Вторник, 19.03.2024, 11:59
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Преподавателям
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

 
       России сегодня нужны высококвалифицированные специалисты. Для их подготовки разработаны ФГОС нового поколения. Для их реализации учебным заведениям предстоит разработка новых образовательных профессиональных программ, основанных на модульно – компетентностном подходе.
       Для скорейшей адаптации к новым реалиям необходимо понять следующее:
1.Традиционная система не пригодна для подготовки современного квалифицированного специалиста. Необходимо по новому организовывать учебный процесс в пространстве и времени на основании интеграции теории и практики.
2.Модульные программы, основанные на компетенциях средство для достижения цели. Цель – освоение компетенций на профессиональном уровне. Достижение цели возможно только при выполнении всех этапов жизненного цикла модульно – компетентностного обучения.
3.Для достижения цели обучения используется комплексный системный подход, предполагающий освоение компетенций в процессе реальной деятельности.
4.Для реализации комплексного системного подхода используются модульные программы, основанные на компетенциях.
5.Разработка модульных программ – тяжёлый, долгий, но творческий процесс. Необходимо подготовить большое количество учебно – методических материалов, ориентирующих обучающихся на самоуправляемое обучение.
6.Один из самых ответственных этапов – составление рабочей программы профессионального модуля. Тематика МДК должна быть ориентирована не на получение абстрактных знаний, а на освоение и развитие комплекса профессиональных и личностных качеств, востребованных на рынке труда.
7.Важный этап разработки модульных программ – планирование оценки. Здесь нужно всегда помнить о том, что в модульно – компетентностном обучении оценка принципиально отличается от оценки в традиционном обучении.
8.Освоение компетенций на профессиональном уровне возможно только на базе осмысленных знаний, так как они усиливают мотивацию обучающихся и активизирует процесс самоуправляемого обучения.
9.В рыночных условиях будущее учебного заведения и его выпускников будет напрямую зависеть от профессионального уровня образовательных программ и их соответствия требованиям работодателей.
        ФГОС нового поколения чётко показали: альтернативы нет, путь в светлое будущее лежит через тернии модульно-компетентностного обучения. Но трагизм и комичность ситуации показывают, что страна не готова к нововведениям ни в плане создания новой среды оьучения, ни в области организации и методики проведения занятий, ни в сфере организации и методики проведения оценки компетенций. Характерен тот факт, что до сих пор ведутся дискуссии о целесообразности введения модульных технологий и о возможности подготовки специалистов, обладающих профессиональным опытом.
         Консерватизм традиционной системы обучения не позволяет ей в полной мере использовать преимущества методологии модульного обучения, основанной на освоении компетнций в процессе реальной практической деятельности. Основная трудность для неё в этом случае заключается в том, что для достижения цели обучения-освоения компетенций на профессиональном уровне эффективны только активные методы обучения, к которым в первую очередь относятся следующие:
         1. Метод решения проблем.
         2. Метод реальных проектов.
         3. Презентация результатов работы.
         4. Презентация проектов.
         5. Обсуждение результатов и проектов.
         6. Оценка достижений.
         7. Анализ ошибок.
         8. Демонстрация знаний. умений, профессиональных приёмов выполнения работ во время практических заданий, лабораторных работ и презентаций.
         9. Изучение конкретных случаев из практики.
        10. Составление логических структурных схем.
        11. Составление и решение креативных тестов.
        12. Эффективное самоуправляемое обучение.
          В арсенале преподавателя модульного обучения должен быть набор организационных и методических разработок, направленных на максимальную активизацию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Одно из эффективных направлений-работа в малых группах от 3 до 5 человек, внутри которых путём активизации познавательных способностей обучающихся проводится анализ конкретной проблемы на этапе подготовки к выполнению практического задания. Самостоятельное коллективное творчество малой группы на этапе подготовки имеет логическое завершение на этапе выполнения практического задания: каждый обучающийся, осуществляя конкретное действие задания, опирается на силу коллективного разума группы и чувствует уверенность в своих силах. Обсуждая результаты выполнения практического задания, оценивая достижения и анализируя ошибки каждого участника малой группы, обучающиеся совершенствуют навыки самоуправляемого обучения. В результате получают развитие личностные качества бучающихся: инициативность. самостоятельность. креативность. ответственность. настойчивость. организованность, позволяя им с учётом индивидуальных особенностей планировать и осуществлять последовательность и темп освоения компетенций.
          Поэтому главная задача преподавателя-поддерживать активную позицию обучающегося, организационно и методически ориентировать его на самоуправляемое обучение. Подробнее см. в книге "Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка. реализация".
 
При переходе на модульное обучение необходимо знать ответы на три вопроса:
1. Кого готовить?
2. Как готовить?
3. Как проверить?
 
           1.Не абстрактного специалиста, вооружённого массой ненужных знаний, но компетентного в конкретной области профессиональной деятельности специалиста, эффективно решающего профессиональные задачи (рис.1).  Для этого и нужны модули. Соответственно, программы модулей должны содержать тот набор инструментов, которые будут способствовать практическому реальному обучению. К сожалению, в большинстве учебных заведений идут по старому знаниевому пути, в результате чего теряется и смысл самого модуля, и драгоценное учебное время, выделяемое именно на практическую составляющую обучения.
           2. В процессе реальной деятельности на основе прошлого опыта используется единый системный подход для освоения компетенций, нового и в конечном итоге профессионального опыта.
      3. В процессе выполнения практических заданий (оценочных, комплексных и др. заданий) проверяются конкретные действия обучающихся. Одновременно на основе соответствующих критериев оценки проверяется уровень умений и знаний, необходимых для выполнения этих действий.

 
Рис. 1. Соотношение профессиональных качеств молодого и профессионального специалиста.
          
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!