Эффективное профессиональное обучение - Особенности разработки модульных программ, основанных на компетенциях
Суббота, 21.01.2017, 01:04
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Особенности разработки модульных программ, основанных на компетенциях

Особенности разработки модульных программ, основанных на компетенциях

          Прежде всего, необходимо отметить следующее: учебные заведения; решившие внедрять модульные программы, основанные на компетенциях должны осознать, что им придется коренным образом изменить весь учебный процесс, так как модульное обучение кардинально отличается от традиционного. Многие этого не хотят понимать, представляя себе, что модульные программы, основанные на компетенциях состоят из набора модулей, которыми можно манипулировать, переставляя их местами, добавляя новые или исключая старые. Да, модули обучения можно совершенствовать (кстати, это необходимо делать, учитывая мнение работодателя), но не это главное. Принципиальное отличие заключается в том, что обучающиеся осваивают компетенции, необходимые в дальнейшем для осуществления эффективной трудовой деятельности. Освоение компетенций требует соответствующей организации учебного процесса, предусматривающей не только интеграцию теории и практики, но и нахождение их разумного соотношения. Требования работодателя в этом случае являются своеобразным фильтром на пути излишней теории, так как очень часто преподаватели традиционного обучения, транслируя большой объем теоретических знаний, не имеют даже малейшего понятия о практическом их применении.

         Поэтому задача учебного заведения при переходе на модульное обучение заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся овладели требуемыми компетенциями на профессиональном уровне. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.Организовать рабочую группу из креативных преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения.

2.Установить прочные связи с работодателями.

3.Выявить конкретные требования к компетенциям специалистов, проведя анализ потребности в умениях.

4.Критически проанализировать действующие учебные программы.

5.Определить излишний объем теории.

6.Разработать модульные программы, основанные на компетенциях.

7.Привлечь работодателей к созданию соответствующей среды обучения.

8.Создать эффективную среду обучения.

9.Провести экспериментальное обучение по одному – двум модулям обучения.

10.Выявить и устранить недостатки в организации и методике обучения и оценке.

11.Перейти на модульное обучение при соответствующей организации учебного процесса.


 

Алгоритм разработки модульной программы:

 


                                    Структура модульной программы будет выглядеть следующим образом:
 
 
 
Особенности разработки спецификаций модулей обучения.

           Наибольшую трудность при разработке модулей обучения вызывает составление их спецификаций. Поэтому с самого начала разработки модуля обучения необходимо четко разграничить действия специалиста.

         Цель классификации – разграничить действия специалиста по степени сложности таким образом, чтобы выделить конкретные законченные действия и описать необходимые для их выполнения конкретные умения и знания при составлении спецификаций модуля обучения. Полученные в результате обучения конкретные умения и знания по каждому действию модуля будут являться конкретными компетенциями, сумма которых составит компетенции всего модуля, представляющими собой, в конечном итоге, область компетенции.

          Следует заметить, что классификация действий носит условный характер и предназначена только для подготовки к разработке модулей обучения. В то же время дифференциация действий существенно упрощает составление спецификации, что ускоряет процедуру разработки модульной программы, повышает ее качество и эффективность обучения.


 

Особенности разработки общих и базовых модулей

          Для достижения основной цели профессии специалист кроме основных всегда осуществляет некоторые общие действия. Например, взаимодействует с коллегами и руководителями; соблюдает правила охраны труда и техники безопасности; изучает техническую документацию и т.д. Кроме этого ему необходимы базовые знания, без которых невозможно выполнение основных и общих действий.
          Поэтому каждый специалист должен владеть тремя видами компетенций: основными – для выполнения основных действий; общими – для выполнения общих действий; базовыми – для выполнения основных и общих действий.
           В процессе разработки модульной программы, основанной на компетенциях, каждый преподаватель столкнется с проблемой: как определить разумное соотношение умений и знаний, как сбалансировать их таким образом, чтобы в результате освоения модуля обучения обучающиеся овладели требуемыми компетенциями на профессиональном уровне?

          Следует заметить, что базовые модули являются теоретическим «фундаментом» будущих компетенций. В них закладываются первоначальные знания, без которых невозможно сделать первый шаг по освоению модуля обучения (или нескольких модулей). Поэтому еще на этапе разработки функциональной карты преподавателю необходимо определиться с количеством базовых модулей. Их содержание будет уточняться на этапах разработки модульной программы и самих модулей обучения.


Особенности планирования занятий

           Преподаватель, составляя спецификацию модуля обучения, определяет содержание и объем конкретных знаний для выполнения конкретных действий. Разрабатывая в дальнейшем планы обучения и сценарии занятий, он обязательно должен ответить на вопрос: «Как проводить обучение: на основе ранее изученных базовых знаний или приобретать необходимые конкретные знания в процессе освоения модуля обучения?»При этом не будем забывать о том, что востребованность знаний увеличивается при решении определенной проблемы.

        В модульном обучении уже в процессе приобретения нового опыта на первом практическом занятии модуля обучения у обучающихся возникают вопросы, связанные с отсутствием конкретныхна данном этапе обучения знаний. В процессе осмысления нового опыта обучающиеся пытаются найти ответы на эти вопросы путем самостоятельного изучения теории. Поэтому независимо от способа изучения теории ее самостоятельное изучение на этапе планирования занятий является обязательным элементом методики обучения.


 

Особенности планирования оценки

          На сегодняшний день наибольшее количество вопросов у преподавателей возникает при планировании оценки. В обучении, основанном на компетенциях оценка принципиально отличается от оценки в традиционном обучении и представляет собой процесс постоянного отслеживания достижений обучающихся. Т.е. уровень освоенных компетенций сравнивается с требуемым уровнем профессиональной подготовки – задачей модуля. И если реальные компетенции не соответствуют требованиям работодателя, то оценка оперативнопомогает выявить слабые места в организации и методике обучения (а может быть и в методике оценки).

           Поэтому при планировании оценки преподавателю необходимо:

  1. Четко представлять и планировать результаты обучения по каждому конкретному действию модуля (уровень освоения конкретных компетенций).

  2. Разработать руководство по оценке модуля, проработав в нем методику оценки.

  3. Составить план текущей оценки по модулю, продумав критерии оценки.

  4. Разработать памятку по оценке для студента.

  5. Разработать оценочные задания для текущей оценки умений и знаний при выполнении практических заданий.

  6. Составить контрольную ведомость обучающегося для комплексной оценки модульных компетенций.

            Такой большой объем документации только по одной оценке модуля вызывает бурю эмоций преподавателей, начинающих работу по модульному обучению. На этом этапе им нужно понять следующее: каждыйобучающийся должен будет аттестовываться по каждому конкретному действию модуля.Для получения положительной оценки ему необходимо будет продемонстрировать уверенные умелые действияв процессе выполнения практических заданий. Оценка этих действий должна основываться на четких критериях, позволяющих объективно подтвердить освоение требуемых компетенций Поэтому на этапе планирования преподавателю необходимо выбрать наиболее эффективные методы и критерии оценки, позволяющие обучающемуся подтвердить освоенные компетенции.

Полностью материалы смотрите в книге «Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация».


Copyright MyCorp © 2017
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!