мастериц: «Жирно натерли» или «Сухо натерли». Бывает, что для обезжиривания поверхность приходится протирать водкой.

Кому к Пасхе голову золотят

«Мы как верхолазы!»

А часто все работы мастерам – позолотчикам приходится выполнять на высоте. Чтобы защитить купол от ветра, дождя и птиц, выстраивают вокруг «луковки» домик, каркас которого все чаще обтягивают полиэтиленом.

-Мы как верхолазы! – говорит мастер Валентина Шелестюк. – Работаем, облачившись в альпинистскую обвязку. Выстроенный вокруг купола полиэтиленовый домик – защита призрачная. Можно оступиться на лесах, прорвать пленку… А за времянкой — 60 метров высоты.

Кому к Пасхе голову золотят

Мастера вспоминают, как золотили купола храма в Хосте. Бригаду разделили на две части, одни готовили поверхность под золочение, покрывали купола грунтом и лаком, вторые – непосредственно накладывали сусаль.

-Я была в авангарде, — рассказывает Марина Игнатова. – Была жара, купол раскаленный, мы в марлевых повязках на лице… Спускались вниз все просоленные.

-Перед тем как начать золотить, подходили к батюшке за благословением. Поднимаясь на леса, просили: «Помоги Господи!», и работалось легче. Становились четверо по кругу, шли навстречу друг другу. Пластинки накладывали «внахлёст», чтобы линия швов была ровной. Очень сложно было достать до креста, на самую верхотуру леса ведь не подведешь. Выполняя ювелирную работу, зависали на одном колене как эквилибристы. А руки заняты! Еще и под полиэтиленовым колпаком, духота и жара — как в теплице. Но когда сусаль наложена, душа прямо поет!

Храм в Минводах, Хотьковский, Боголюбский, Белогорский монастыри… Мастера сбились со счета, сколько куполов они уже одели в золото.

-Золото – это и благолепие, и красота. Но это, к тому же, и очень устойчивый материал, который не подвержен коррозии. Покрытие золотом может сохраняться и 50 лет и сто, — говорит Александр Шибанов. — Иконостасу старому бывает больше века, а его даже ножом не поцарапаешь.

Кому к Пасхе голову золотят

-Интересно, а сколько стоит позолотить купол?

-Насколько помню, площадь золочения в один квадратный метр оценивается в 80 тысяч рублей. Если купола в общей сложности занимают 9 метров, значит — – 720.

Вручную золотят большие купола. А для «крошек» до 1, 5 метров на предприятии есть гальваническая ванна. Золотое покрытие наносится электрохимическим способом.

-Смотрится оно хорошо, но стоит хуже. Видели позолоченные ложки, где микронное покрытие? Тоже и на куполах при гальванике. В микроскоп смотришь, при ручном сусальном покрытии – видишь пленку, а при электрохимическом воздействии – лишь отдельные точки.

Кому к Пасхе голову золотят

1,25 г "золотинки"

В древности мастера – позолотчики были самыми высокооплачиваемые работниками. Но жизнь их была короткой. Купола они золотили путем выпаривания ртути из золотой амальгамы. Золото при этом намертво соединялось с медными листами куполов. Позолотчики же через несколько лет погибали от отравления ртутью. Мастера от «огневого золочения» стали переходить на «аппликацию сусалью». Секреты ремесла передавались по наследству.

И ныне специальность позолотчика нельзя получить ни в одном учебном заведении. Наставником у молодняка на комбинате был потомственный мастер со звучащей фамилией Золотарев.

-Николай Васильевич ездил по храмам еще в советское время, — рассказывает мастер участка художественной обработки дерева Светлана Мелихова. — Заказов было немного. Если одной из матушек удавалось накопить денег, приглашали Васильевича для золочения. Нужно было иметь большое мужество заниматься позолотой в СССР, могли и в тюрьму упечь. В перестроечные годы мастер пришел на комбинат. Сам был трудяга, и меня воспитывал так, что за весь день я не могла ни разу присесть. Это позже у нас появились удобные высокие стульчики.

Кому к Пасхе голову золотят

Ныне золотить мастерам приходится не только купола, но и венцы, жезлы, киоты, кануны, кресла – троны, — церковную утварь и храмовую мебель. Самый ходовой товар – иконы, на которых мастера накладывают золотой фон или золотят нимбы.

Большая часть сырья поступает на предприятие с московского завода по обработке спецсплавов.

-С каждой партией мы получаем сертификат качества, — говорит Александр Шибанов. — На рынке сейчас много итальянского, немецкого, китайского золота, причем — всех оттенков и цветов. В иностранном золоте часто все с точности наоборот, 96% — примесей, и лишь 4% — золота. Ни один и этих заводов не даст вам сертификат качества.

На московском же заводе по обработке спецсплавов работают по – старинке. 13 – килограммовые бруски чистейшего золота расплавляют, прокатывают в автоматических станах, обжигают и разделяют на мерные заготовки. На этом этапе вся автоматизация заканчивается. В кузнечном цехе рабочие, как и сто, и триста лет назад, тяжелыми кувалдами расковывают на гранитном камне золотую фольгу до тончайших листиков.

Кому к Пасхе голову золотят

Резчицы обрезают сусаль ножом по определенному формату, и подшивают листочки толщиной от 0,2 до 0,9 микрона в миниатюрные золотые книжки. Каждая "золотинка" проложена папиросной бумагой.

В типовой брошюрке — 60 страничек –«золотинок» размером 91,5 на 91,5 мм. Каждая золотая книжечка весит всего… 1,25 г.

-На купола идут пластинки чуть потолще, из книжечки, которая весит от 2, 5 до 4 граммов, — говорит Валентина Шелестюк. – Лепесток этот берешь, он прямо звенит.

-Работа кропотливая, а сколько мастер в день накладывает золотых пластинок?

-Примерно две книжки, 120 листов.

По мнению Александра Шибанова труднее всего позолотить… плоскость.

-Очень непросто в этом случае ровненько, один к одному уложить все пластинки, чтобы избежать эффекта мазаичности, — объясняет мастер.

Золото – материал дорогой. Работают позолотчики под прицелом многочисленных видеокамер. Ежедневно каждому из восьми мастеров выдают именные накладные. Технолог измеряет выданное изделие и выписывает необходимое количество золотых листов.

После золочения мастера изделия хорохорят, — снимают с поверхности лишний налет, микроскопическую золотую пыль. Этот шлам собирают, сдают под расписку, из него потом делают творенное золото, как говорят на предприятии — «творенку». Художники ее разводят, и получают своеобразную золотую краску, которую используют для росписи икон.

Работая с одним из самых дорогих материалов, мастера – позолотчики, в зависимости от заказов, получают от 12 тысяч рублей до 40.

«Купол – символ жертвенной любви»

Кому к Пасхе голову золотят

Традиционно позолотчики, как и все работники предприятия «Софрино», рабочий день начинают с молебна небесному покровителю заводчан преподобному Серафиму Саровскому. Еженедельно по четвергам в храме совершается Божественная литургия, на которой поочередно присутствуют работники всех подразделений предприятия.

-Директор комбината выпустил приказ, согласно которому при строжайшей дисциплине каждый работник комбината может пойти в храм в любое время и оставаться в нем, сколько ему нужно, — говорит его настоятель протоиерей Вадим Поликопа. – Дело в том, что по каноническим нормам человек не может писать икону в состоянии злобы, зависти, ненависти. Что внутри у человека, то и реализуется в трудах рук его.

Каждая написанная на комбинате икона проходит художественный совет.

-Мы как производственное предприятие не может требовать от человека святости, такого пункта нет в трудовом договоре, — говорит протоирей Вадим Поликопа. — Но мы имеем право требовать определенного уровня мастерства, настроения. Например, я не могу выпустить в продажу икону, которую берешь в руки, и идет оторопь. Мне один парень принес икону Георгия Победоносца, говорил, не вынимая из ушей наушники. На его икону смотреть было невозможно, прямо холодок шел по спине. Дай, думаю, послушаю, что за музыку он слушает, а там — тяжелый рок. Он написал несколько икон, и ни одна из них не пошла. Икона ведь имеет одну важную цель – настраивает человека на Богообщение. Душа должна прийти в состояние тишины, должны родиться важные слова к Всевышнему. С тем парнем нам пришлось распрощаться.

Провожая нас, протоирей Вадим Поликопа показывает на храм и объясняет, почему купол имеет лукообразную форму: «Он повторяет пламя свечи. Свеча сгорая, дарит свет и тепло. Это символ жертвенной любви. Любовь она ведь двусторонняя: к Богу и человеку».

По всей России храмы венчают купола. Горят символы любви.

А вот водку с сусальным золотом на дне мастера считают полной глупостью. Никакой святости она не несет. Одна реклама.

Справка «МК»:

В Египте серебро было дороже золота до 3000 лет до н. э., а потом стало дешевле.

Золотой фольгой был обернут Apollo при высадке на луну, чтобы защитить астронавтов от радиации.

Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью с теннисный корт.

Светлана Самоделова

Кому к Пасхе голову золотят

Источник: http://nnm.ru/blogs/samovar1/komu-k-pashe-golovu-zolotyat/#cut


Категория: Технологии | Добавил: lunev2009 (04.05.2013)
Просмотров: 2164 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!