КРЕАТИВНЫЕ ТЕСТЫ
Основное назначение креативных (развивающих) тестов – творческий поиск нетривиальных решений с помощью активизации всех познавательных способностей студента.
Цель – становление творческой личности, без которой невозможна подготовка современного эффективного специалиста. Результат зависит от уровня мотивации студентов и степени освоения основных, базовых, вспомогательных и ключевых компетенций.
В книге «Логические структурные схемы в машиностроении» приведены 50 креативных тестов по дисциплинам «Процессы формообразования и инструменты», «Технология машиностроения», «Технологическое оборудование», «Машиностроительное производство».
Рассмотрим некоторые из них.
Тест «Главное и второстепенное»
по теме «Элементы резания при точении»
Цель: развитие 1) способности дифференциации существенных признаков от второстепенных;
2) развитие различных видов мышления.
Пример: Сад(растение, садовник, собака, забор, земля).
Больница(помещение, уколы, врач, градусник, больные).
-
Резец (лезвие, точение, стружка, державка, заготовка).
-
-
Скорость резания (метр, частота вращения, перемещение, диаметр, движение резания).
-
-
Главное движение (резец, заготовка, шпиндель, стружка, станок).
-
-
Подача оборотная (метр, миллиметр, сантиметр, окружность, оборот).
-
-
Точение (резец, заготовка, движение подачи, стружка, движение резания).
-
-
Элементы резания (подача, глубина резания, основное технологическое время, скорость резания, толщина срезаемого слоя).
-
-
Частота вращения (резец, заготовка, шпиндель, стружка, станок).
-
-
Подача оборотная (движение, подача, перемещение, вращение, оборот).
-
-
Глубина резания (обработанная поверхность, поверхность резания, поверхность детали, обрабатываемая поверхность, передняя поверхность).
10.Частота вращения (оборот, заготовка, минута, деталь, час).
Тест «Пятый лишний»
по дисциплине«Технология машиностроения»
- Цель: развитие 1) способности к анализу и синтезу;
-
2) умения выделять существенные признаки;
-
3) конкретного мышления.
-
- Пример: Стул, стол, кровать, пол, шкаф.
- Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
-
Технологичность конструкции изделия (производительность, экономичность, взаимозаменяемость, себестоимость, трудоемкость).
-
Средства технологического оснащения (станки, приспособления, инструменты, заготовки, штампы).
-
Производственный процесс (изготовление деталей, экономия материалов, сборка изделия, обеспечение энергией, контроль качества).
-
Технологический процесс (обработка резанием, удаление стружки, базирование, режимы резания, транспортирование).
-
Технологическая операция (станок, приспособление, инструмент, заготовка, штамп).
-
Базы (опорная, вспомогательная, технологическая, измерительная, основная).
-
Точность обработки (допуск, погрешность, поверхность, квалитет, размер).
-
Технологическая операция (глубина резания, подача, частота вращения, СОЖ, основное технологическое время).
-
Базы (опорная, направляющая, двойная направляющая, явная).
-
Технологическая операция (режим резания, шероховатость, нанесение покрытия, геометрические параметры инструмента, станок).
Тест «Простые аналогии»
по теме«Кинематика токарного станка»
Цель: развитие различных видов мышления.
1. Главный привод – шпиндель → Привод подачи - …
2. Главный привод – коробка скоростей → Привод подачи - …
3. Главный привод – V= → Привод подачи - …
4. Главное движение – вращение шпинделя → Движение подачи - - …
5. Зубчатая передача – передаточное отношение → Кинематическая цепь - …
6. Зубчатая передача – вращательное движение → Зубчатое колесо – рейка - …
7. Зубчатая передача – передаточное отношение → Ременная передача - …
8. Обтачивание вала – продольная подача → Обтачивание конуса - - …
9. Коробка скоростей – передача движения → Коробка подач - - …
10. Коробка скоростей – передача вращательного движения → Коробка подач - …
11. Коробка подач – передача движения → Фартук - …
Тест «Слева или справа»
по дисциплинам «Технология машиностроения», «ПФОИ»,
«Технологическое
оборудование»
Цель: 1. Развитие абстрактного, конкретного и
логического
мышления.
2. Проверка долговременной памяти.
Тест «Подбери
ключевое слово»
по теме «Технологические процессы
механической обработки»
Цель: 1. Развитие конкретного
и логического мышления.
2. Развитие способности выделять
существенные признаки.
Приведённые примеры показывают, что решение креативных тестов предполагает креативного подхода. Совершенно очевидно, что эффективность решения креативных тестов намного выше традиционных.
В книге «Логические структурные схемы в машиностроении» креативные тесты приведены в каждой главе и являются логическим её завершением.
Разрабатывайте свои креативнве тесты. Это существенно повысит ваш интеллектуально – творческий потенциал.
|