Опять двойка! Кто виноват в оскудении российских талантов? - 14 Октября 2015 - Блог - Эффективное профессиональное обучение
Пятница, 09.12.2016, 18:23
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из студенческой жизни [21]
События [83]
Знаменательные даты, события и свершения
Гримассы бытия [43]
Жизнь без прикрасс
Исторические параллели [30]
Из опыта прошлого
Вопрос ребром [24]
Смешно о грустном
Истерические параллели [17]
Жизнь у нас и за бугром
Позвольте поздравить((((( [7]
КВН [19]
Кто вас насмешил
Юбилеи [4]
Прогнозы [15]
Коротко, но интересно [14]
Необычные факты
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
 Блог
Главная » 2015 » Октябрь » 14 » Опять двойка! Кто виноват в оскудении российских талантов?
20:39
Опять двойка! Кто виноват в оскудении российских талантов?

Начался новый учебный год, и в семьях, где есть дети школьного возраста, штопают дырки в кошельке. Родители вздыхают: а что делать?Но такова уж наша традиция — расходов на образование своих чад не жалеть. К тому же есть понимание: в ситуации затяжной экономической стагнации и непредсказуемого будущего образование детей остаётся чуть ли не единственным надёжным капиталовложением. В отличие от советских времён, когда каждый десятиклассник, получая аттестат зрелости, получал и «путёвку в жизнь», сегодняшние школьники вынуждены будут проходить через жесточайшую систему социального отбора. Барьеры и затраты становятся всё выше.

Конечно, настоящий талант путь к успеху так или иначе найдёт. Но уже и сегодня, чтобы оказаться в лифте, где тебя кто-то заметит, нужно выбраться из российской глубинки. А оттуда за последние 20-30 лет вымыты почти все животворные силы. Так что даже и таланту на оскудевшей ниве провинциального образования прорасти довольно трудно.

К тому же талант — явление не массовое, скорее штучное. А успех страны, государства, общества зависит не от сотни выдающихся личностей, а от миллионов людей, получивших доступ к хорошим знаниям. Да, советская наука блистала именами — Сахаров, Ландау, Капица, но индустриальная и военная мощь СССР строилась сотнями тысяч рядовых сотрудников НИИ, миллионами инженеров и техников, окончивших обычные советские вузы и техникумы.Сегодня в гонке за знаниями место России занимает Китай. За последние годы он настойчиво продвигается на ведущие позиции по ряду стратегически важных направлений. Всё больше тесня развитые страны в глобальном соревновании умов, Китай сегодня занимает третье место среди лидеров в области информатики, электроники и авиации, четвёртое место в области нанотехнологий и автомобилестроения, пятое — в сфере медицины. Что касается России, то на мировой карте лидеров она сегодня заметна лишь в сфере вооружений — на втором месте после США.

По свидетельству президента Российской академии наук Владимира Фортова, в России всё ещё сохраняется колоссальный парк научной инфраструктуры и оборудования. Но (по его же признанию) это «реликтовое» оборудование, отслужившее 50 и более лет. Обеспечить конкурентоспособность нашей науки в ХХI в. эти остатки былого величия неспособны. Да, благодаря русскому научному гению прорывы на отдельных направлениях ещё возможны, но обеспечить тотальное наступление на научно-техническом фронте они не могут.

Рояль в кустах

Почему среди победителей международных конкурсов пианистов мы всё чаще видим китайцев? Только ли благодаря фанатичной трудоспособности? Нет, не только. И даже не столько. А благодаря тому, что всё китайское общество (и семья, и государство, и власть) нацелено на успех страны, а не отдельных личностей и кланов. Китай ежегодно направляет тысячи студентов в ведущие вузы мира, и прежде всего в США, и умело стимулирует их возвращение назад. Что касается, в частности, музыкальных успехов китайцев, то и они неслучайны: пианино сегодня есть в каждой второй городской квартире, и успех китайских конкурсантов объясняется не особым талантом, а массовой музыкальной «загрузкой».

А что у нас? Что делают государство и власть, чтобы обеспечить нашу конкурентоспособность на мировом рынке науки и технологий? Прошло два года со времени принятия закона о реформе Российской академии наук. И становится всё яснее, что «реформа» родилась и тонет в бюрократическом болоте. Фактически она свелась к попыткам перехвата и дележа академической собственности. И неудивительно, что «творцы» реформы тщательно скрывают свои имена.

Число научных публикаций, по которым оценивается место нашей науки в мире, продолжает падать, а количество молодых учёных, нацеленных на выезд из России, растёт. В мире и особенно в США уже существует огромная диаспора русских учёных, в том числе и потенциально нобелевского масштаба. Но в отличие от китайцев они не спешат вернуться к угасающему научному очагу. Кому охота взвешивать наночастицы на бабушкиных безменах!

Поможем загранице?

Социологи из Фонда общественного мнения (ФОМ) выявили ещё одну сомнительную тенденцию в сфере образования. Наблюдается резкое возрастание платных репетиторских услуг. Сегодня этот «рынок» составляет уже более 30 млрд руб. в год и растёт почти на 14% ежегодно. Репетиторов приглашают чуть ли не к каждому второму старшекласснику и ко многим студентам. Казалось бы, а что в этом плохого? Разве родители не вправе обеспечить своим детям лучшие конкурентные условия?

Дело, конечно, не только в том, что привлечение репетиторов — это дополнительная нагрузка на семейный бюджет: средняя стоимость одного занятия в Москве превышает 1000 руб. Дело даже не в том, что наиболее продвинутая часть преподавательского состава, увлекаясь репетиторством, упускает работу в собственном классе или студенческой группе. Основной негатив в ином: репетиторство процветает оттого, что нынешняя школа не обеспечивает того уровня знаний, который нужен для сдачи экзаменов и поступления в институт.

Есть и ещё один негативный аспект: в стране разрушается или уже разрушен принцип социальной справедливости при доступе к качественному образованию. Ведь привлечь хорошего репетитора для ученика сельской школы или для школьника из небольшого городка едва ли возможно. Преимущества, таким образом, получают дети из хорошо обеспеченных городских слоёв. И в перспективе это, конечно же, ведёт к ещё большему расслоению общества на бедных и богатых, на успешных и на тех, кто обречён на прозябание.

Настораживает и ещё одна тенденция: при выборе предметов для репетиторства родители отдают предпочтение английскому языку и математике (36 и 37%). А русскому языку — всего 12%. О чём это говорит? Не о том ли, что наша элита (в том числе и та, которая так много разглагольствует о патриотизме) изначально мостит своим чадам дорожку за границу? Ведь для обретения запасной родины нужен прежде всего хороший английский язык. А продвинутые знания в математике, уровень которой всё ещё высок в России, открывают возможности для карьеры в престижных и востребованных сферах в США и Европе.

А кто поможет Мишке Ломоносову из архангельской глубинки? Кто оплатит его дорогу в Москву?

Вячеслав Колосков

Категория: Гримассы бытия | Просмотров: 124 | Добавил: lunev2009 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!