Четверг, 19.10.2017, 10:14
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 ПОПУЛЯРНО О СУТИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ПОПУЛЯРНО О СУТИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ


Современное производство предъявляет жёсткие требования к уровню профессиональной подготовки технических специалистов, так как только они на всех этапах производственного процесса могут решить первостепенную  задачу  по обеспечению эффективности производства, от которой зависит выживаемость предприятий в рыночных условиях. Поэтому работодатели заинтересованы в специалистах, которые в состоянии выполнять рациональные и эффективные действия (эффективный – приводящий к наилучшему результату).

        Эффективность специалиста зависит от его профессионального уровня, характеризуемого набором профессиональных и личностных качеств.

Профессиональные качества -         знания, умения, навыки, опыт.

Личностные качества – самостоятельность, инициативность, ответственность, настойчивость, креативность, организованность, коммуникабельность и др.

        Для того, чтобы подготовить компетентного эффективного специалиста, способного системно внедрять инновации, оперативно, самостоятельно  и творчески решать производственные проблемы, принимать на себя ответственность за инициативу и результаты труда необходимо повысить эффективность обучения.

Каким образом можно повысить эффективность обучения?

      Прежде чем  ответить на этот вопрос, констатируем тот факт, что традиционный знаниевый подход, направленный на запоминание определённой суммы знаний, зачастую не имеющих никакого отношения к производству, для подготовки современного специалиста уже не пригоден, так как для эффективного решения производственных задач нужна не сумма знаний, а сумма профессиональных и личностных качеств.

      Для  формирования, развития и совершенствования этих качеств необходимы инновационные педагогические технологии, обеспечивающие и востребованность выпускника на рынке труда, и быструю его адаптацию к реальным производственным условиям, и, естественно, его высокий профессиональный уровень.

      Одной из таких технологий является модульная технология, базирующаяся на компетентностном  подходе. При соответствующей организации и методике обучения она может обеспечить подготовку компетентных специалистов, обладающих профессиональным опытом.

 

1.     БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ.

 

Прежде всего, отметим тот факт, что понятие «Модульная технология» не имеет никакого отношения к ФГОС – 3, который к традиционным дисциплинам добавил профессиональные модули. Но ПМ не могут решить все вопросы, касающиеся подготовки компетентного специалиста. Для этого нужна система модулей, решающих различные учебные задачи.

Достоинство модульной технологии заключается именно в том, что образовательная программа включает в себя целый ряд учебных модулей, каждый из которых предназначен для достижения конкретной цели. Цели могут быть различные:

1.     Научиться выполнять действия (конкретные, определённые, функциональные и т.д.).

2.     Приобрести опыт (начальный, новый, профессиональный).

3.     Получить базовые знания, умения, навыки.

4.     Освоить компетенции (базовые, вспомогательные, общие, основные).

5.     Другие задачи, обусловленные спецификой профессии (специальности).

Для достижения конкретного результата разрабатывается соответствующий конкретный модуль. Для получения базовых знаний – базовые модули; для выполнения действий, приобретения опыта и освоения компетенций – основные модули (модули обучения). Может быть и профессиональный модуль. Но он должен включать в себя ряд мобильных учебных модулей. Профессиональные компетенции в этом случае будут осваиваться в соответствующих учебных модулях.

По такому принципу построена ОПОП для подготовки специалиста машиностроительного профиля (статья «Структура ОПОП»). В программе используются следующие виды модулей:

·        Базовые.

·        Общие.

·        Учебные.

Учебные модули входят в состав профессиональных модулей.

 

2.     КАК СОСТАВИТЬ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ?

 

 

Алгоритм разработки учебных модулей представлен в статье «Особенности разработки модульных программ, основанных на компетенциях».

 Каждый функциональный модуль из функциональной карты  становится модулем обучения.

Например, для профессии Токарь функциональная карта имеет вид (статья «Функциональные карты»).

В её состав входят функциональные модули А1, А2, А3, В1, В2. В3, С1, С2. Модули обучения в модульной программе будут иметь те же названия и те же обозначения.

Таким образом, чтобы разработать модули обучения, необходимо знать основные функции специалиста и действия, которые требуется осуществить для выполнения этих функций. Для этого необходимо провести анализ потребности в умениях и функциональный анализ деятельности специалиста (статья «Жизненный цикл модульного обучения»).

 

3.     ПОЧЕМУ МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ?

 

Традиционные педагогические технологии строятся по дисциплинарному принципу. Существуют разнообразные дисциплины, изучение которых даёт определённый набор знаний, зачастую не связанных между собой. В результате из стен ОУ выходит молодой специалист, которому на работе говорят: «Забудь дедукцию, давай продукцию» и начинают обучать заново тому, что он должен на этой самой работе делать.

Модульная технология призвана для подготовки действительного реального специалиста. И если выполнить все этапы жизненного цикла модульного обучения, то будет получен отличный результат. (Статья «Жизненный цикл модульного обучения»).

Почему эффективность модульной технологии выше традиционной технологии?

1.     Осуществляется реальное обучение.

2.     Студент выполняет реальные действия.

3.     Студент решает реальные профессиональные задачи.

4.     Студент понимает, что делает.

5.      Оценивает свои действия.

6.     Сравнивает с эталоном.

7.     Устраняет неточности и ошибки.

8.     Добивается нужного результата.

9.     Делает выводы.

10.            В результате приобретает профессиональный опыт.

 

 

4.     ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ СТРОЯТСЯ МОДУЛИ?

 

 

Основная задача учебного модуля – научить студента выполнять конкретные действия. Например, для токаря задача модуля В2  будет заключаться в следующем: «По окончании  обучения студент должен уметь осуществлять кинематическую и размерную настройку станка». Для решения этой задачи студент должен научиться выполнять следующие действия:

1.     Настроить кинематическую цепь главного привода.

2.     Настроить кинематическую цепь привода подачи.

3.          Настроить режущий инструмент на требуемый размер.

 

Но для того, чтобы выполнять эти действия, студент должен:

·        знать устройство и кинематику станка, типы токарных резцов, элементы резания при точении, виды токарной обработки, устройство и приёмы измерения штангенциркулем и микрометром и др.

·        уметь рассчитывать режимы резания при точении, задавать требуемые величины подачи, глубины резания и частоты вращения шпинделя, перемещать резец вручную и механически, выполнять приёмы измерения штангенциркулем и микрометром  и др.

Т.е., он должен владеть конкретными знаниями  и умениями. И тут возникает вопрос: «Когда давать эти знания?»

Возможны два варианта:

1.     В базовых модулях заблаговременно.

2.     В основном модуле по мере необходимости.

 

Сегодня все привыкли к первому варианту, когда в составе дисциплин «ПФОИ», «Технологическое оборудование», «Метрология» изучается теория в отрыве от практики. Тут же предвижу возмущение преподавателей традиционной технологии: «Мы проводим практические занятия и лабораторные работы». Отвечаю: «Всё равно у вас на первом месте – знания». Но главное не знания сами по себе, а применение этих знаний! Когда получение знаний и их использование идут параллельно, эффективность обучения резко повышается. И если пойти по второму нетрадиционному пути, то результат обучения будет совсем другим.  Но для этого нужно переосмыслить философию профессионального обучения.

 

Copyright MyCorp © 2017
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!