Вторник, 19.03.2024, 14:09
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Как повысить мотивацию студентов

             КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ

 

        Очень часто преподаватели задают следующий вопрос: «Как заставить студентов учиться?»

 Возникает он из  за незнания ответа на другой вопрос: «Чему учить и как учить»?

Большинство ребят поступает в колледж осознанно и ставит перед собой цель стать специалистом. Подчеркну – большинство.

Причём, идут они в колледж с надеждой, что станут специалистами, которые умеют что то делать. Но проходит несколько месяцев и студенты с удивлением обнаруживают, что в колледже всё то же самое, что и в школе: писанина, зубрёжка и болтовня, в т.ч. на практических занятиях и лабораторных работах. Проходит первый курс, второй, начинается практика, после которой студенты практически ничего не могут делать.

Студенты третьего курса говорят мне: «Мы хотим устроиться на работу (многие семьи  еле сводят концы с концами). Но везде требуется опыт работы и нас не берут». Но самое страшное, что и дипломированные выпускники реально не умеют и не могут решать профессиональные задачи.

Действительно, практический опыт, и тем более профессиональный, невозможно приобрести во время выполнения разовых практических и лабораторных работ. Необходима система подготовки, обеспечивающая приобретение и совершенствование опыта.

 

И если в учебном процессе студент шаг за шагом будет осваивать приёмы выполнения  работ и  выполнять конкретные действия в ходе решения профессиональных задач, приобретая первоначальный опыт, а затем и профессиональный, то заставлять его учиться будет не нужно по следующим причинам:

1.     Он знает что нужно делать.

2.     Он знает как нужно делать.

3.     Он умеет решать профессиональные задачи.

4.     Он может анализировать  свои действия и вносить в них коррективы.

5.     Он может анализировать  промежуточные результаты своей работы.

6.     Он может оценивать результаты своей работы или деятельности.

7.     Он может делать выводы и принимать решения.

Только в этом случае студент будет мотивирован на учёбу.

Но с помощью зубрёжки и ненужной писанины семь вышеперечисленных пунктов никогда не освоить. Здесь нужен рациональный подход, в основе которого должно быть разумное соотношение между теорией и практикой, т.е. не должно быть разрыва между тем чему учат и тем, что нужно уметь делать. Только в этом случае можно говорить о мотивации. Если в учебном процессе превалирует зубрёжка, то результат будет очень низким.

Рассмотрим два примера.

На рис. 1 представлена схема традиционного обучения, основанного на знаниевом подходе.

Рис.1. Структурная схема традиционного обучения.

Рис. 2. Структурная схема модульного обучения.

На рис.2 – схема модульного обучения, основанного на компетентностном подходе.

При традиционном обучении студент получает информацию в словесной форме на уроке. В основном эта информация не понимается, не усваивается, в результате чего на практическом занятии студент пытается лишь имитировать выполнение каких - то действий, подлинный смысл которых он даже не осознаёт, т.к. его целью является получить оценку. Да, оценку он получает, но нужные ему знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности не актуализируются, т.к. само занятие носит формальный характер и не преследует цели приобретения практического опыта. Также формально проходят лабораторные работы и на экзамен студент приходит с какой то абстрактной суммой вызубренных знаний, необходимых ему опять же для получения оценки. Снова он её получает и быть может получает отличную оценку, практический вес которой стремится к нулю, потому что перечень экзаменационных вопросов очень далёк от реальных знаний, которые будут необходимы будущему специалисту для решения профессиональных задач.

В модульном обучении организация и методика обучения базируются на комплексном системном подходе, обеспечивающем приобретение практического опыта в ходе решения реальных вопросов и задач, а затем освоение профессионального опыта. Каким же образом повышается мотивация?

Очень простым! Студент выполняет действия, он понимает и осознаёт то, что он делает, ему нравится это делать, он видит результат своей работы и этот процесс вызывает у него чувство удовлетворения. И обратите внимание! Оценка в этом случае для него имеет совсем другой оттенок, т.к. он на основе самооценки имеет представление о себе как специалисте, решающем именно профессиональную задачу. Этот факт для него также имеет большое значение с точки зрения его самоутверждения, что тоже значительно повышает мотивацию.

Как реально осуществить сказанное?

Обучение должно проходить на основе прошлого опыта, т.е. опыта преподавателя или мастера. Препод показывает правильные приёмы выполнения работы (на рис. 2 – «Демонстрация приёмов выполнения работ»). Студент наблюдает за его действиями  и анализирует информацию. У него возникают вопросы, связанные с отсутствием на данный момент времени необходимых конкретных знаний. Он ищет на них ответы. Пути поиска различные: консультация преподавателя, учебная литература, интернет. Приобретя знания, студент начинает выполнять действия, анализирует их и приобретает необходимый опыт.

Но всё сказанное красиво читается на бумаге. Для претворения в жизнь технологии модульно – компетентностного обучения требуется напряжённая кропотливая работа. Но результат стоит свеч.

Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!