Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01
Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
Паспорт рабочей программы профессионального модуля ПМ 01
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) — является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 Технология машиностроения (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка технологических процессов изготовления деталей машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
-
Проектировать технологические операции изготовления деталей на основе конструкторской документации.
-
Составлять маршруты изготовления деталей.
-
Выбирать методы получения заготовок и схем их базирования.
-
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
-
Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) образования. Опыт работы не требуется.
1.2.Цели и задачи модуля — требованиям к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающиеся в ходе освоения профессионального модуля должны:
иметь практический опыт:
-
использования конструкторской документации для проектирования технологических процессов изготовления деталей;
-
выбора методов получения заготовок и схем их базирования;
-
составления технологических маршрутов изготовления деталей и проектирования технологических операций;
-
разработки и внедрения управляющих программ для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;
-
разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов с использованием пакетов прикладных программ;
-
использования автоматизированного рабочего места технолога — программиста для разработки и внедрения управляющих программ к станкам с ЧПУ;
-
проектирования базы данных для систем автоматизированного проектирования технологических процессов и пользовательских интерфейсов к ним.
Уметь:
-
читать чертежи;
-
анализировать конструктивно — технологические свойства детали, исходя из ее служебного назначения;
-
определять тип производства;
-
проводить технологический контроль конструкторской документации с выработкой рекомендаций по повышению технологичности детали;
-
определять виды и способы получения заготовок;
-
рассчитывать и проверять величину припусков и размеров заготовок;
-
рассчитывать коэффициент использования материала;
-
анализировать и выбирать схемы базирования;
-
выбирать способы обработки поверхностей и назначать технологические базы;
-
составлять технологический маршрут изготовления детали;
-
проектировать технологические операции;
-
разрабатывать технологический процесс изготовления детали;
-
выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку: приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструмент;
-
рассчитывать режимы резания по нормативам;
-
рассчитывать штучное время;
-
оформлять технологическую документацию;
-
писать управляющее программы для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;
-
использовать пакеты прикладных программ для разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов;
-
рационально использовать автоматизированное оборудование в каждом конкретном, отдельно взятом производстве;
-
создавать и редактировать на основе общего описания информационные базы, входные и выходные формы, а так же элементы интерфейса.
Знать:
-
служебное назначение и конструктивно — технологические признаки детали;
-
показатели качества деталей машин;
-
правила отработки конструкции детали на технологичность;
-
физико — механические свойства конструкционных и инструментальных материалов;
-
методику проектирования технологического процесса изготовления детали;
-
типовые технологические процессы изготовления деталей машин;
-
виды деталей и их поверхности;
-
классификацию баз;
-
виды заготовок и схемы их базирования;
-
условия выбора заготовок и способы их получения;
-
способы и погрешности базирования заготовок;
-
правила выбора технологических баз;
-
виды обработки резания;
-
виды режущих инструментов;
-
элементы технологической документации;
-
технологические возможности металлорежущих станков;
-
назначение станочных приспособлений;
-
методику расчета режима резания;
-
структуру штучного времени;
-
назначение и виды технологических документов;
-
требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации;
-
методику разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей на автоматизированном оборудовании;
-
состав, функций и возможности использования информационных технологий в машиностроении;
-
особенности работы автоматизированного оборудования и возможности применения его в РТК;
-
основные принципы моделирования баз данных и элементы их управления.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего — 429 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 249 часов, включая:
обязательной аудиторской учебной нагрузки обучающегося — 166 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 83 часа;
учебной и производственной практики — 180 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности (ВПД)Разработка технологических процессов изготовления деталей машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1. Проектировать технологические операции изготовления деталей на основе конструкторской документации.
ПК 2. Составлять маршруты изготовления деталей.
ПК 3. Выбирать методы получения заготовок и схем их базирования.
ПК 4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно — коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. Структура и содержание профессионального модуля.
3.2.Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ):
Раздел ПМ 01.01. Проектирование технологических процессов — 98 часов.
МДК 01.01. Технологические процессы изготовления деталей машин — 98 часов.
Тема 1.1. Технологические возможности металлорежущих станков — 14 часов.
Практическое занятие 1. Технологические возможности токарных станков — 2 часа.
Практическое занятие 2. Технологические возможности сверлильных станков — 2 часа.
Практическое занятие 3. Технологические возможности расточных станков — 2 часа.
Практическое занятие 4. Технологические возможности шлифовальных станков — 2 часа.
Практическое занятие 5. Технологические возможности зубообрабатывающих станков — 2 часа.
Практическое занятие 6. Технологические возможности фрезерных станков — 2 часа.
Практическое занятие 7. Технологические возможности строгальных, протяжных станков — 2 часа.
Тема 1.2. Режущий инструмент и станочные приспособления — 14 часов.
Практическое занятие 8. Выбор иинструмента и приспособлений для токарных станков — 2 часа.
Практическое занятие 9. Выбор инструмента и приспособлений для сверлильных станков — 2 часа.
Практическое занятие 10. Выбор инструмента и приспособлений для шлифовальных станков — 2 часа.
Практическое занятие 11. Выбор инструмента и приспособлений для фрезерных станков — 4 часа.
Практическое занятие 12. Выбор инструмента и приспособлений для станков с ЧПУ и обрабатывающих центров — 4 часа.
Тема 1.3. Основные этапы проектирования технологических процессов — 54 часа.
Практическое занятие 13. Анализ исходных данных для проктирования ТП — 2 часа.
Занятие 1.3.1. Последовательность проектирования ТП — 2 часа.
Практическое занятие 14. Определение типа производства — 2 часа.
Практическое занятие 15. Технологический контроль конструкторской документации — 2 часа.
Практическое занятие 16. Выбор заготовок — 2 часа.
Пратическое занятие 17. Выбор способов обработки — 2 часа.
Практическое занятие 18. Назначение технологических баз — 2 часа.
Практическое занятие 19. Составление технологического маршрута обработки — 2 часа.
Практическое занятие 20. Расчет припусков и размеров заготовки — 2 часа.
Практическое занятие 21. Проектирование технологических операций — 2 часа.
Практическое занятие 22. Выбор технологического оборудования и приспособлений — 2 часа.
Практическое занятие 23. Расчет режимов резания — 4 часа.
Практическое занятие 24. Оформление технологической документации — 2 часа.
Лабораторная работа 1. Разработка технологического процесса изготовления ступенчатого вала — 2 часа.
Лабораторная работа 2. Разработка технологического процесса изготовления шлицевого вала — 2 часа.
Лабораторная работа 3. Разработка технологического процесса изготовления цилиндрического зубчатого колеса — 4 часа.
Лабораторная работа 4. Разработка технологического процесса изготовления ходового винта — 2 часа.
Лабораторная работа 5. Разработка технологического процесса изготовления червячного колеса — 4 часа.
Лабораторная работа 6. Разработка технологического процесса изготовления конического зубчатого колеса — 2 часа.
Лабораторная работа 7. Разработка технологического процесса изготовления шпинделя — 4 часа.
Лабораторная работа 8. Разработка технологического процесса изготовления корпуса редуктора — 4 часа.
Тема 1.4. Групповые технологические процессы — 16 часов.
Занятие 1.4.1. Разработка групповых технологических операций — 4 часа.
Занятие 1.4.2. Создание комплексной детали — 4 часа.
Занятие 1.4.3. Проектирование технологических операций для станков с ЧПУ — 4 часа.
Практическое занятие 25. Группирование деталей по виду обработки с разработкой комплексной детали в мелкосерийном производстве — 4 часа.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
-
Классификация технологических методов
-
Классификация видов обработки резанием
-
Основные этапы разработки технологических процессов
-
Отработка конструкции детали на технологичность
-
Выбор способов обработки поверхностей и назначение технологических баз
-
Составление технологического маршрута обработки и проектирование технологических операций
-
Выбор оборудования, приспособлений и режущего инструмента
Производственная практика (по профилю специальности).
Виды работ:
-
изучение типовых и рабочих технологических процессов;
-
изготовление деталей машин (по указанию преподавателя);
-
разработка рабочих технологических процессов изготовления деталей машин (детали указываются преподавателем);
-
оформление документов на технологические процессы и операции, в т.ч. с использованием ИКТ.
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.
-
Результаты (освоенные ПК и ОК) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схем их базирования |
- хорошо умеет читать и анализировать чертежи деталей;
- осознанно применяет правила ЕСКД при чтении чертежей;
- хорошо знает виды заготовок и схемы их базирования;
- правильно выбирает, устанавливает и обосновывает рациональный метод получения заготовки и ее форму;
- умело анализирует и выбирает рациональную схему базирования; |
Аналогично модулю
ПМ 03.02.
Общие компетенции-то же самое. |
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции |
- хорошо знает элементы техгологических операций;
- осознанно выбирает способы обработки поверхностей и знает последовательность их обработки;
- правильно определяет количество операций и переходов;
- умело пользуется справочной литературой;
- демонстрирует грамотные уверенные действия при расчете режимов резания;
- правильно оформляет технологическую документацию | |