- Логические структурные схемы
- Логические структурные схемы (ЛСС) – оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей студента, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.
- Графические ЛССпозволяют на уровне образного мышления в доступной форме довести до сознания студента суть понятия, показать его основные особенности, отличия, выявить характерные признаки.
Рассмотрим в качестве примера графическую ЛСС «Структурная схема станка 16К20».
- Она оптимальна :
- С точки зрения восприятия : зрительное восприятие ЛСС намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
- С точки зрения воображения: ЛСС в воображении студента создаёт целостную картину как самого станка, так и процесса токарной обработки.
- С точки зрения памяти: ЛСС обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
- С точки зрения представления: ЛСС даёт комплексное представление об устройстве станка и исполнительных движениях (интеграция дисциплин Технологическое оборудование и ПФОИ).
- С точки зрения мышления: ЛСС, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия
- Достоинства ЛСС:
- Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
- Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
- Информационная насыщенность – каждая ЛСС содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
- Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
- Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленного трактования понятий.
- Лаконичность – ЛСС показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
- Одно из главных достоинств ЛСС – универсальность.Эту схему можно использовать при изучении следющих тем:
- Устройство станка.
- Основные движения в станке.
- Приводы станка.
- Таким образом, ЛСС обеспечивают единый системный подход к изучению и, самое главное, к осмыслению основных понятий, что очень важно при освоении нового опыта.
- С помощью ЛСС можно решать следующие задачи:
- В учебной деятельности:
- Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
- Развитие различных видов мышления.
- Повышение интеллектуально – творческого потенциала.
- В профессиональной деятельности:
- Разработка жизненного цикла изделия (Книга «Логические структурные схемы в машиностроении», стр.139…155).
- Создание моделей различных процессов и устройств (например, можно моделировать автоматизацию различных стадий производственного процесса, глава 4, стр.142…166).
-
В качестве примера рассмотрим несколько ЛСС:
-
1. Структурная схема токарного обрабатывающего центра
- ЛСС в доступной форме, наглядно, убедительно и понятно раскрывает:
- Суть понятия Токарный обрабатывающий центр.
- Основные отличия от токарных станков с ЧПУ.
- Даёт наглядное представление не только о взаимодействии основных узлов и механизмов центра, но и. самого процесса получения детали.
-
2. Структурная схема эффективности производства
-
Применение этой ЛСС обеспечивает интеграцию нескольких дисциплин: Технология машиностроения, Машиностроительное производство, Менеджмент, Маркетинг.
-
-
3. Структурная схема «Виды токарной обработки»
- ЛСС содержит информацию сразу по нескольким темам дисциплины ПФОИ: «Виды токарной обработки», «Типы токарных резцов», «Виды осевых инструментов», «Основные движения при точении».
- В книге «Логические структурные схемы в машиностроении» приведены около 200 графических ЛСС, использование которых позволит повысить эффективность обучения.
Кроме графических используются текстовые ЛСС, направленные, в первую очередь, на развитие различных форм мышления. Задаётся исходное очевидное утверждение. Необходимо составить следующее утверждение, являющееся логическим продолжением первого. В книге «Логические структурные схемы в машиностроении» приведены текстовые ЛСС по различным дисциплинам.
В качестве примера здесь показана текстовая ЛСС по дисциплине ПФОИ.
- Рассмотрите ЛСС, составленные студентами. Многие схемы – на очень высоком профессиональном уровне ( Приложение «Логические структурные схемы, разработанные студентами РССК», стр.239).
- Обязательно составляйте свои ЛСС и используйте их при ответах. Любой преподаватель по достоинству оценит ваш труд. Но самое главное, разрабатывая ЛСС, вы получите осмысленные знания, которые станут основой будущих компетенций.
|