Среда, 24.04.2024, 16:52
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
 Оценка и самооценка
   ОЦЕНКА  И  САМООЦЕНКА 
 
 
       В обучении, основанном на компетенциях, оценка принципиально отличается от оценки в традиционном обучении и представляет собой процесс постоянного отслеживания достижений обучающихся. Т.е. уровень освоенных компетенций сравнивается с требуемым уровнем профессиональной подготовки – задачей модуля. И если реальные компетенции не соответствуют требованиям работодателя, то оценка оперативно помогает выявить слабые места в организации и методике обучения (а может быть и в методике оценки).
 

       При проведении оценки первым помощником преподавателем является … сам обучающийся, который в модульном обучении является самоуправляемой творческой личностью. Его креативность проявляется не только на этапах освоения компетенций, но и в процессе подтверждения их уровня, т.е. на этапах оценки. Базовый уровень компетенций модуля обучения подтверждается в ходе текущей оценки. Профессиональный уровень компетенции подтверждается в ходе комплексной оценки.
       Поэтому на вводном занятии первого модуля обучения каждый обучающийся заводит «Журнал учета достижений», в котором шаг за шагом отражает результаты своего обучения:
1. Осознанные осмысленные знания в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, чертежей, ответов на вопросы, логических графических и текстовых структурных схем, решений задач, расчетов режимов резания и др.
 2. Сформированные конкретные и определенные умения в ходе выполнения практических заданий.
3. Выполненные конкретные, определенные и функциональные действия.
       Наибольший эффект может быть достигнут, если обучающийся в ходе ведения журнала осуществляет самооценку.
 

            Самооценка -  составляющая часть самоуправляемого обучения, ориентирующая на высокий конечный результат. Она позволяет обучающемуся объективно оценивать промежуточные результаты, анализировать и сравнивать их с оптимальными, вносить при необходимости коррективы. Субъективизм в этом случае исключается, так как рефлексивной оценкой процесс обучения не завершается, а оптимизируется.


 

        Только нужно иметь в виду, что рефлексия необходима не только обучающемуся, но и преподавателю тоже. Потому что в случае получения отрицательного промежуточного результата преподаватель должен сам проанализировать ошибки обучающегося, осмыслить их и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации. (Если отрицательный результат получен большинством обучающихся – ищите ошибки в организации и методике проведения занятий). В любом случае преподаватель ни в коем случае не должен забывать о том, что положительный результат обучения является эмоциональной основой учебно-профессиональной мотивации обучающегося.
         Т.е. оценка в модульном обучении не простая формальность, но творческий позитивный процесс, приносящий чувство удовлетворения от проделанной работы. Действительно, если обучающийся подтвердил требуемый уровень компетенций, то этот результат для него будет являться реальным достижением, являющимся мощным мотивационным фактором. Поэтому при проведении оценки очень важно соблюдать принцип последовательного закрепления успеха: если первые шаги обучающегося в процессе приобретения нового опыта были успешными, полученные знания - осмысленными, то освоение нового опыта должно начинаться только с положительного результата. Это – обязательная установка для преподавателя, если он хочет добиться максимального результата. Только нужно иметь в виду, что положительный результат на определенном этапе – это определенный уровень компетенций и, что этот уровень именно достигается путем освоения нового опыта, а затем подтверждается путем демонстрации умений, знаний, компетенций (в зависимости от этапа обучения). Причем оценка является полноценным участником учебного процесса, но не формальным подтверждением завершения очередного этапа обучения.
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!