Модуль обучения является важнейшим элементом модульной программы.
По ФГОС-3 ПМ состоит из двух частей: МДК и практики. По замыслу ФИРО экзамен по МДК позволит оценить уровень знаний, а комплексный экзамен после прохождения практики - уровень компетенций. В этом случае всё осталось по-прежнему, как и при знаниевом подходе: сначала теория, потом практика.
Модульная технология должна строиться по принципу «Конкретные знания для выполнения конкретных действий». Изучил и тут же выполнил, не откладывая на потом, по-японски «Точно вовремя».
Так должен строиться учебный модуль (статьи «Популярно о сути модульной технологии», «Результаты апробации модульной технологии»).
Ну а в условиях суровой реальности, когда ФГОС-3, как кобра, парализовал все члены преподавательского корпуса страны, МДК ПМ должен включать в себя максимальное число практических заданий и лабораторных работ, во время выполнения которых студенты на базе конкретных знаний могли отрабатывать конкретные действия (Рабочая программа ПМ 01; Рабочая программа ПМ 03). Затем в ходе учебной или производственной практики на базе осмысленных конкретных действий могли осмысленно решать профессиональные задачи. Только в этом случае вся эта затея с модульным обучением даст реальный конкретный результат.
На самом деле ОПОП должна иметь целый набор модулей: общих, базовых, учебных, основных (профессиональных).
Для подготовки специалиста машиностроительного профиля основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна иметь следующую структуру
Рис. 3. Структура ОПОП.
Общий модуль I - Охрана труда и техника безопасности.
Общий модуль II – Коммуникативные компетенции.
БМ1: Базовый модуль 1 – Введение в специальность.
БМ2: Базовый модуль 2 - Основы технической деятельности (Черчение, допуски и посадки, материаловедение, техническая механика).
БМ3: Базовый модуль 3 – CAD/CAE – системы.
БМ4: Базовый модуль 4 – CAD/CAM/CAE/PDM – системы.
БМ5: Базовый модуль 5 - Средства технологического оснащения (технологическое оборудование, технологическая оснастка).
БМ6: Базовый модуль 6 – Технология машиностроения (ПФОИ, техмаш, метрология, нормирование).
Профессиональный модуль ПМ А – проектно – технологическая деятельность.
Профессиональный модуль ПМ В – производственно – технологическая деятельность.
ПМ А включает в себя четыре учебных модуля:
УМА 1 – разработка технологических процессов с использованием ИКТ;
УМА 2 – составление управляющих программ для станков с ЧПУ;
УМА 3 – разработка техзадания на проектирование технологической оснастки;
УМА 4 – проектирование деталей машин и технологической оснастки.
ПМ В включает в себя четыре учебных модуля:
УМА 5 – организация работы производственного участка;
УМА 6 – наладка станков с ЧПУ;
УМА 7 – изготовление деталей на станках с ЧПУ;
УМА 8 - осуществление технического контроля.
Данная структура ОПОП не соответствует ФГОС – 3, в котором предлагаются четыре профессиональных модуля:
ПМ 01 – Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
ПМ 02 – Организация производственной деятельности структурного подразделения.
ПМ 03 – Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.
Пм 04 – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Кроме этого предлагаемая структура ОПОП, в отличие от ФГОС – 3, содержит общие, базовые и учебные модули, основанные на интеграции дисциплин (МДК по новым ФГОС).
Интеграция общих, базовых, учебных и профессиональных модулей в процессе профессиональной подготовки реально:
- Учитывает требования работодателей и направлена на приобретение профессионального опыта в процессе обучения.
- Повышает эффективность обучения и профессиональный уровень выпускников.
- Обеспечивает единый системный подход к освоению компетенций на основе интеграции теории и практики.