Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост
как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда
вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они
значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны,
основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!
Первое упоминание о «войлочных сапогах» мы находим в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве».
Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири.
Непосредственной предысторией валенка следует считать пытливые пробы
соединить идею войлочных башмаков (котов, чуней) с формой сапога.
Сначала войлочные сапоги просто сшивались: к войлочному башмаку
притарачивалось войлочное голенище. Комбинация уже очень напоминала
валенок, но была крайне непрочной, а потому и непрактичной. Это была
низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом.
Валяные сапоги или валенки – изобретение сравнительно недавнее, ему
всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а
валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город
Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми
валять валенки целиком, с голенищем. В начале было это
кустарное производство, в каждой избе своя валяная «фабрика». Валяльщик
днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат», смешивая с
шерстью мыло, соду, добавляя слабый раствор серной кислоты. Этот труд
был тяжелым ручным, но выгодным. По данным 1901 года из
кустарных промыслов Ярославской губернии самый распространенный –
производство валяной обуви. Причем эти производства были сосредоточены в
основном за Волгой. Этот промысел существовал в 17 волостях
Ярославского уезда и охватывал 146 семей с 533 хозяевами-кустарями.
На Ярославщине особым спросом пользовались изделия крестьян из деревни
Тимоханово. Умельцы в тайне хранили секреты технологии, передавая их по
наследству. Кстати, всего в двух городах России – Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок.
Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории
всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась
своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить
соответствующие заводы. Достоинство русских валенок и то, что
всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их
формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и
появилась поговорка «прост как валенки». Но это выражение никак нельзя
отнести к самому процессу изготовления валенок, требующему невероятно
сложных усилий и умений. Процесс изготовления такой обуви достаточно
длительный и требует определенных навыков. Станок для изготовления валенок к. 19 - н.20 в.
В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило,
служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом.
Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают,
превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем
они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя
за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где
стенки оказывались тоньше, их "платили” — добавляли тонкие шерстяные заплатки. Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Современное производство
Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и
долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви — катанки или катанцы. Музей "Русские валенки" в Москве
Процесс катания чередуют с вымачиванием — для большего уплотнения и
усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную
деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем
поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для
окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или
деревянным бруском. Кроме обычной технологии существовало
множество разнообразных "секретов”. Так, для чернения войлока применяли
квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер
использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали
до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь "на вольный
дух”. В разных регионах России валенки называли по-разному: в
Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской
областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от
шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками»,
а из овечьей – «катанками». Испокон веков валенки были весьма
дорогим удовольствием. Так, хорошо, если в доме была одна пара валенок
на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную
обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. В середине XIX века,
к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром — немалые по тем
временам деньги. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с
большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Судя по сюртукам и валенкам жили они в достатке
Петр I хоть и смотрелся в окно в Европу, как в зеркало, однако ж обувь
предпочитал исконную, русскую. Наутро после пирушки государь первым
делом приказывал принести щей и сапоги из войлока -- теплая обувь
улучшала циркуляцию крови, и похмельные муки проходили как ни бывало. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение.
Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под
кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для нее специально изобрели
мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна
Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.
Однако к валенкам войлочные обувки XVII-XVIII веков имели отношение
такое же, как неандерталец к человеку, -- сшитые из нескольких клочков
шерсти сапоги были далеким предком катанок, которые вопреки своей
кажущейся архаичности появились всего-то 200 лет назад. В начале
XIX века некто, чье имя не известно, а известно лишь то, что жил этот
самородок-изобретатель в Нижегородской губернии, первым додумался валять
не Ваньку и даже не дурочку, а войлочную обувь без единого шва.
Деревня возликовала. До того она и зимой, и летом ходила в лаптях,
которых хватало на четыре-пять дней носки, а потом они протирались до
дыр. Валенки пришлись деревенским и по ноге, и по нраву, недаром их
наделили почти сакральным смыслом: девушки, гадая в крещенский вечерок
на суженого, бросали за ворота вовсе не башмачок, а именно валенок, в
валенке же перевозили на новое место жительства домового. Город,
правда, поначалу презрительно морщился. Совсем как поэтесса Зинаида
Гиппиус, которая, увидев в одном из петербургских салонов только-только
приехавшего из родного села в столицу Сергея Есенина, наставила лорнет
на его ноги в серых катанках и надменно протянула: "Какие на вас
интерэ-эсные гетры!" Колкость шутки заключалась в том, что гетрами в ту
пору называлась интимная часть мужского туалета -- суконные подштанники,
которые, естественно, скрывали под брюками, но уж никак не выставляли
напоказ. До рeволюции главное производство валенок было сосрeдоточено в Семеновском уезде Нижегородской губернии.
Существовало производство валенок и рядом с Москвой. Более 150 лет
назад с южной стороны города Москвы были освоены земли крестьянами и
построены деревни Аннино и Качалово. Примерно через 50 лет местным
жителем крестьянином Капустиным Петром Владимировичем в бывшей
Московской губернии деревне Аннино Зюзинской волости была организована
артель по выпуску валяной обуви. В 1898 году она называлась "Паровая
Фабрика пуховой и фетровой обуви Петра Владимировича Капустина".
Продукция фабрики была отмечена высокими наградами и золотыми медалями
на выставках в Москве (1908 г.), Генуе (1908 г.), Париже (1919 г.). Рабочие за сортировкой валенок. Московская фабрика
В 20-х годах Битцевская фетрообувная фабрика была национализирована и с
этого момента началась ее реконструкция и расширение. Объем выпускаемой
обуви увеличился в 100 раз. Перед Второй Мировой войной 1941-1945 г.г.
фабрика уже выпускала фетровую мужскую, женскую, школьную обувь и
ботовый чулок. В декабре 1941 г. фабрика была частично эвакуирована в г.
Казань, но с изменением обстановки на фронте, с отступлением немцев от
Москвы - дальнейшая эвакуация была приостановлена. Быстро провели монтаж
оборудования и уже в феврале месяце начали выпускать теплую обувь для
фронта.
Регулярная советская армия имела на вооружении валенки, но, очевидно,
что не для всех родов войск и не повсеместно. В пехоте и артиллерии
валенки были весьма распространены, но трудно себе представить летчиков
или танкистов в этой обуви. На военных фотографиях мы часто видим, что
одни бойцы – в валенках, другие – в сапогах. Конечно, партизаны
предпочитали валенки, нередко, валявшиеся тут же, в партизанских
отрядах. Удивительно то, что и у немцев, особенно во вторую зиму
войны на Восточном фронте были валенки, одежда и обувь из войлока. Тут
есть три версии появления валенок в амуниции немцев: первая – до сих пор
существует поверье, что Риббентроп, подписывая с Молотовым пакт о
дружбе, ненападении и разделе между Германией и СССР, одновременно
закупил в Москве чуть не два с половиной миллиона пар валенок; вторая –
будто Хрущев, позорно сдавший немцам Киев, позволил им захватить
армейские склады с провиантом и амуницией, в том числе с огромным
запасом валенок; третья, наиболее достоверная, но и не исключающая двух
первых – просто, немецкие солдаты мародерствовали, грабя склады,
магазины и население на оккупированных территориях. Многочисленные
фронтовые фотографии немцев в валенках свидетельствуют о широком
распространении этой обуви. В советское время партийному
начальству, командному составу красной армии и председателям богатых
колхозов выдавали особые валенки — так называемые бурки, изготовленные
из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве. Бурки мужские и женские на каблуке, справа — валяные женские ботики. В Москве существует музей "Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье
(2-й Кожевнический переулок, д. 12). В его экспозиции представлено
более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы,
инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную
машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке
деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют
валенки — причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие
трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие,
на кожаной подошве и на "резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно
подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области). Мышкин - Музей валенок Современный дизайн. Источники:http://valenki.e-stile.ru/page5 http://neofuze.narod.ru/2.html http://www.livemaster.ru/topic/3786 http://smoking-room.ru/data/pnp/valenki.html