компетенция и компетентность
На сегодняшний день нет единого толкования понятий компетенция и компетентность. Но для успешного внедрения и реализации новых ФГОС НПО, СПО и ВПО необходимо чётко разобраться с этими понятиями, чтобы правильно разработать и реализовать новые учебные программы по соответствующим специальностям. Ведущие специалисты мира дают следующие определения компетенции:
1.Требование организации к работнику, предписывающее ему ответственность за определённый результат на определённом участке в организации (в рамках определённой области ответственности) [ Spenser LM]
2.Желательный для организации стандарт поведения в определённой должностной роли (бизнес-ситуации), обеспечивающий успешное достижение организацией своих целей [Spenser LM].
3.Способность управлять ситуацией [Keen].
4.Формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам сотрудников [Mirabile].
5.Группа знаний в определённой области, навыков и отношений, которые влияют на значительную часть профессиональной деятельности [Parry].
6.Базовая характеристика индивида, которая причинно связана с критериями эффективного или успешного действия в профессиональных и жизненных ситуациях [Spenser & Spenser].
7.Динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей. [Проект «Настройка образовательных структур в Европе» ].
8.Некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в какой-либо области [Проект ГОС ВПО].
9.Интегрированный результат обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в типовых и нестандартных ситуациях [Афанасьев ВА].
10. Способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. /ФГОС СПО третьего поколения по специальности «Технология машиностроения»/.
Рассмотрим понятие «компетенция» с различных точек зрения:
1. С точки зрения учебного процесса.
1.1.В учебном процессе компетенция это прежде всего результат обучения: в ходе изучения модуля обучающийся освоил конкретную компетенцию - конкретные знания, умения; приобрёл опыт (профессиональные качества) и продемонстрировал при этом настойчивость, самостоятельность, ответственность (личностные качества).
1.2. Кроме этого в учебном процессе компетенция является интегрированным результатом обучения ( интеграция теории и практики, интеграция методов обучения и педагогических технологий, интеграция учебных дисциплин, интеграция работодателя и учебного заведения и т.д.).
2. С точки зрения профессиональной деятельности.
2.1. Работодателю необходимы специалисты, обладающие способностью решать конкретную производственную проблему и что будет использовать специалист при этом (знания, умения, опыт и т.д.) для работодателя неважно, т.к. его интересует не процесс решения проблемы, а конкретный результат. Но с точки зрения достижения конкретного результата важна не способность применения знаний, умений и опыта, а степень(уровень) готовности к выполнению должностных обязанностей(основных функций). Степень готовности определяет именно система знаний, умений, опыта, ответственности, самостоятельности, настойчивости, т.е. совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста.
2.2. Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.
Поэтому предлагается следующее определение компетенции:
Компетенция -1. Комплексный интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста.
2.Совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.
Компетенция – характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.(рис.1)
Рис.1.Профессиональный уровень специалиста
Таким образом, компетенция это не способность применять знания, умения, использовать опыт, но сами знания, умения, опыт, ответственность и т.д. При этом нужно особо подчеркнуть комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающийся во взаимном сочетании необходимыхзнаний,умений, опыта, ответственности и т.д.(рис.2)
Рис.2. Структурная схема компетенции.
Для компетенции характерно наличие знаний и умений. Компетенция-знаю как надо делать.
Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Компетентность- знаю, что надо делать. Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.
Например, для техника-технолога профессиональная компетенция « Проектировать технологические операции механообработки» предполагает наличие:
1.Знаний - виды деталей и их поверхностей; классификация баз; виды заготовок и схемы их базирования; правила выбора технологических баз; виды обработки резанием; виды режущих инструментов; элементы технологической операции; технологические возможности металлорежущих станков; назначение станочных приспособлений; назначение и виды технологических документов и др.
2.Умений - читать чертежи; анализировать конструкторско-технологические признаки детали, исходя из её служебного назначения; анализировать и выбирать схемы базирования; выбирать технологическое оборудование и оснастку; рассчитывать режимы резания и др.
Обладая данной профессиональной компетенцией, техник-технолог знает как нужно проектировать соответствующую технологическую операцию. Используя эту профессиональную компетенцию, техник- технолог будет компетентен в области разработки техпроцессов, т.е. он будет на высоком профессиональном уровне разрабатывать эффективные технологические процессы.
Другими словами компетенция- характеристика специалиста. Компетентность- характеристика деятельности специалиста.
«Компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённых обучающимся учебном и жизненном опыте»[АМ Новиков].
«Профессиональная компетентность – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей(компетенций)»[МА Чошанов].