Компетентностный подход- инновационная методология современного образования, которая ориентирует всех участников образовательного процесса на достижение конкретных результатов обучения- компетенций.Получил распространение в России в начале 21 века из-за явного несоответствия уровня подготовки выпускников профессиональных учебных заведений требованиям, предъявляемым к специалисту работодателями.
Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня.
Результат внедрения компетентностного подхода:
1.Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.
2.Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.
3.Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.
Задачи компетентностного подхода:
1.Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.
2.Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.
3.Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.
4.Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных(профессиональных) компетенций.
5.Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.
8.Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлениюпрофессиональной деятельности.
Для успешной реализации компетентностного подхода необходимо выполнение следующих условий:
1.Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.
2.Определение конкретной цели обучения.
3.Определение конкретных способов достижения цели.
4.Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций.
5.Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных вмодульно-компетентностном обучении преподавателей.
Преимущества компетентностного подхода:
1.Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей.
2.Повышается гибкость учебных программ.
3.Повышается мотивация получения профессии.
4.Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций.
5.Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения.
6.Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров ПО.
7.Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве.
8.Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.