-
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
-
-
России сегодня нужны высококвалифицированные специалисты. Для их подготовки разработаны ФГОС нового поколения. Для их реализации учебным заведениям предстоит разработка новых образовательных профессиональных программ, основанных на модульно – компетентностном подходе.
-
Для скорейшей адаптации к новым реалиям необходимо понять следующее:
-
1.Традиционная система не пригодна для подготовки современного квалифицированного специалиста. Необходимо по новому организовывать учебный процесс в пространстве и времени на основании интеграции теории и практики.
-
2.Модульные программы, основанные на компетенциях средство для достижения цели. Цель – освоение компетенций на профессиональном уровне. Достижение цели возможно только при выполнении всех этапов жизненного цикла модульно – компетентностного обучения.
-
3.Для достижения цели обучения используется комплексный системный подход, предполагающий освоение компетенций в процессе реальной деятельности.
-
4.Для реализации комплексного системного подхода используются модульные программы, основанные на компетенциях.
-
5.Разработка модульных программ – тяжёлый, долгий, но творческий процесс. Необходимо подготовить большое количество учебно – методических материалов, ориентирующих обучающихся на самоуправляемое обучение.
-
6.Один из самых ответственных этапов – составление рабочей программы профессионального модуля. Тематика МДК должна быть ориентирована не на получение абстрактных знаний, а на освоение и развитие комплекса профессиональных и личностных качеств, востребованных на рынке труда.
-
7.Важный этап разработки модульных программ – планирование оценки. Здесь нужно всегда помнить о том, что в модульно – компетентностном обучении оценка принципиально отличается от оценки в традиционном обучении.
-
8.Освоение компетенций на профессиональном уровне возможно только на базе осмысленных знаний, так как они усиливают мотивацию обучающихся и активизирует процесс самоуправляемого обучения.
-
9.В рыночных условиях будущее учебного заведения и его выпускников будет напрямую зависеть от профессионального уровня образовательных программ и их соответствия требованиям работодателей.
ФГОС нового поколения чётко показали: альтернативы нет, путь в светлое будущее лежит через тернии модульно-компетентностного обучения. Но трагизм и комичность ситуации показывают, что страна не готова к нововведениям ни в плане создания новой среды оьучения, ни в области организации и методики проведения занятий, ни в сфере организации и методики проведения оценки компетенций. Характерен тот факт, что до сих пор ведутся дискуссии о целесообразности введения модульных технологий и о возможности подготовки специалистов, обладающих профессиональным опытом.
Консерватизм традиционной системы обучения не позволяет ей в полной мере использовать преимущества методологии модульного обучения, основанной на освоении компетнций в процессе реальной практической деятельности. Основная трудность для неё в этом случае заключается в том, что для достижения цели обучения-освоения компетенций на профессиональном уровне эффективны только активные методы обучения, к которым в первую очередь относятся следующие:
1. Метод решения проблем.
2. Метод реальных проектов.
3. Презентация результатов работы.
4. Презентация проектов.
5. Обсуждение результатов и проектов.
6. Оценка достижений.
7. Анализ ошибок.
8. Демонстрация знаний. умений, профессиональных приёмов выполнения работ во время практических заданий, лабораторных работ и презентаций.
9. Изучение конкретных случаев из практики.
10. Составление логических структурных схем.
11. Составление и решение креативных тестов.
12. Эффективное самоуправляемое обучение.
В арсенале преподавателя модульного обучения должен быть набор организационных и методических разработок, направленных на максимальную активизацию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Одно из эффективных направлений-работа в малых группах от 3 до 5 человек, внутри которых путём активизации познавательных способностей обучающихся проводится анализ конкретной проблемы на этапе подготовки к выполнению практического задания. Самостоятельное коллективное творчество малой группы на этапе подготовки имеет логическое завершение на этапе выполнения практического задания: каждый обучающийся, осуществляя конкретное действие задания, опирается на силу коллективного разума группы и чувствует уверенность в своих силах. Обсуждая результаты выполнения практического задания, оценивая достижения и анализируя ошибки каждого участника малой группы, обучающиеся совершенствуют навыки самоуправляемого обучения. В результате получают развитие личностные качества бучающихся: инициативность. самостоятельность. креативность. ответственность. настойчивость. организованность, позволяя им с учётом индивидуальных особенностей планировать и осуществлять последовательность и темп освоения компетенций.
При переходе на модульное обучение необходимо знать ответы на три вопроса:
1. Кого готовить?
2. Как готовить?
3. Как проверить?
1.Не абстрактного специалиста, вооружённого массой ненужных знаний, но компетентного в конкретной области профессиональной деятельности специалиста, эффективно решающего профессиональные задачи (рис.1). Для этого и нужны модули. Соответственно, программы модулей должны содержать тот набор инструментов, которые будут способствовать практическому реальному обучению. К сожалению, в большинстве учебных заведений идут по старому знаниевому пути, в результате чего теряется и смысл самого модуля, и драгоценное учебное время, выделяемое именно на практическую составляющую обучения.
2. В процессе реальной деятельности на основе прошлого опыта используется единый системный подход для освоения компетенций, нового и в конечном итоге профессионального опыта.
3. В процессе выполнения практических заданий (оценочных, комплексных и др. заданий) проверяются конкретные действия обучающихся. Одновременно на основе соответствующих критериев оценки проверяется уровень умений и знаний, необходимых для выполнения этих действий.
Рис. 1. Соотношение профессиональных качеств молодого и профессионального специалиста.
|