Суббота, 03.12.2022, 01:06
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Проблемы, связанные с внедрением новых ФГОС

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВНЕДРЕНИЕМ

НОВЫХ ФГОС

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно новый этап в развитии технического профессионального образования. Перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональным опытом.

Постановка такой сверхсложной задачи обусловлена тяжёлым положением отечественного производителя, оказавшегося у опасной черты: многие отечественные предприятия неконкурентноспособны, снижают качество продукции и объёмы производства, теряют последние квалифицированные кадры, что может привести к полной деградации производства. Пути решения этих проблем известны:

  1. Замена физически и морально устаревших основных фондов прогрессивным технологическим оборудованием.

  2. Внедрение прогрессивных технологий.

  3. Освоение новой продукции и повышение её качества.

  4. Повышение эффективности производства.

Причём решить эти проблемы необходимо в кратчайшие сроки и с наилучшими результатами.

Кому же по плечу решение задач такой сложности, да ещё в условиях жесточайшей конкуренции с зарубежным производителем(впереди вступление России в ВТО)? Только высококлассным эффективным специалистам, способным системно внедрять инновации, оперативно, самостоятельно и творчески решать проблемы, принимать на себя ответственность за инициативу и результаты труда.

Для подготовки таких специалистов новые ФГОС предлагают использовать модульные программы, основанные на компетенциях. Для российских ССУЗов это инновационные образовательные технологии, базирующиеся на компетентностном подходе.

Экспериментальные работы, проводившиеся на базе ФГОУ СПО «Рязанский станкостроительный колледж», связанные с разработкой и апробацией модульных программ, основанных на компетенциях, показали, что переход от традиционного обучения к модульно-компетентностному связан с определёнными трудностями, обусловленными множеством причин. Основными среди них являются следующие:

  1. Отсутствие единой и понятной терминологии в модульно-компетентностном обучении.

  2. Отсутствие компетентностной модели выпускника (специалиста).

  3. Консерватизм системы традиционного обучения, к которой относится большинство преподавателей.

  4. Отсутствие опыта у преподавателей в области разработки модульных программ.

  5. Отсутствие соответствующей новым требованиям среды обучения.

  6. Недостаток квалифицированных педагогических кадров и в первую очередь преподавателей-практиков.

  7. Отсутствие практических рекомендаций по разработке модульных программ и модулей; организации и методике обучения; организации и методике проведения оценки компетенций.

  8. Низкий уровень ключевых компетенций школьников, пришедших в ССУЗы.
Сложившееся отношение к ФГОС – 3, как впрочем и к реформе образования их породившей, в преподавательской среде сверхнегативное, что вполне объяснимо: переход к новой идеологии, основанной на модульно – компетентностном подходе, совершён поспешно без соответствующей подготовки как преподавателей, так и самих учебных заведений. Совершенно очевидно, что сегодня практически никто не готов для подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов: ни работодатели, ни учебные заведения в лице их руководителей и преподавателей, ни обучающиеся.
 Причин здесь много. Сконцентрируем внимание на главных вопросах и попробуем найти пути выхода из создавшейся ситуации.
При переходе на модульное обучение необходимо знать ответы на три вопроса:
1. Кого готовить?
2. Как готовить?
3. Как проверить?
 
1.Не абстрактного специалиста, вооружённого массой ненужных знаний, но компетентного в конкретной области профессиональной деятельности специалиста, эффективно решающего профессиональные задачи.
2. В процессе реальной деятельности на основе интеграции теории и практики используется единый системный подход для освоения компетенций, нового и в конечном итоге профессионального опыта. Для этого и нужны модули. Соответственно, программы модулей должны содержать тот набор инструментов, которые будут способствовать практическому реальному обучению. К сожалению, в большинстве учебных заведений идут по старому знаниевому пути, в результате чего теряется и смысл самого модуля, и драгоценное учебное время, выделяемое именно на практическую составляющую обучения.
3. В ходе выполнения практических заданий (оценочных, комплексных и др. заданий) проверяются конкретные действия обучающихся. Одновременно на основе соответствующих критериев оценки проверяется уровень умений и знаний, необходимых для выполнения этих действий.
Соответственно, для эффективного обучения нужно преодолеть три этапа:
1. Осмыслить философию модульного бучения и, в первую очередь, понятия «Компетентностный подход», «Компетенция и компетентность», «Жизненный цикл модульного обучения, основанного на компетенциях», «Модуль», «Профессиональный опыт», «Профессиональные функции и задачи», «Критерии оценки», «Единый системный подход», «Самоуправляемое обучение».
2. Разработать функциональную карту специалиста или компетентностную модель. Расписать конкретные действия специалиста, необходимые для выполнения его основных функций. Определить конкретные умения и знания, необходимые для выполнения конкретных действий. Разработать критерии оценки для определения соответствия уровня освоенных компетенций требуемому.
3. Разработать модули обучения. Составить практические задания, направленных на освоение конкретных компетенций и получение профессионального опыта.
Copyright MyCorp © 2022
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!