Вторник, 19.03.2024, 12:17
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Результаты апробации модульной технологии

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Апробация модульной технологии проводилась в январе-феврале 2007 года по профессии «Токарь» во время учебной практики. Категория обучающихся – студенты третьего курса станкостроительного колледжа; специальность «Технология машиностроения»; место проведения занятий – учебно – производственные мастерские.

В 2006 году была разработана модульная программа для подготовки токаря.



Из-за недостаточного количества времени обучение проводилось по модулям:

·        А1 – подготавливать рабочее место токаря и станок к выполнению работы.

·        В1 – устанавливать режущий инструмент, приспособления, заготовку.

·        В2 – осуществлять кинематическую и размерную настройку.

·        С1 – выполнять токарную обработку согласно технологическому процессу.

Каждый учебный модуль включал в себя следующий комплект документации:

1.     Спецификация модуля.

2.     Содержание модуля.

3.     Руководство по модулю.

4.     Руководство по оценке модуля.

5.     План текущей оценки.

6.     Памятка по оценке для студента.

7.     Алгоритм реализации модуля.

8.     План обучения и сценарии занятий.

9.     Практические задания.

10.                 Оценочные задания.

11.                 Контрольная ведомость обучающегося.

Все документы подробно описаны в книге «Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация».

Здесь я не смог показать перечисленные документы из-за ограниченности места. Вся документация находится в книге "Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация".

 

 

На вводном занятии каждого учебного модуля все студенты получают  следующий комплект документов:

1. Спецификация модуля.

2.     Памятка по оценке.

3.     Вопросы для оценки знаний.

4.     Практические задания.

5.     Оценочные задания.

6.     Контрольная ведомость обучающегося (студента).

  Эти документы необходимы каждому студенту для того, чтобы он:

·        чётко понимал задачу модуля;

·        представлял действия, умения, знания, которые ему предстоит освоить;

·        осознавал объём и уровень сложности практических и оценочных заданий;

·        мог самостоятельно планировать порядок освоения компетенций;

·        мог самостоятельно готовиться к практическим занятиям;

·        мог самостоятельно выполнять практические задания;

Сразу скажу, что  наличие этих документов и работа с ними совершенствует и развивает следующие личностные качества студентов: организованность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

 

1.     ОРГАНИЗАЦИЯ

 Занятия проводились в малых группах по 4 человека. Каждой группе выделялся отдельный станок, на котором каждый студент выполнял все требуемые действия. Также каждая группа получала полный комплект технической и учебной документации, технологической оснастки (режущий и мерительный инструмент, приспособления), заготовки.                           

Каждый модуль обучения начинался с вводного занятия, на котором студентов знакомили с  программой, значением, спецификой данного модуля; формами и методами обучения и оценки; необходимой технической, учебной и справочной литературой; требованиями к уровню освоения компетенций; правилами техники безопасности.

Практические задания выполнялись в составе малых групп. Подготовка к выполнению практических заданий и  их выполнение проводились самостоятельно. Я отвечал на вопросы и проводил необходимое консультирование. Также наблюдал за выполнением действий обучающихся. При необходимости корректировал их действия.

Обучение проводилось на базе знаний, полученных ранее при изучении соответствующих дисциплин. При подготовке к выполнению практических заданий студенты на основе документов «Спецификация модуля», «Памятка по оценке», «Вопросы для оценки знаний», «Оценочные задания» имели полное представление о требованиях, предъявляемых к уровню освоения компетенций. Поэтому их мотивация была достаточна высока. По крайней мере они знали требования для  подтверждения освоения модуля: необходимо правильно выполнить все действия. И когда в процессе обучения студент понимал, что ему не хватает знаний и умений, то он уже целенаправленно добывал эти  конкретные знания. Но не для того, чтобы «погреть уши преподу», а для того чтобы умело и грамотно выполнять требуемые конкретные действия данного модуля.

Было очень интересно наблюдать за студентами, когда они осознанно выполняли действия, как им нравился этот процесс. Почему? Да потому, что они понимали, что делают, чувствовали и видели результат своего труда, и получали настоящее удовлетворение от такого обучения. 

 

2.     МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

 

 Методика обучения основывалась на комплексном системном подходе, обеспечивающем не только интеграцию теории и практики, но и освоение компетенций в процессе реальной практической деятельности. Не смотря на то, что студенты на момент апробации уже получили необходимые знания, практическая ценность этих знаний была равна почти нулю, т.к. определённая часть этих знаний была забыта из - за их невостребованности. Другая часть знаний была не усвоена из-за того, что студенты попросту не поняли часть пройденного материала, потому что обучение было чисто теоретическим без всякой связи с конкретными профессиональными задачами.

Учебный модуль решает конкретную задачу, связанную с выполнением профессиональной функции. Поэтому для достижения цели обучения  по модулю необходимы соответствующие методы обучения. Естественно, в первую очередь, это активные методы обучения. Я применял следующие:

1.     Изучение конкретных случаев из профессиональной деятельности.

2.     Наблюдение за выполнением профессиональных приёмов работ.

3.     Критический анализ информации.

4.     Осмысление знаний путём анализа логических структурных схем при подготовке к выполнению практических заданий. (Составление схем самим студентом – вершина осмысления).

5.     Выполнение практических заданий.

6.     Консультация на рабочем месте.

7.     Презентация результатов работы.

8.     Обсуждение результатов.

9.     Анализ ошибок.

10.     Выработка рекомендаций по устранению ошибок.

11.     Демонстрация выполнения профессиональных приёмов работ.

 

Более подробно остановлюсь на самообучении. Сразу скажу главное: без соответствующей мотивации оно просто не возможно, особенно сегодня, когда у студента масса отвлекающих факторов (интернет со всеми его «прелестями», ночные клубы, радио- и телеэфиры и т.д., и т.п.). Мотивация банальна: чтобы пройти аттестацию по модулю, тебе необходимо выполнить все действия.      

Когда на вводном занятии я спросил    студентов: «Какую цель вы ставите перед собой?», то получил ответ: «Вы должны научить нас работать на станках».           И когда я их поправил и ответил, что «Вы сами должны научиться и, кроме этого, каждый должен продемонстрировать результаты обучения, чтобы получить удовлетворительную оценку», это привело их в состояние шока. Тогда я добавил: «Если вы способны самостоятельно управлять своим обучением, достигая поставленные перед вами цели, то успех в учёбе, а затем и в  вашей профессиональной деятельности будет гарантирован». Эти слова дошли до сознания студентов и в дальнейшем каждый из них в меру своих возможностей пытался работать самостоятельно. Как же подвести студента к этой пресловутой самостоятельной работе? Очень просто!

На первом практическом занятии каждого модуля в процессе демонстрации преподавателем правильных приёмов работ у студентов естественным образом возникают вопросы, связанные с отсутствием конкретных на этом этапе обучения знаний, необходимых для выполнения конкретных действий. Получить ответы на них они могут из двух источников:

1.От преподавателя (мастера).

2.Путем самостоятельного изучения теории.

В первом случае (как показывает опыт традиционного обучения) получаемые знания практически не воспринимаются, не осознаются, не осмысливаются, не ценятся. К тому же преподаватель не учитывает индивидуальные особенности студентов.

Во втором случае картина совсем другая. Студенты, наблюдая за правильным выполнением конкретных действий, пытаются анализировать конкретную информацию, что приводит их к конкретным вопросам. Ценность конкретных вопросов заключается в их конкретном содержании, связанном с анализом прошлого и приобретением нового опыта. Получить ответы на эти вопросы – значит осмыслить новый опыт, т.е. приобрести осмысленные знания. И если преподаватель поддерживает и поощряет инициативу обучающихся самим дойти до сути вопросов, дает возможность самим найти ответы на них, то проблема, связанная с самостоятельным изучением теории, решается сама собой: конкретный вопрос требует конкретного ответа и поэтому его поиск превращается в осознанную потребность получения осмысленных знаний.

Почему возникает потребность получения именно осмысленных знаний? Да потому, что студент осознает задачу модуля обучения, представляет профессиональный уровень осваиваемых компетенций, знает методы и критерии оценки. И когда он поймёт, что с помощью зубрёжки не удаётся выполнять даже элементарные действия, то начинает уже задумываться над сутью и смыслом происходящего. Пытается вникнуть в смысл увиденного и услышанного. Анализирует, делает выводы. Ищет информацию, снова анализирует, делает выводы. Начинает что - то понимать и выполнять. Видит, что получается. Достигает конкретного результата. Получает удовольствие от такой учёбы.

Поэтому студентам обязательно нужно давать шанс проявить свои личностные качества, предоставлять возможность самим оценить ситуацию, помогать анализировать нужную информацию, делать нужные выводы и способствовать достижению намеченной цели.

 

3.     МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ.

 

В учебном модуле преподаватель оценивает выполнение действий. Как он это может сделать? Только наблюдая за тем, как студент выполняет эти действия. Для того чтобы сделать вывод о том выполнены действия или нет необходимы чёткие критерии оценки, на основе которых и принимается окончательное решение о подтверждении освоения данного модуля.

В статье "Методика оценки в модульном обучении" приведены  методы и критерии, которые использовались в ходе апробации.

В процессе выполнения практических заданий я наблюдал за действиями студентов. На основе предлагаемых критериев было легко и объективно оценить их действия:

·        Выполняет умелые грамотные действия в процессе расчёта режима резания.

·        Выполняет уверенные квалифицированные действия в ходе кинематической настройки станка.

·        Выполняет правильные рациональные действия при обтачивании заготовки.

·        Умело осуществляет размерную настройку станка.

·        Умело пользуется штангенциркулем.

·        Умело управляет станком.

 Легко было оценить умения:

·        Правильно устанавливает резец.

·        Правильно измеряет размеры.

·        Осознанно выбирает типы резцов.

·        Хорошо умеет читать чертёж детали.

·        Хорошо умеет проверять техническое состояние станка.

·        Хорошо умеет задавать требуемую частоту вращения шпинделя.

 Объективно оценить знания:

·        Хорошо знает устройство станка.

·        Хорошо знает приёмы выполнения наладки станка.

·        Правильно рассчитывает режимы резания.

·        Правильно определяет глубину резания.

·        Правильно обосновывает выбор режущего и измерительного инструмента.

 

4.     ВЫВОДЫ

 

1.                                  Учебный модуль предназначен для решения конкретной учебной задачи, связанной с выполнением профессиональной функции (Статья «Популярно о сути модульного обучения»).

2.                                  Для достижения цели обучения необходимы соответствующая организация и методика проведения занятий, а также соответствующая организация и методика проведения оценки.

3.                                  Специфика и особенности проведения занятий и проведения  оценки обусловлены сменой смысла и направления обучения:

·        При традиционном обучении: главное - дать знания, при модульном – применить знания.

·        При традиционном обучении: главное – дать определение понятия (зубрёжка), при модульном – выполнить действие с помощью осмысленных знаний.

·        При традиционном обучении: знания «вбиваются» в голову студента, т.к. они не востребованы; при модульном – студент не сможет выполнить действия, пока не узнает, как это сделать.

·        При традиционном обучении студенту необходим кнут, при модульном – пряник.

·        При традиционном обучении во время экзамена в голове студента – как списать? При модульном обучении во время подтверждения освоения модуля – я знаю, как делать. Я знаю, что нужно делать.

4.           Для того, чтобы студент смог сказать: «Я знаю, как и что нужно делать» преподавателю необходимо проделать огромный объём работ, связанных с подготовкой необходимой учебно-методической документации.

     5.                   В ОУ должна быть соответствующая материально-техническая база.

      6.                   У преподавателя должна быть соответствующая зарплата.

      7.                   Сам преподаватель должен быть профессионалом своего дела: уметь делать то, чему учит.


Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!