Эффективное профессиональное обучение - Популярно о сути компетентностного подхода
Вторник, 28.02.2017, 17:59
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Популярно о сути компетентностного подхода
ПОПУЛЯРНО О СУТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА




О модульных технологиях, модульных программах, модульно-компетентностном обучении в нашей стране начали говорить давно, практически на всех уровнях и во всех ОУ, начиная со школ и заканчивая университетами. Каков же результат? Спрашиваю студентку четвёртого курса медицинского колледжа: «Какими компетенциями ты владеешь?» В ответ - !?!?!?

Переход на ФГОС 3 уже начался, но  практически все преподаватели и мастера профессиональных ОУ не имеют никакого понятия ни о компетенциях, ни о модулях. Не имеют они также понятия и о том, как студенту овладеть не только этими компетенциями, но и профессиональным опытом.

Поэтому сегодня практически все ОУ страны преодолевают трудности, связанные с ответами на вопросы: «Как разработать и реализовать профессиональные модули?»; «Когда студент может получить профессиональный опыт и освоить профессиональную компетенцию?»; «Как реально осуществить интеграцию теории и практики?».

Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с реализацией компетентностного подхода. Начнём с самого начала.

 

1.     БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Компетентностный подход – комплексный системный подход, направленный на освоение компетенций и становление эффективного компетентного специалиста. (Статья «Компетентностный подход», раздел «Модульная технология»).

Комплексный – овладение профессиональными и личностными качествами, т.е. знания, умения, опыт, ответственность, самостоятельность и т.д. осваиваются комплексно (интеграция теории и практики), но не в отрыве друг от друга. (Статья «Студентам»).

Системный – применение единых эффективных методов обучения на всём протяжении учебного процесса (Статья «Популярно о сути эффективного обучения»). Он заключается в том, что студент получает конкретные знания и использует их для выполнения конкретных действий. Правильность выполнения действий оценивается на основе соответствующих критериев оценки. (Раздел «Модульная технология»; категория «Рабочие программы профессиональных модулей»; статья «Рабочая программа профессионального модуля ПМ 03 «Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля» пункт 4 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»).

 

Базой компетентностного подхода является  система превращения студента в компетентного специалиста.  

Компетентный    специалист в той или иной области профессиональной деятельности – специалист, владеющий профессиональными компетенциями, позволяющими ему  выполнять определённый вид профессиональной деятельности (основную функцию).

                      Компетенция - совокупность профессиональных и личностных качеств: знаний, умений, опыта, самостоятельности, ответственности и т.д. (Статья «Компетенция и компетентность»).

 

2.    ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНО ОСВОИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ?

Когда студент может получить профессиональный опыт и освоить профессиональную компетенцию? Только  в одном случае: когда он будет решать реальную профессиональную задачу. Но реальная профессиональная задача может решаться только в реальных производственных условиях. Т.к. учебный процесс осуществляется в стенах ОУ, то студент освоит учебную компетенцию.

Однако все ОУ для освоения профессиональных компетенций  будут применять  традиционный подход, который    выглядит следующим образом:

1.                                       В процессе изучения МДК ПМ студент осваивает учебную компетенцию. (Даётся теория).

2.                                       В процессе учебной практики закрепляет учебную компетенцию. (Без связи с теорией).

3.                                       В процессе производственной практики, получая элементы профессионального опыта, студент начинает осваивать элементы профессиональной компетенции.

4.                                       В ходе дипломного проектирования, когда студент будет решать элементы профессиональной задачи, начнёт формироваться профессиональный опыт и появятся намёки на профессиональную компетенцию.

Этот алгоритм  не эффективен, т.к. студент при таком обучении никогда не станет компетентным специалистом, потому что не овладеет профессиональными компетенциями.

Для освоения профессиональной компетенции необходимы новые подходы, одним из которых является компетентностный.

 

3.  ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОСВОИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ?

       Традиционная система не пригодна для формирования компетентного специалиста.

       Необходима новая система, обеспечивающая подготовку эффективного компетентного специалиста

       Необходима новая организация учебного процесса в пространстве и времени. (Статья «Преподавателям»).

       Необходима новая методика проведения практических занятий.

       Необходима новая методика проведения оценки как знаний, умений, опыта в отдельности, так и компетенций в целом.

В первую очередь должна быть система освоения компетенций.

В её основе лежит системный подход. Для того, чтобы окончательно уяснить, что это такое, нужно понять следующее: компетенции необходимы специалисту для выполнения действий, направленных на достижение поставленной перед ним цели. Поэтому, если в учебном процессе существует система  выполнения действий, то она автоматически превращается в систему освоения компетенций.

 

Выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определенных умений. Следовательно,  любой модуль обучения должен включать в себя основные действия специалиста в требуемой последовательности с описанием необходимых для выполнения действий знаний, умений и ресурсов.



Но количество действий в зависимости от сложности профессии может составлять от нескольких единиц до нескольких десятков.



Поэтому в начале разработки ПМ действия специалиста необходимо классифицировать по характерным признакам, отражающим специфику основной функции и входящих в нее функциональных модулей.



Цель классификации – разграничить действия специалиста по степени сложности таким образом, чтобы выделить конкретные законченные действия и описать необходимые для их выполнения конкретные умения и знания при разработке ПМ. Полученные в результате обучения конкретные умения и знания по каждому действию модуля будут являться конкретными компетенциями, сумма которых составит компетенции всего модуля, представляющими собой, в конечном итоге, область компетенции.



И вот когда все действия специалиста будут раскрыты и осмыслены самим преподавателем, тогда ему можно будет системно описать и осмыслить как сами компетенции специалиста, так и представить  и описать систему освоения этих компетенций в виде учебных планов, программ и т.д., и т.п.


4.                       КАК ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ  КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД.

 

Освоение компетенций на должном уровне возможно только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. Поэтому необходимо использовать все возможности для организации реальной деятельности обучающихся, а не ее имитации. Обучение в этом случае должно начинаться с наблюдения за действиями мастера (преподавателя) и включать в себя следующие этапы:

1. Наблюдение за действиями мастера. Приобретение нового опыта (Практическое занятие).

2. Осмысление нового опыта. Самостоятельное изучение теории.

3. Освоение нового опыта на базе осмысленных знаний (Практическое задание).

4.  Приобретение профессионального опыта (Комплексное практическое задание).

 

 


 

 

На первом этапе мастер (преподаватель) демонстрирует правильные приёмы выполнения работ, основанные на конкретных умениях и знаниях. В этом случае обучающиеся, наблюдая за правильным выполнением конкретных действий, пытаются анализировать конкретную информацию, что приводит их к конкретным вопросам. Одновременно с этим происходит приобретение первоначальных элементов своего,  т. е.  нового опыта. Ценность конкретных вопросов заключается в их конкретном содержании, связанном с анализом прошлого и приобретением нового опыта. Получить ответы на эти вопросы – значит осмыслить новый опыт, который будет основан на  осмысленных знаниях.

Каким образом студент может получить ответы на конкретные вопросы? Из двух источников:

1. От преподавателя (мастера).

2. Путем самостоятельного изучения теории.

В первом случае (как показывает опыт традиционного обучения) получаемые знания практически не воспринимаются, не осознаются, не осмысливаются, не ценятся. К тому же преподаватель не учитывает индивидуальные особенности обучающихся.

Во втором случае картина совсем другая. Обучающийся осознает задачу модуля обучения, представляет профессиональный уровень осваиваемых компетенций, знает методы и критерии оценки. Поэтому ему нужно дать шанс проявить свои личностные качества, предоставить возможность самому оценить ситуацию, помочь проанализировать нужную информацию и определить последовательность и скорость движения к намеченной цели.

Только нужно иметь в виду, что самостоятельное изучение теории не означает изоляции обучающихся друг от друга. Наоборот, эффективность обучения возрастает при общении и обсуждении ответов на возникающие вопросы. Наиболее эффективна работа в малых группах от 3 до 5 человек, внутри которых путем активизации познавательных способностей (восприятие, представление, воображение, память, мышление) обучающихся проводится анализ конкретной проблемы, связанной с недостатком информации (знаний) для выполнения конкретного действия практического задания. Самостоятельное коллективное творчество малой группы на этапе подготовки имеет логическое завершение на этапе выполнения практического задания: каждый обучающийся, осуществляя конкретное действие задания, опирается на силу коллективного разума малой группы и чувствует уверенность в своих силах. Обсуждая результаты выполнения практического задания, оценивая достижения и анализируя ошибки каждого участника малой группы, обучающиеся совершенствуют навыки самоуправляемого обучения. В результате получают развитие личностные качества обучающихся: инициативность, самостоятельность, креативность, ответственность, настойчивость, организованность, позволяя им с учетом индивидуальных особенностей планировать и осуществлять последовательность и темп освоения компетенций.

Задача преподавателя – поддерживать активную позицию обучающегося, организационно и методически ориентировать его на самостоятельное самоуправляемое обучение.    

Каждое практическое задание на третьем этапе направлено на дальнейшее осмысление нового опыта. Но главное – освоить новый опыт, т.е. приобрести конкретные осмысленные знания и на их базе с помощью конкретных умений научиться грамотно (квалифицированно) выполнять конкретное действие. Затем, освоив конкретные действия, выполнять определённые действия.

 Например, для токаря:

1.     Определённое действие – подготовить станок к выполнению работы.

2.     Конкретные действия, которые необходимо выполнить для подготовки станка:

А). Проверить исправность заземления и ограждений станка.

Б). Осуществить смазку узлов станка.

В). Проверить работу системы смазки и охлаждения.

Г). Проверить работу станка на холостом ходу.

Д). В случае обнаружения неисправности своевременно сообщить мастеру.

 И наконец, вершина обучения – четвёртый этап: приобретение профессионального опыта (профессиональных компетенций). Здесь должна обязательно решаться профессиональная задача в виде комплексного практического задания. Для техников в традиционном обучении таким заданием является всем известный дипломный проект. В принципе его можно оставить и для освоения профессиональных компетенций, исключив формальную составляющую, присущую ОУ. Для достижения цели обучения дипломный проект должен выполняться студентом полностью в реальных производственных условиях на рабочем месте работодателя. Аттестационная комиссия также должна состоять из специалистов работодателя.

Если такой возможности нет, то дипломный проект должен быть максимально приближен к реальной профессиональной задаче.

Подробно о сути компетентностного подхода читайте в книге «Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация».

 


Copyright MyCorp © 2017
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!