Вообще-то
самый первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне
возле здания Британского парламента. Его изобретатель — Дж. П. Найт —
был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся
вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально означали
сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью.
В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с
помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного
цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через
улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств — пока
пешеходы идут, автомобили должны стоять. 2 января 1869 года газовый
фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.
Первая автоматическая система светофоров (способная к
переключению без непосредственного участия человека) была разработана и
запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор
использовал неподсвеченные надписи Stop и Proceed.
Изобретателем
первого электрического светофора считается Лестер Вайр из
Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США. В 1912 году он разработал (но не
запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами
красного и зелёного цвета.
5 августа 1914 года в Кливленде (штат
Огайо, США) Американская светофорная компания установила на перекрёстке
105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции
Джеймса Хога . Они имели красный и зелёный сигнал и, переключаясь,
издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в
стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения,
аналогичные принятым в современной Америке: поворот направо
осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на
зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.
В Австралии в 30-х
годах изобрели и такой необычный светофор, который работал по принципу
часов – действовать нужно было в зависимости от цвета поля, на котором в
данный момент находилась стрелка
В 1920 году году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого
сигнала были установлены в Детройте (штат Мичиган (штат)Мичиган, США и
Нью-Йорке. Авторами изобретений были, соответственно, Уильям Поттс и
Джон Ф. Харрис .
Первые японские светофоры имели синий
разрешающий сигнал, потом его поменяли на зеленый, однако жители страны
по привычке по-прежнему называют его "синим"
Первый трехцветный светофор 1920 года
В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 году в
Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара и в
Гамбурге на площади Штефансплатц . В Англии — в 1927 году в городе
Вулвергемптоне.
В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на
пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и
Литейного проспектов). А первый светофор в Москве появился 30 декабря
того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.
Фото 1931 года. Это второй светофор, установленный в Москве — на углу Кузнецкого и Неглинки.
В середине 1990-х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной
яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными
светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные
светофоры стали применяться массово.
Виды светофоров
Наиболее
распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трёх цветов:
красного, жёлтого (горит 0,5-1 сек.) и зелёного. В некоторых странах в
том числе и в России вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы
могут быть расположены как вертикально (при этом красный сигнал всегда
располагается сверху, а зелёный — снизу), так и горизонтально (при этом
красный сигнал всегда располагается слева, а зелёный — справа).
Т-образный светофор в Москве показывает сигнал «движение запрещено»
Иногда сигналы светофора дополняют специальным табло обратного
отсчёта времени, которое показывает сколько времени ещё будет гореть
сигнал. Чаще всего табло обратного отсчёта делают для зелёного сигнала
светофора, но в ряде случаев табло отображает и оставшееся время
красного сигнала.
Существуют светофоры из двух секций — красной и зелёной. Такие
светофоры обычно устанавливаются на пунктах, где пропуск автомобилей
производится в индивидуальном порядке, например, на пограничных
переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и
т. п.
Светофор от дизайнера Stanislav Katz. Все три цвета на нем
воспроизводятся одним фонарём состоящим из матрицы зелёных и красных
светодиодов.
Могут также подаваться мигающие сигналы, смысл которых зависит от
местного законодательства. В России и во многих странах Европы мигающий
зелёный сигнал означает предстоящее переключение к жёлтому.
Мигающий
жёлтый сигнал требует снизить скорость для проезда перекрёстка или
пешеходного перехода как нерегулируемого (например, в ночные часы, когда
регулирование не требуется из-за низкой интенсивности движения).
Стоимость
одного светофорного объекта в зависимости от его технического оснащения
и сложности участка дороги составляет от 800 тыс. руб до 2,5 млн руб.
На светофорах могут быть дополнительные секции в виде стрелок или
контуров стрелок, регулирующие движение в том или ином направлении.
Красный мигающий сигнал используется для ограждения пересечений с
трамвайными линиями при приближении трамвая, мостов при разводке,
участков дорог вблизи взлётно-посадочных полос аэропортов при взлёте и
посадке самолётов на опасной высоте.
Светофор, устанавливаемый
на железнодорожных переездах состоит из двух горизонтально расположенных
красных фонарей и, на части переездов, одного фонаря лунно-белого
цвета. Белый фонарь расположен между красными, ниже или выше соединяющей
их линии.Иногда вместо лунно-белого фонаря ставится зелёный немигающий.
Для регулирования движения по полосам проезжей части (особенно
там, где возможно реверсивное движение), применяют специальные светофоры
— реверсивные.
Реверсивные светофоры
В соответствии с Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах такие светофоры могут иметь два или три сигнала:
красный Х-образный сигнал запрещает движение по полосе;
зелёная стрелка, направленная вниз, разрешает движение;
дополнительный
сигнал в виде диагональной жёлтой стрелки информирует о смене режима
работы полосы и указывает направление, в котором её необходимо покинуть.
В странах Северной Европы используются светофоры с тремя
секциями, совпадающими по расположению и назначению со стандартными
светофорами, но имеющими белый цвет и форму знаков: «S» — для сигнала,
запрещающего движение, «—» — для предупреждающего сигнала, стрелка
направления движения — для разрешающего сигнала.
Светофоры для маршрутных транспортных средств в Нидерландах (верхний ряд) и Бельгии (нижний ряд)
Светофоры для пешеходов регулируют движение людей через пешеходный
переход. Как правило, он имеет два вида сигналов: разрешающий и
запрещающий.
Чаще всего используют сигналы в виде силуэта
человека: красный — стоящего, зелёный — идущего. В США красный сигнал
часто выполняют в виде силуэта поднятой ладони (жест «стоп»). Иногда
используют надписи «не идите» и «идите» (в английском языке «Don’t Walk»
и «Walk», в других языках — аналогично). В столице Норвегии для
запрещения движения пешеходов используются две стоящие фигуры,
окрашенные красным цветом. Делается это для того, чтобы слабовидящие или
люди, страдающие дальтонизмом, могли понять, можно им идти или нужно
стоять.
Пешеходный светофор в Норвегии
Часто применяется вариант, когда светофор переключается после нажатия
специальной кнопки и разрешает переход в течение определённого времени
после этого.
Современные светофоры для пешеходов дополнительно
оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых
пешеходов.
Звуковой модуль светофора для слепых пешеходов
Во времена существования ГДР сигналы светофора для пешеходов имели оригинальную форму маленького «светофорного» человечка.
Сувениры с изображением «светофорного» человечка
Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные
светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме
силуэта велосипеда. Они имеют меньший размер и устанавливаются на
удобной для велосипедистов высоте.
Светофор для велосипедов в Вене
Южнокорейские дизайнеры разработали светофор для дальтоников. В
основе разработки, названной Uni-Signal (сокращение от Universal Sign
Light – «универсальный сигнальный знак»), лежит оригинальная идея
придать секциям автоматических регулировщиков форму разных
геометрических фигур.
Светофор с таймером
Светодиодные светофоры TAKE на Тайване
А вот еще фото на тему светофора
Инсталляция от Pierre Vivant: и не дерево, и не светофор
Светофор Новосибирск
«Светофор» – елочная игрушка из картона
Любопытно, что раньше расположение сигналов на светофоре не
регламентировалось. И красный сигнал светофора в некоторых странах
располагался в нижней части корпуса. Лишь в 1949 в Женеве были приняты
Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах.
Они унифицировали национальные нормы в области дорожного движения и
закрепили современный вид светофора с расположением красного сигнала
сверху.
В СССР первый светофор был установлен 15 января в Ленинграде на
пересечении Литейного и Невского проспектов. В том же году светофор
появился и в Москве: 30 декабря механический «регулировщик» был
установлен на углу улиц Кузнецкий мост и Петровка.
Поэтому на довоенной советской елочной игрушке «Светофор» из картона
верхнее окошко зеленого, а нижнее красного цвета. (Год установки первых
светофоров в СССР – 1935 г.)
Так что никакой ошибки в игрушке нет, светофор выпущен до 1949 года, т.е. до принятия Конвенции.
Игрушки, выпущенные в конце 30-ых годов имели, по-видимому, еще и
просветительскую цель, знакомя население с новым техникой очень
добросовестно повторяя оригинал.
Выпущенные же в 60-ые годы
игрушки имели скорее декоративное значение – сигналы на разных сторонах
светофора горят не в соответствии с правилами, а «как бог на душу
положил».
Источник: http://nnm.ru/blogs/bog-danya/drug-nash-svetofor/#cut