Граждане России грамотнее американцев, французов, и британцев - Интересные факты - Знание - сила - Каталог статей - Эффективное профессиональное обучение
Пятница, 09.12.2016, 18:21
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из жизни великих [66]
Необъяснимо, но факт [36]
Технологии [50]
Необъятная вселенная [19]
Природа [55]
Не только полезно, но и приятно [15]
Праздники [26]
Интересные факты [136]
Великие нации [29]
Чудеса со всего света [40]
История вещей [24]
История праздников [12]
Как улучшать умственную деятельность [6]
Ещё раз про любовь [7]
О том, чего мы ещё не знаем
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Знание - сила » Интересные факты

Граждане России грамотнее американцев, французов, и британцев

Результаты PIAAC – международного исследования компетенций взрослого населения развитых стран мира показывают, что взрослые россияне не уступают жителям стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по навыкам понимания текста, счета и работы с компьютерами и Интернет. По всем трем параметрам наши сограждане демонстрируют средние со странами ОЭСР результаты. Лидируют Япония и Финляндия, а среди «отстающих» – США, Италия и Испания.

Первый раунд PIAAC стартовал в 2008-м, а закончился в 2013-м году, (результаты опубликованы в минувшем октябре). В нем приняли участие 24 страны. Среди участников, кроме России, – Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Канада, США, Финляндия, Эстония, Япония и другие.

В каждой стране в исследовании приняло более 5000 человек в возрасте от 16 до 65 лет. Изучалась национальная выборка: среди этих 5000 человек доля мужчин и женщин, доля лиц каждого возраста примерно соответствовала демографической картине страны в целом. В России исследование непосредственно проводилось группой ученых из Института образования ВШЭ во главе с Олегом Подольским.

Россия на фоне других

В рамках PIAAC изучаются три основных блока навыков, так называемых ключевых компетенций: грамотность чтения (адекватное понимание текстов), математическая грамотность (умение производить базовые арифметически операции) и решение задач в технологически насыщенной среде (способность работать с информацией посредством компьютера и Интернет). Участники исследования решают задачи различной сложности по каждому блоку. Задачи имитируют жизненные ситуации. Так, например в задании на вычисление средней сложности, из графика рождаемости надо вычислить средний уровень рождаемости или пики рождаемости в определенный период. Более простое задание – типичная ситуация в магазине, когда предлагается рассчитать цену до или после скидки.

В заданиях на понимание текста предлагают прочесть текст, например, газетной статьи и ответить на вопросы по нему. В задание же, связанном с обработкой информации посредством компьютера и Интернет, предлагается, проанализировав некоторый список сайтов, выбрать исходя из их описания бесплатные.

По каждому блоку задач можно было набрать сумму баллов от 0 до 500. Около 500 не набрал никто из стран-участниц. Страны, показавшие самые лучшие результаты, только приблизились к 300 баллам. По итогам PIAAC Россия заняла довольно высокое 8-е место из 24 по среднему баллу грамотности чтения, среднее 13-е по математической грамотности, но более низкие результаты по «компьютерной грамотности». Безусловные лидеры PIAAC – Япония и Финляндия.

Среди стран Восточной Европы нас опережают Чехия и Эстония. В то же время Россия далеко опережает Францию, Южную Корею, США, Великобританию и Канаду, в то время как в тесте PISA – отстает ото всех перечисленных, кроме США.

Кто самый грамотный внутри страны?

Кроме задач PIAAC включает биографический опросник, включающий более 200 различных индикаторов и характеризующий социально-демографические такие характеристики как возраст, пол, уровень образования, дохода и т.д. Из этих данных можно сделать некоторые социологические срезы касающиеся грамотности людей.

Прежде всего, в целом по миру мужчины демонстрируют результаты более высокие, чем женщины по всем параметрам. В России ситуация противоположная – женщины справляются лучше. Так, по грамотности чтения женщины набрали около 282 баллов из 500, в то время как мужчины – 278 (различие статистически значимо), по математической грамотности результаты мужчин – 274, женщин – 275, по компьютерной грамотности женщины набрали 285 баллов, а мужчины – меньше 281. Любопытно также то, что у женщин к более старшим возрастам результаты увеличиваются, а у мужчин довольно быстро начинают снижаться.

В целом по миру результаты молодых людей выше, чем результаты людей более старшего возраста. Пика по всем компетенциям люди обычно достигают к 30–34 годам, а дальше начинается постепенное снижение. В России самые высокие средние результаты у людей 45–49 лет. Это касается всех параметров – и грамотности чтения (чуть меньше 280), и математической (около 280 баллов), и компьютерной грамотности (чуть меньше 285 баллов). Напротив, у людей 30–34 лет грамотность чтения и математическая грамотность едва ли не ниже, чем у кого бы то ни было в трудоспособном возрасте. Грамотность чтения – 270, а математическая – чуть меньше. На довольно высоком уровне только компьютерная грамотность – около 280 баллов.

Высокий уровень всех навыков у людей 24–29 лет – около 275 по чтению и математике и около 280 по компьютерной грамотности.

Комментирует координатор PIAAC в РФ Олег Подольский:

«Пока сложно говорить, что означают результаты теста. На наш взгляд, люди 45–49 лет участвовавшие в исследовании могли оказаться из той профессиональной среды, где работа с информацией в технологически насыщенной среде является или являлась необходимым условием, а респонденты в свою очередь получали необходимое образование и росли как профессионалы, вырабатывая соответствующие навыки. Используя полученные данные, можно говорить о состоянии российского и советского образования в различное время. В целом мы считаем, что PIAAC характеризует срез поколений, состояние образования в каждый конкретный период времени. В ближайшее время мы собираемся ответить на этот вопрос более однозначно. Мы планируем дать задачи PIAAC 16–20 летним ребятам, участвовавших в международном исследовании школьников PISA и сравним результаты. Посмотрим, набирают ли они какие-то навыки в школе, в университете или на работе или ничего для них не меняется».

Грамотность и в мире, и в России, связана и с благосостоянием, и с квалификацией – в целом, люди более состоятельные и квалифицированные демонстрируют навыки более высокие, чем люди бедные и неквалифицированные. Любопытно, что люди более грамотные также ощущают себя более здоровыми и по их собственным наблюдениям реже уходят на больничный. По словам Олега Подольского, этот результат уникален для международного исследования компетенций взрослых.                             

     

Интересны также результаты теста РISА Programme for International Student Assessment, – оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. С тестом PISA российские школьники справлялись довольно плохо начиная с 2000 года, когда PISA впервые пришел в Россию. По мнению многих – из-за того, что в российских школах мало учат применять знания на практике. В своё время это вызвало бурные дискуссии. Вот, к примеру, некоторые цитаты с обсуждения по результатам 2003 года:

Галина Ковалева, координатор программы PISA в России, заведующая Центром оценки качества образования ИСМО РАО.

«Российские участники показали результаты ниже средних. Даже в математике, где мы считались традиционно сильными, заняли 29 место. По естественным наукам 24, по грамотности чтения 32. По сравнению с прошлым исследованием (2000 год) показатели снизились. А самые высокие результаты у школьников из Западной Европы и Юго-Восточной Азии».

Ярослав Кузьминов, ректор ГУ ВШЭ (с 2010 НИУ ВШЭ).

«”Азиатские тигры” наступают. Это понятно: они вкладывают в знание огромные деньги. Скажем, в европейских государствах расходы на образование составляют 5–6% ВПК, в странах Тихоокеанского региона – 7–8%. В России же – всего 3,6%».

Анатолий Пинский, директор 1060-й московской школы.

«Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов – в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод… Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы… Шаг в сторону – и уже не понимают, что от них требуется».

Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования.

«Результаты PISA хорошо соотносятся с баллами Единых государственных экзаменов. Скажем, в 2004 году на ЕГЭ по математике "двойку" получили 20% 11-класников. На математических тестах PISA 18% россиян преодолели лишь минимальный уровень сложности – фактически не справились с заданием. Такую же картину можно наблюдать и по естественным наукам…»

Схожую картину можно было видеть и после 2009 года: уровень успехов российских школьников за 10 лет сильно не изменился. И лишь в 2012 году мы подобрались вплотную к средним по странам ОЭСР.

 

                                         

 

Категория: Интересные факты | Добавил: lunev2009 (27.03.2014)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!