ПОПУЛЯРНО О СУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Реформа образования, осуществляемая в последние годы, завела педагогическое сообщество в тупик: по – старому как учить известно, но учить нельзя, нужно учить по – новому, но как неизвестно.
Поэтому де – юре все будут рапортовать о внедрении модульных программ, де – факто всё останется по – прежнему. Хотя на бумаге всё будет красиво: ПМ, МДК, ПК, ОК будут расписаны в лучшем виде, но профессиональный уровень специалиста останется на прежнем уровне.
Попробуем определиться с тем, что нужно сделать для подготовки настоящего специалиста. Начнём с самого начала.
1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Рассмотрим простейшую логическую цепочку.
Цель – подготовка эффективного компетентного специалиста, способного на высоком профессиональном уровне решать сложные профессиональные задачи.
Результат зависит от тех способов достижения цели ( технологий, методик, подходов и т.д.), которые дают ответ на вопрос: «Как учить?» .
Лучший способ для подготовки эффективного специалиста эффективное обучение ( эффективный – приводящий к наилучшему результату).
Каким является наилучший результат?
Традиционный знаниевый подход, на котором основывается отечественная система образования, даёт хорошую теоретическую подготовку по самым различным направлениям. В результате сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт ( рис.1.1,а), тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств (рис.1.1,б).
Рис. 1.1. Соотношение профессиональных качеств молодого и профессионального специалиста.
И если в СССР молодой специалист несколько лет набирался опыта и только после этого начинал становиться компетентным специалистом, а ещё 5…7 лет уходило на то, чтобы стать эффективным специалистом, то теперь в условиях рыночной экономики работодатель не имеет такой возможности и хочет получать отдачу от молодого специалиста уже через три месяца после принятия его на работу.
Т.о., для подготовки эффективного специалиста необходимо эффективное обучение.
2. БАЗИС ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В каком случае молодой специалист сможет эффективно решать профессиональные задачи?
Рассмотрим три варианта.
1. Студент в период обучения зубрил конспекты, бодро давал определения на семинарах, практических занятиях, уроках (ВПО, СПО, НПО), успешно сдавал экзамены (способы самые различные, сами знаете!).
2. Студент не зубрил, пытался дойти до сути понятия, задавал вопросы (чем раздражал препода). Иногда приносил на занятия свои наработки (чем раздражал препода ещё больше). В конце концов плюнул и стал зубрить.
3. Студент самостоятельно из различных источников находил, анализировал, синтезировал информацию. При подготовке рефератов и курсовых работ проявлял элементы творчества. На практических занятиях действовал уверенно и грамотно, умело выполняя конкретные действия в процессе решения поставленных задач. В третьем случае в ходе обучения студент получит опыт практической работы, который при умелой организации учебного процесса может стать профессиональным опытом. Соответственно, такой молодой специалист быстрее адаптируется на производстве.
Одно очень важное обстоятельство
Мы уже упомянули о том, что работодатель хочет через три (а лучше через месяц) месяца видеть результаты работы молодого специалиста. Этого можно добиться только в одном случае: выполнение реальных конкретных действий, связанных с решением профессиональных задач, должно осуществляться в реальных производственных условиях (на рабочем месте). В этом случае будет приобретаться профессиональный опыт. Для этого работодатель должен предоставлять свои производственные помещения для проведения занятий. В крайнем случае – во время производственной практики. Если это невозможно, то учебное заведение на своей территории организует рабочие места специалиста, на которых проводятся практические занятия (учебно – производственные мастерские; лаборатории др.).
И ещё одно очень важное обстоятельство
Большое значение имеет организация и методика проведения оценки. Как и что оценивается при традиционном обучении? Вызвал к доске, задал вопрос. В результате оценил память. Память, конечно, вещь немаловажная, но, в первую очередь, на профессиональном поприще нужны другие качества. Оценивать нужно правильность выполнения действий. Выполнить действия можно только с помощью умений, основанных на конкретных осмысленных знаниях. Вот это и есть интеграция теории и практики.
И когда обучающийся будет выполнять действия и анализировать их результаты, то он будет приобретать необходимый опыт.
Т.о., эффективное обучение основывается на соответствующих организации и методике проведения занятий, способствующих становлению специалиста как активной мыслящей творческой личности.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Для реального обучения необходима интеграция теории и практики. Это все слышали, но, что это такое практически никто не представляет.
Всё очень просто. Теория не изучается отдельно на лекциях. Она изучается по мере необходимости, т.е. именно в тот момент, когда у ОБУЧа возникает потребность в конкретном знании. Как это определить и как осуществить?
На том же практическом занятии. В начале занятия ОБУЧи получают комплект учебно – методической документации (КУМД) в бумажном или электронном виде. КУМД должен содержать необходимый материал для достижения поставленной цели. В нём обязательно должны быть устные и письменные вопросы для проверки готовности ОБУЧа и практические задания для выполнения необходимых действий. Кроме этого обязательно должны быть представлены критерии оценки для проверки умений и знаний.
Рассмотрим пример.
Практическое занятие «Кинематическая настройка токарно – винторезного станка».
Цель: сформировать умения правильно осуществлять настройку кинематических цепей токарно – винторезного станка.
В начале занятия ОБУЧ знакомится с планом работы и обнаруживает, что «Для оценки действия настроить кинематические цепи он должен будет :
- выполнить практическое задание по управлению токарным станком;
- выполнить практические задания по настройке кинематических цепей токарного станка.
Для выполнения действия настроить кинематические цепи он должен:
-Уметь:
1. Пользоваться органами управления станка.
2. Устанавливать на станке требуемые значения частоты вращения шпинделя и скорости движения подачи.
3.Читать кинематические схемы.
-Знать:
1. Основные узлы станка.
2. Органы управления станком.
3. Понятия «Подача оборотная», «Частота вращения шпинделя», «Кинематическая цепь», «Кинематическая схема».
Так как, скорее всего, на предыдущих занятиях ОБУЧ изучил устройство станка и его кинематику, то у него появятся конкретные вопросы, связанные именно с настройкой и, что самое главное, появятся именно осознанно, т.к. в данный момент времени он будет испытывать в них потребность. В этом случае начнётся активный поиск ответа на эти вопросы и обучение активизируется. Предвижу возмущение оппонентов: «Мы делаем то же самое! Сначала даём теорию на лекции. Затем проводим лабораторную работу. Студенты всему научились.»
На лекции у студентов отсутствует мотивация, т.к. в то время они не испытывали потребности в этих конкретных знаниях. Поэтому эффективность этой лекции равна практически нулю. Придя затем на лабораторную работу, студент, в основном, имитирует какую то деятельность, но и от такой лабораторной работы толку мало. Всё проходит формально.
В модульном обучении, основанном на индивидуальном (но не групповом, как при традиционном обучении) методе, каждый ОБУЧ должен продемонстрировать умелое выполнение действий.
Т.о., организация эффективного обучения должна обеспечивать интеграцию теории и практики, выполнение всех действий
4. МЕТОДИКА ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Методы проведения занятия:
- метод решения проблем;
- рассмотрение и составление логических структурных схем (ЛСС);
-решение креативных тестов;
-самостоятельно изучение теории;
-консультации преподавателя;
-ответы на вопросы;
-выполнение практических заданий в составе малой группы;
-презентация результатов работы;
-обсуждение.
Ставится задача проанализировать проблему, связанную с неправильной наладкой токарного станка для выполнения конкретного вида точения и найти пути её решения.
В процессе анализа конкретной проблемы ОБУЧи сталкиваются со своей специфической проблемой: им недостаточно конкретных знаний в данном конкретном случае при выполнении данного конкретного задания. Именно поэтому в этот момент времени и появляется мотивация. Возникают конкретные вопросы, требующие конкретных ответов (В этом случае эффективность обучения повышается). ОБУЧи ищут их самостоятельно (для этого есть комплект КУМД) или с помощью консультаций препода. В процессе поиска ответов эффективны ЛСС. Наибольший эффект достигается, когда ОБУЧи сами пытаются составлять ЛСС, т.к. в этом случае активизируются все познавательные способности студента. В результате он приобретает осмысленные знания, с помощью которых достигает наилучшего результата.
Вооружившись знаниями, ОБУЧи находят пути решения проблемы и начинают выполнять практические задания. Вопросы для проверки знаний препод может задавать и перед выполнением задания, и в процессе его выполнения.
Если недостаточно умений, то с помощью препода ОБУЧи анализируют ошибки, вносят коррективы и добиваются нужного результата.
Т.о., в модульном обучении каждый обучающийся методически должен быть ориентирован на выполнение все необходимых действий; на получение осмысленных знаний.
ВЫВОДЫ
1. Для подготовки эффективного специалиста необходимо эффективное обучение.
2. Так как отечественное образование присоединилось к Болонскому процессу, т.е. интегрировалось с европейским образованием, основанным на компетентностном подходе, новые ФГОС также базируются на компетентностном подходе.
3. Соответственно мы должны готовить компетентного эффективного специалиста.
4. Компетенции и начальный (новый) опыт формируются и осваиваются в ходе выполнения практических, лабораторных работ на рабочем месте.
5. При освоении профессиональных модулей приобретается профессиональный опыт и совершенствуются необходимые компетенции.
6. Профессиональный уровень компетенций подтверждается каждым обучающимся путём демонстрации квалифицированных действий в процессе решения профессиональных задач.
7. Для объективной независимой оценки компетенций разрабатываются соответствующие критерии оценки.