Пятница, 19.04.2024, 16:27
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Особенности реализации модульных программ, основанных на компетенциях
Особенности реализации модульных программ, основанных на компетенциях
 
 Введение в специальность
 
    Приступая к модульному обучению, преподаватель должен всегда помнить о том, что обучающиеся в школе, профучилище, колледже обучались по традиционной методике, основанной на первичности теории. Они привыкли к тому, что их чему – то учат и в основном с помощью языка. Приведу пример: Когда в Рязанском станкостроительном колледже в январе 2007 года во время производственной практики началась апробация модульной программы по профессии «Токарь», на вводном занятии на вопрос «Какую цель вы ставите перед собой?» студенты третьего курса ответили: «Вы должны научить нас работать на технологическом оборудовании». И когда их поправили и ответили, что «Вы сами должны научиться и, кроме этого, каждый должен продемонстрировать результаты обучения, чтобы получить удовлетворительную оценку», это привело их в состояние шока. Поэтому для ускорения адаптации обучающихся в базовый модуль «Введение в специальность» рекомендуется ввести вводное занятие, на котором объяснить основные принципы организации обучения, методы обучения и оценки и, что самое главное, объяснить с какой целью вводится модульное обучение с точки зрения интересов самих обучающихся. Разъясняя принципы организации обучения, основное внимание следует обратить на самостоятельное самоуправляемое обучение, его особенности и преимущества для обучающихся : «Если вы способны самостоятельно управлять своим обучением, достигая поставленные перед вами цели, то успех в вашей профессиональной деятельности будет гарантирован». Возникающая в этом случае мотивация будет способствовать росту активности и достижению максимального результата
 
Проведение вводного занятия модуля обучения
 
     На вводном занятии перед обучающимися обязательно должна быть поставлена цель обучения. Основная цель – освоение компетенций модуля на профессиональном уровне. Результат будет зависеть от многих факторов, в т.ч. от умения преподавателя подвести обучающихся к пониманию цели, настроить их на осознанное достижение наилучшего результата. Для этого на вводном занятии необходимо раскрыть содержание модуля, показать его значение для освоения профессии, акцентировать внимание обучающихся на особенностях конкретных компетенций, связанных со спецификой данного модуля. Поэтому обучение начинается с обязательной процедуры – выдачи каждому обучающемуся комплекта учебной документации в следующем составе: 1. Спецификация модуля. 2. Памятка по оценке умений. 3. Практические задания. 4. Оценочные задания. 5. Контрольная ведомость обучающегося.
 
 Проведение первого практического занятия модуля обучения
 
     Первое практическое занятие закладывает первый кирпич в фундамент будущих профессиональных компетенций. От того насколько эффективно пройдет этот этап обучения будет зависеть уровень освоения компетенций модуля. Освоение компетенций на должном уровне возможно только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. Что могут анализировать обучающиеся в начале обучения по модулю? Только поступающую информацию. И здесь очень важно в каком виде они ее получат! Лучше всего, если мастер (преподаватель), используя свой профессиональный опыт, продемонстрирует правильные приемы выполнения работ, основанные на конкретных умениях и знаниях. В этом случае обучающиеся, наблюдая за правильным выполнением конкретных действий, пытаются анализировать конкретную информацию, что приводит их к конкретным вопросам. Одновременно с этим происходит приобретение первоначальных элементов своего, т.е. нового опыта. Ценность конкретных вопросов заключается в их конкретном содержании, связанном с анализом прошлого и приобретением нового опыта. Получить ответы на эти вопросы – значит осмыслить новый опыт, т.е. приобрести осмысленные знания. И если преподаватель поддерживает и поощряет инициативу обучающихся самим дойти до сути вопросов, дает возможность самим найти ответы на них, то проблема, связанная с самостоятельным изучением теории, решается сама собой: конкретный вопрос требует конкретного ответа и поэтому его поиск превращается в осознанную потребность получения осмысленных знаний. В чем ценность осмысленных знаний? В том, что они: 1.Усиливают мотивацию обучающихся и активизируют самоуправляемое обучение. 2.Повышают эффективность обучения за счет активизации познавательных способностей обучающихся. 3.Используются для освоения компетенций на профессиональном уровне. 4.Дают возможность обучающимся решать проблемы в стандартных и нестандартных ситуациях. Один из способов получения осмысленных знаний – составление графических и текстовых логических структурных схем (ЛСС). Графические ЛСС позволяют на уровне образного мышления дойти до сути понятия, показать его основные особенности, отличия, выявить характерные признаки. Текстовые ЛСС направлены на актуализацию знаний, развитие логического мышления. Почему в модульном обучении так важны осмысленные знания? Да потому, что следующий этап – освоение нового опыта – можно выполнить только на базе осмысленных знаний (если мы хотим достичь цели обучения). Поэтому, начиная с первого практического занятия, обучающиеся должны быть ориентированы на приобретение и осмысление нового опыта только на базе осмысленных знаний.
 
Выполнение практических заданий модуля обучения
 
       Практические задания направлены на выполнение конкретных действий и освоение требующихся для этого умений и знаний. В то же время каждое практическое задание является очередным шагом на пути к достижению цели обучения. Поэтому выполнение практических заданий преследует две цели:
 1.Тактическая – освоение нового опыта (по возможности профессионального).
 2.Стратегическая – освоение компетенций на профессиональном уровне. Результат зависит от следующих факторов:
1.Глубины проработки материала при составлении практических заданий.
 2.Уровня креативности практических заданий.
3.Степени подготовленности учебных материалов.
 4.Уровня соответствия сложности практических заданий требуемой квалификации.
5.Подготовленности среды обучения. Создание условий для максимальной реализации возможностей в процессе обучения. 6.Эффективности организации и методики обучения и оценки.
7.Глубины осмысления и степени освоения нового опыта.
8.Уровня интеграции теории и практики.
 Каждое практическое задание, как правило, направлено на дальнейшее осмысление нового опыта. Но главное – освоить новый опыт, т.е. приобрести конкретные осмысленные знания и на их базе с помощью конкретных умений научиться грамотно (квалифицированно) выполнять конкретное действие.
 
 Оценка достижений обучающихся
 
     Оценка в модульно-компетентностном обучении я вляется объективным показателем освоенных компетенций и направлена на достижение максимального результата: приобретение профессионального опыта. Оценка в этом случае имеет постоянный характер и является комплексным интегрированным показателем компетенций специалиста.
     Необходимо только отметить, что оценка должна отражать реальный уровень компетенций. В этом случае наиболее эффективна демонстрация требуемых умений  и знаний в ходе выполнения практических заданий по каждому действию модуля обучения.  Полностью материал смотрите в книге «Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация».
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!