Пятница, 26.04.2024, 10:14
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из студенческой жизни [21]
События [86]
Знаменательные даты, события и свершения
Гримассы бытия [43]
Жизнь без прикрасс
Исторические параллели [31]
Из опыта прошлого
Вопрос ребром [24]
Смешно о грустном
Истерические параллели [18]
Жизнь у нас и за бугром
Позвольте поздравить((((( [7]
КВН [20]
Кто вас насмешил
Юбилеи [4]
Прогнозы [15]
Коротко, но интересно [14]
Необычные факты
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
 Блог
Главная » 2014 » Июнь » 10 » Образовательно-трудовой дуализм
19:33
Образовательно-трудовой дуализм

Существует «легенда», что будущий американский инженер может в качестве дипломной работы выбрать сборку автомобиля собственными руками. Без серьёзных практических навыков это невозможно. Один из способов воспитать такого инженера – позволить ему параллельно с учёбой постигать свою специальность в условиях реального производственного процесса. В экономически развитых странах подобная модель называется «дуальным», или «кооперированным» образованием. Прежде такая модель работала и в СССР, когда при крупных производственных предприятиях создавались специальные заводы-втузы. Сегодня их традиции продолжает Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), возникший из завода-втуза при ЗИЛе. Но в современных условиях он готовит специалистов не для одного предприятия, а «для всей экономики города», и свою систему называет «профессионально-интегрированным образованием». О преимуществах такого образования, STRF.ru рассказал ректор МГИУ Валерий Кошкин.

Валерий_Кошкин
Ректор МГИУ Валерий Кошкин: cегодня мы выпускаем специалистов не для одного конкретного предприятия, а сразу для всей экономики города

 

МГИУ выступает идеологом профессионально-интегрированного образования в России, и ваши студенты, не покидая очного отделения, на старших курсах совершенно официально совмещают трудовую деятельность с учебой. Насколько это эффективно?

– Наш главный принцип – обучение на реальном производстве, где в дополнение к теоретическим знаниям приобретаются практические навыки. Наши студенты начинают с рабочих профессий, а на старших курсах уже работают инженерами. Хочу подчеркнуть, что в МГИУ по сути это не является практикой – это реальная работа, за которую студенты получают заработную плату. Средняя зарплата студентов, которые трудятся на предприятиях-партнёрах нашего университета, превышает 30 тысяч рублей.

И объём средств, получаемых студентами в такой форме, сопоставим с теми, которые поступают в наш университет из бюджета в виде госзадания. Это более 300 миллионов рублей.

Об эффективности такого образования можно судить по оценкам коллег, работающих за рубежом. Недавно в МГИУ приезжал Валерий Несвижевский – известный учёный, работающий во французском Гренобле, в Центре нейтронных исследований Института Лауэ-Ланжевена. Он работает со студентами и аспирантами со всего мира и может судить о качестве образования в той или иной стране. Согласно его наблюдениям выпускников вузов Германии, Франции и Великобритании отличает то, что они сразу же по окончании вуза владеют современным оборудованием, современными технологиями и могут провести научный эксперимент. Это значит, что в процессе обучения они получили все необходимые компетенции. Мы хорошо знаем зарубежный опыт кооперированного обучения и отечественный опыт подготовки кадров по системе завод-втуз, и это помогает нам готовить специалистов также сразу готовых к практической работе. При этом мы не копируем заграничную систему кооперированного образования, а скорее возрождаем на новом уровне, как к этому призвал Президент в послании Федеральному собранию, систему заводов-втузов, которые создавались в Советском Союзе на базе крупных промышленных предприятий и прекрасно зарекомендовали себя.

По какому принципу предприятия-партнёры отбирают ваших студентов? Есть ли какой-то конкурс?

– У нас две траектории, по которым студент попадает на старших курсах на предприятие. Первая – хорошо известная: это целевой приём, когда абитуриент, поступая в университет, уже знает, за каким предприятием он закреплён. Мы рассказываем об этом на Дне открытых дверей, куда приезжают представители предприятий и, таким образом, ориентируют школьников на целевое поступление.

Есть и другой маршрут: студент обучается на общих основаниях и с 4-го курса также идёт работать. Один из критериев, по которому его принимают на то или иное предприятие – удаленность места проживания студента от предприятия, поскольку компаниям очень важно, чтобы его сотрудники не тратили много времени на дорогу до места работы.

После окончания вуза студенты остаются в тех компаниях и предприятиях, где работают во время учёбы? Какова статистика?

– Специально мы этой статистикой не занимались, но из данных по распределению видно, что

многие идут на те же предприятия, где они работали во время учебы, и, насколько мне известно, трудятся там хотя бы несколько лет.

Можно ли сделать вывод, что благодаря профессионально-интегрированному образованию выпускники МГИУ работают по специальности гораздо чаще, чем те, кто не участвует в таком формате?

– Да, это так. Во-первых, у многих студентов есть возможность за время обучения поработать на нескольких предприятиях, сориентироваться и выбрать то, что им больше нравится. А выбор у наших студентов очень большой, потому что у нашего университета много партнёров – более 500 организаций. В большинстве своём это малый и средний бизнес – они приглашают на работу одного выпускника, иногда двух. Но есть и крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, наши стратегические партнёры. В этом году 14 предприятий ОПК пригласили к себе абитуриентов по целевому приёму. Из предприятий гражданского профиля самый крупный партнёр – это аэропорт «Домодедово», на предприятиях которого заняты более 300 наших студентов.

Недавно в Казани состоялся национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills (STRF.ru писал о нём ранее). Насколько мне известно, МГИУ активно участвует в движении WorldSkills. Чем ценен этот опыт для университета?

– Мы с большим удовольствием включились в работу с командой, которая продвигает WorldSkills в России и, в соответствии с решением Совещания, прошедшего в Агентстве стратегических инициатив в апреле 2014 года под председательством В.В.Путина, включены в число организаций, ответственных за создание целевой федеральной площадки.

На чемпионате в Казани от МГИУ участвовали восемь человек, среди которых 4 эксперта и 2 участника, прошедших отборочный этап WorldSkills Russia в Москве – по направлениям «Электроника» и «Технологические процессы на производстве».

Во всём мире это движение ориентировано скорее на среднее профессиональное образование, но, во-первых, система российского образования устроена несколько иначе, а во-вторых, нам важно, что в WorldSkills вовлечены эксперты – те люди, которые должны хорошо знать конкретные сферы деятельности, знать, какими компетенциями следует обладать участнику, чтобы соответствовать уровню соревнований. Участие в WorldSkills позволяет нашим экспертам – молодым преподавателям и научно-педагогическим работникам – быстрее повышать свою квалификацию. Даже такой термин появился: «чемпионатное образование». За 4 дня, пока проходят соревнования, и участники, и эксперты узнают много нового, их кругозор расширяется, у них появляются новые контакты и связи. Вот почему это интересно университету. И в дальнейшем, по всем направлениям подготовки, которые интересны для наших работодателей, которые лежат в сфере интересов нашего университета, мы, конечно, будем готовить команды для участия в новых соревнованиях, в том числе и международных.

Какой сейчас главный вызов у профессионально-интегрированной системы в России?

– Самый главный вызов – отсутствие понимания необходимости ее скорейшего возрождения в России с учетом новой социально-экономической обстановки. В последнее время в нашей стране всё чаще говорят о новой индустриализации, о промышленном производстве, новых технологиях – а значит, и о специалистах, которые нужны для предприятий. В реформе образования уже сделаны определённые акценты на развитие сектора исследований и разработок, появились национальные исследовательские университеты. Но в развитых странах, в том числе и в России, в среднем на 10 000 занятых лишь 100 человек занимается исследованиями и разработками. Это 1%, а есть ещё 99% других. И в России пока нет чёткой стратегии по подготовке этих 99% специалистов, которые смогут эффективно использовать современное закупаемое оборудование и новые технологии. А полувековой опыт работы заводов-втузов в СССР и мировой опыт кооперированного образования говорит о том, что именно эта форма наиболее эффективна для подготовки таких специалистов. Мы прилагаем массу усилий, чтобы эта модель была замечена, воспринята, и чтобы на государственном уровне появились документы, способствующие её развитию.

Справедливости ради следует отметить, что определённое движение в данном направлении уже есть: например, появился прикладной бакалавриат. Кроме того, что очень важно, наши усилия стали замечать профессиональные союзы работодателей – в апреле этого года в наших стенах проходило заседание московской трехсторонней комиссии. Московская конфедерация промышленников и предпринимателей совместно с профсоюзами и Правительством Москвы говорили о необходимости повышения привлекательности рабочих и инженерных профессий и выбрали наш вуз своей площадкой, потому что именно в МГИУ используется эта эффективная модель.

А ее эффективность можно проиллюстрировать следующим примером:

Журнал «Эксперт» в декабре прошлого года опубликовал собственный рейтинг ведущих мировых вузов и компаний с мировыми брендами. Принцип рейтинга был простой: чем больше выпускников того или иного университета работало в этих компаниях, тем более высокую позицию университет занимал в рейтинге.

Оказалось, что в первой тридцатке 20 вузов реализуют программы кооперированного образования.

Это ещё раз убеждает нас в том, что мы на правильном пути.

Организовываете ли вы какое-то профессиональное сообщество вокруг себя, ассоциацию вузов?

Мы единственный российский вуз, который входит во Всемирную ассоциацию кооперированного образования, поэтому обмениваемся с нашими зарубежными партнёрами опытом. К сожалению, в России заводов-втузов сейчас осталось мало, и не везде можно внедрить нашу модель – взять студента на работу, выплачивать ему заработную плату, дать наставника могут, в основном, крупные и успешные предприятия. Если у вуза таких партнёров нет, то эту систему не запустить. Нам тоже было непросто сохранить идеологию тесной интеграции производства с образованием – в 90-е годы, когда многие предприятия закрывались. Переходный период начался после 1991 года и длился лет 10 – и нам удалось не только выстоять, но и выйти на новый уровень. Сегодня мы выпускаем из наших стен специалистов не для одного конкретного предприятия, а сразу для всей экономики города.

А возродить профессиональное сообщество кооперированного образования в России на наш взгляд совершенно необходимо. Для этого мы предлагаем организовать международный семинар по профессионально-интегрированному образованию и пригласить на него представителей технических университетов России, бывших республик СССР, руководителей Всемирной ассоциации кооперированного образования и ведущих работодателей. Это и станет действенным стимулом для возрождения профессионально-интегрированного образования в России.

Категория: Из студенческой жизни | Просмотров: 962 | Добавил: lunev2009 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!