Эффективное профессиональное обучение - Модуль
Четверг, 08.12.2016, 10:53
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Модуль
МОДУЛЬ
 
 
 Аналогично компетенции и компетентности сегодня нет единого толкования понятия «Модуль». Рассмотрим некоторые определения:
1. Модуль – автономная независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых чётко определённых целей. /Б. и М. Гольдшмид/
2. Модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий /Дж. Рассел/.
3. Модуль – обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагоги, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие /Г. Оуэнс/.
4. Модуль – блок информации, включающий в себя логически завершённую единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей /П. Юцявичене/.
5. Модуль – организационно – методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности /В.Карпов, М. Катханов/.
6. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им /Красноярский госуниверситет/.
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что модуль предназначен для достижения определённых целей. Так как в процессе обучения обучающиеся осваивают компетенции, то наиболее целесообразно следующее определение модуля:
МОДУЛЬ – структурная учебная единица образовательной программы, предназначенная для освоения требуемых компетенций.
 В зависимости от специальности и целей обучения модули могут быть следующих видов:
1. Структурная единица учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин (модуль естественнонаучных дисциплин, модуль социально – экономических дисциплин, модуль гуманитарных дисциплин).
 2. Организационно – методическая междисциплинарная структура, представляющая набор тем разделов) из различных учебных дисциплин для освоения требуемой компетенции (профессиональный модуль).
3. Организационно – методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
 Так как в профессиональном обучении осуществляется интеграция дисциплин, то для освоения требуемых компетенций в основном применяется модуль второго вида.
 В состав модуля входит следующий комплект документации:
1. Спецификация модуля.
2. План обучения и сценарии занятий.
3. Руководство по оценке модуля.
4. Памятка по оценке для студента.
5.Практические задания.
6.Комплексное практическое задание.
7. Контрольная ведомость студента.
 


Модуль обучения является важнейшим элементом модульной программы.
 
 
 
Это относится именно к учебному модулю, но не к ПМ по ФГОС-3, в котором отсутствуют модульные программы. В статье "Структура ОПОП" показан минимальный набор учебных модулей.

 

 

По ФГОС-3 ПМ состоит из двух частей: МДК и практики. По замыслу ФИРО экзамен по МДК позволит оценить уровень знаний, а комплексный  экзамен после прохождения практики  - уровень компетенций. В этом случае всё осталось по-прежнему, как и при знаниевом подходе: сначала теория, потом практика.
             Модульная технология должна строиться по принципу «Конкретные знания для выполнения конкретных действий». Изучил и тут же выполнил, не откладывая на потом, по-японски «Точно вовремя».

Так должен строиться учебный модуль (статьи «Популярно о сути модульной технологии», «Результаты апробации модульной технологии»).

Ну а в условиях суровой реальности, когда ФГОС-3, как кобра, парализовал все члены преподавательского корпуса страны, МДК ПМ должен включать в себя максимальное число практических заданий и лабораторных работ, во время выполнения  которых студенты на базе конкретных знаний могли отрабатывать конкретные действия (Рабочая программа ПМ 01Рабочая программа ПМ 03). Затем в ходе учебной или производственной практики на базе осмысленных конкретных действий могли осмысленно решать профессиональные задачи. Только в этом случае вся эта затея с модульным обучением даст реальный конкретный результат.

 

 

На самом деле  ОПОП должна иметь целый набор модулей: общих, базовых, учебных, основных (профессиональных).

Для подготовки специалиста машиностроительного профиля основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна иметь следующую структуру


Рис. 3. Структура ОПОП.

 

Общий модуль I  -   Охрана труда и техника безопасности.

Общий модуль  II –   Коммуникативные компетенции.

 

БМ1: Базовый модуль 1 – Введение в специальность.                                                                                                                                                  

БМ2: Базовый модуль 2 -  Основы технической деятельности (Черчение, допуски и посадки, материаловедение, техническая механика).                     

 

БМ3: Базовый модуль 3 – CAD/CAE – системы.                                                                                                                                                             

БМ4: Базовый модуль 4 – CAD/CAM/CAE/PDM – системы.                                                                                                                                            

БМ5: Базовый модуль 5 -  Средства технологического оснащения (технологическое оборудование, технологическая оснастка).                                                                                                                                

БМ6: Базовый модуль 6 – Технология машиностроения (ПФОИ, техмаш, метрология, нормирование).                                                                           

 

Профессиональный модуль ПМ А – проектно – технологическая деятельность.

Профессиональный модуль ПМ В – производственно – технологическая деятельность.

ПМ А включает в себя четыре учебных модуля:

УМА 1 – разработка технологических процессов с использованием ИКТ;

УМА 2 – составление управляющих программ для станков с ЧПУ;

УМА 3 – разработка техзадания на проектирование технологической оснастки;

УМА  4 – проектирование деталей машин и технологической оснастки.

ПМ В включает в себя четыре учебных модуля:

УМА  5 – организация работы производственного участка;

УМА  6 – наладка станков с ЧПУ;

УМА  7 – изготовление деталей на станках с ЧПУ;

УМА  8 -  осуществление технического контроля.

 

Данная структура ОПОП не соответствует ФГОС – 3, в котором  предлагаются четыре  профессиональных модуля:

ПМ 01 – Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

ПМ 02 – Организация производственной деятельности структурного подразделения.

ПМ 03 – Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.

Пм  04 – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Кроме этого предлагаемая структура ОПОП, в отличие от ФГОС – 3, содержит общие, базовые  и учебные модули, основанные на интеграции дисциплин (МДК по новым ФГОС).

 

 Интеграция общих, базовых, учебных и профессиональных модулей  в процессе профессиональной подготовки реально:

  1. Учитывает требования работодателей и направлена на приобретение профессионального опыта в процессе обучения.
  2. Повышает эффективность обучения и профессиональный уровень выпускников.
  3. Обеспечивает единый системный подход к освоению компетенций на основе интеграции теории и практики.

 

 

 

 

 

Copyright MyCorp © 2016
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!