Пятница, 22.11.2024, 01:17
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Как решать креативные тесты [1]
Главная задача современного производства [18]
Функциональные карты специалистов [1]
Развитие интеллектуально-творческого потенциала [3]
Разработка эффективного технологического процесса [7]
Студентам [2]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Студентам » Развитие интеллектуально-творческого потенциала

КАК РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ

КАК  РАЗВИВАТЬ  ИНТЕЛЛЕКТ

 

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Это классическое определение интеллекта. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека или интеллектуально – творческий потенциал (ИТП).

Согласно академику Н.Н.Моисееву интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. 

 Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как:

·         способности познавать, обучаться, мыслить логически,

·         способности систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать),

·         способности находить в информации связи, закономерности, отличия и синтезировать её;

·         способности ассоциировать информацию с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

  • любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
  • глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  • гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  • логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
  • доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
  • критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
  • широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.
Для студента главным приоритетом в процессе обучения является развитие интеллекта, что позволит повысить интеллектуально – творческий потенциал (ИТП). На рис. 1 представлена схема ИТП.


Рис. 1. Структурная схема ИТП.
 
 

Она показывает, что ИТП основывается, прежде всего, на определённом уровне интеллекта, базирующемся на соответствующих уровнях мышления и развития умений.

Поэтому в процессе обучения необходимо постоянно развивать свой интеллект. Для этого существуют логические структурные схемы (ЛСС) и креативные тесты. Основное их достоинство заключается в том, что ЛСС и креативные тесты активизируют все познавательные способности:  восприятие, память, представление, мышление, воображение.

 Например, при составлении ЛСС студент воспринимает информацию, критически анализирует её, синтезирует и преобразует в некоторые образы, являющиеся элементами будущей ЛСС. Причём, первичная информация, как правило, представляет собой текст, рисунок, график и т.д. В его воображении эта первичная информация преобразуется с помощью различных форм мышления, в результате чего он полностью представляет суть рассматриваемого понятия, осмысливает его, что очень важно на этапе приобретения своего нового опыта, являющегося гарантией освоения будущей профессиональной компетенции.

Составление ЛСС резко усиливает развитие мышления, т.к. при этом активизируются различные формы мышления: абстрактное, конкретное, логическое. Получает развитие также долговременная память.

Рассмотрим несколько примеров.

Студент получает задание разработать реферат на тему «Токарная обработка». Решить поставленную задачу он может двумя путями:

1.      Старательно переписать из учебника соответствующий материал или скачать его из интернета. Результат от такой работы будет нулевым, а работа неэффективной. Оценка также будет невысокой.

2.      Критически проанализировать материал, представить его в структурированном виде, вообразить логические взаимосвязи между понятиями, поразмыслить над содержанием  элементов - образов схемы.

На рис. 2 представлена ЛСС «Модель токарной обработки», являющаяся наглядным  примером творческого подхода к обучению. Эта схема наглядно и убедительно, понятно и интересно показывает взаимодействие всех участников и составляющих процесса точения.

Рис. 2. Структурная схема токарной обработки.

Сама структура и логика подачи информации в схеме позволяет увидеть, понять, осмыслить и усвоить процесс токарной обработки комплексно и эффективно.

Поверхность заготовки превращается в поверхность детали путём срезания припуска с образованием стружки. Для получения цилиндрической поверхности необходимо осуществлять два основных движения: главное и движение подачи. Главным движением является вращение заготовки, движением подачи – перемещение резца. Количественно оба движения определяются по соответствующим формулам.

Составление таких схем существенно развивает интеллект  и повышает ИТП.

Не менее эффективное направление развития интеллекта – решение и составление креативных тестов. В процессе их  решения приобретаются и развиваются следующие умения:

1.      Концентрировать  внимание в данный момент времени.

2.      Видеть и осмысливать нужную информацию.

3.      Критически анализировать и синтезировать информацию.

4.      Оперировать различными видами мышления.

5.      Делать умозаключения и оперативно принимать решения.

6.      Сохранять выдержку и присутствие духа.

 В книге «Логические структурные схемы в машиностроении» приведены 200 ЛСС и 50 креативных тестов по четырём основополагающим дисциплинам «Процессы формообразования и инструменты», «Технология машиностроения», «Технологическое оборудование», «Машиностроительное производство». Если вы их будете использовать в качестве основы для разработки собственных ЛСС, то развитие интеллекта и повышение ИТП будет вам гарантировано,  что несомненно отразится на результатах обучения и профессиональной деятельности.

 

 

Категория: Развитие интеллектуально-творческого потенциала | Добавил: lunev2009 (22.02.2012)
Просмотров: 3041 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!