МОДУЛЬ
Аналогично компетенции и компетентности сегодня нет единого толкования понятия «Модуль». Рассмотрим некоторые определения:
1. Модуль – автономная независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых чётко определённых целей. /Б. и М. Гольдшмид/
2. Модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий /Дж. Рассел/.
3. Модуль – обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагоги, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие /Г. Оуэнс/.
4. Модуль – блок информации, включающий в себя логически завершённую единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей /П. Юцявичене/.
5. Модуль – организационно – методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности /В.Карпов, М. Катханов/.
6. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им /Красноярский госуниверситет/.
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что модуль предназначен для достижения определённых целей. Так как в процессе обучения обучающиеся осваивают компетенции, то наиболее целесообразно следующее определение модуля:
МОДУЛЬ – структурная учебная единица образовательной программы, предназначенная для освоения требуемых компетенций.
В зависимости от специальности и целей обучения модули могут быть следующих видов:
1. Структурная единица учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин (модуль естественнонаучных дисциплин, модуль социально – экономических дисциплин, модуль гуманитарных дисциплин).
2. Организационно – методическая междисциплинарная структура, представляющая набор тем разделов) из различных учебных дисциплин для освоения требуемой компетенции (профессиональный модуль).
3. Организационно – методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
Так как в профессиональном обучении осуществляется интеграция дисциплин, то для освоения требуемых компетенций в основном применяется модуль второго вида.
В состав модуля входит следующий комплект документации:
1. Спецификация модуля.
2. План обучения и сценарии занятий.
3. Руководство по оценке модуля.
4. Памятка по оценке для студента.
5.Практические задания.
6.Комплексное практическое задание.
7. Контрольная ведомость студента.
![](http://epo.ucoz.com/images/modul-2.jpg)
Модуль обучения является важнейшим элементом модульной программы.
Это относится именно к учебному модулю, но не к ПМ по ФГОС-3, в котором отсутствуют модульные программы. В статье "Структура ОПОП" показан минимальный набор учебных модулей.
По ФГОС-3 ПМ состоит из двух частей: МДК и практики. По замыслу ФИРО экзамен по МДК позволит оценить уровень знаний, а комплексный экзамен после прохождения практики - уровень компетенций. В этом случае всё осталось по-прежнему, как и при знаниевом подходе: сначала теория, потом практика.
Модульная технология должна строиться по принципу «Конкретные знания для выполнения конкретных действий». Изучил и тут же выполнил, не откладывая на потом, по-японски «Точно вовремя».
Так должен строиться учебный модуль (статьи «Популярно о сути модульной технологии», «Результаты апробации модульной технологии»).
Ну а в условиях суровой реальности, когда ФГОС-3, как кобра, парализовал все члены преподавательского корпуса страны, МДК ПМ должен включать в себя максимальное число практических заданий и лабораторных работ, во время выполнения которых студенты на базе конкретных знаний могли отрабатывать конкретные действия (Рабочая программа ПМ 01; Рабочая программа ПМ 03). Затем в ходе учебной или производственной практики на базе осмысленных конкретных действий могли осмысленно решать профессиональные задачи. Только в этом случае вся эта затея с модульным обучением даст реальный конкретный результат.
На самом деле ОПОП должна иметь целый набор модулей: общих, базовых, учебных, основных (профессиональных).
Для подготовки специалиста машиностроительного профиля основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна иметь следующую структуру
![](http://epo.ucoz.com/images/opop.jpg-2.jpg)
Рис. 3. Структура ОПОП.
Общий модуль I - Охрана труда и техника безопасности.
Общий модуль II – Коммуникативные компетенции.
БМ1: Базовый модуль 1 – Введение в специальность.
БМ2: Базовый модуль 2 - Основы технической деятельности (Черчение, допуски и посадки, материаловедение, техническая механика).
БМ3: Базовый модуль 3 – CAD/CAE – системы.
БМ4: Базовый модуль 4 – CAD/CAM/CAE/PDM – системы.
БМ5: Базовый модуль 5 - Средства технологического оснащения (технологическое оборудование, технологическая оснастка).
БМ6: Базовый модуль 6 – Технология машиностроения (ПФОИ, техмаш, метрология, нормирование).
Профессиональный модуль ПМ А – проектно – технологическая деятельность.
Профессиональный модуль ПМ В – производственно – технологическая деятельность.
ПМ А включает в себя четыре учебных модуля:
УМА 1 – разработка технологических процессов с использованием ИКТ;
УМА 2 – составление управляющих программ для станков с ЧПУ;
УМА 3 – разработка техзадания на проектирование технологической оснастки;
УМА 4 – проектирование деталей машин и технологической оснастки.
ПМ В включает в себя четыре учебных модуля:
УМА 5 – организация работы производственного участка;
УМА 6 – наладка станков с ЧПУ;
УМА 7 – изготовление деталей на станках с ЧПУ;
УМА 8 - осуществление технического контроля.
Данная структура ОПОП не соответствует ФГОС – 3, в котором предлагаются четыре профессиональных модуля:
ПМ 01 – Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
ПМ 02 – Организация производственной деятельности структурного подразделения.
ПМ 03 – Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.
Пм 04 – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Кроме этого предлагаемая структура ОПОП, в отличие от ФГОС – 3, содержит общие, базовые и учебные модули, основанные на интеграции дисциплин (МДК по новым ФГОС).
Интеграция общих, базовых, учебных и профессиональных модулей в процессе профессиональной подготовки реально:
- Учитывает требования работодателей и направлена на приобретение профессионального опыта в процессе обучения.
- Повышает эффективность обучения и профессиональный уровень выпускников.
- Обеспечивает единый системный подход к освоению компетенций на основе интеграции теории и практики.
|