«Пасхальные яйца» Фаберже
— знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия
создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и
частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых
императорскими являются 54.
16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание ювелира
Его Императорского двора. Это дало ему право изображать на своем
фирменном знаке двуглавого орла. Коллекция «Пасхальные яйца Фаберже» стала синонимом роскоши, ювелирного мастерства и даже культа.
Ходят легенды, что серия «Пасхальные яйца» появилась после того, как
Александр III, желая отвлечь жену Марию Федоровну от грустных дум по
поводу убийства ее свекра, заказал Карлу Фаберже какую-нибудь вещицу,
связанную с Пасхой.
Так и появилось первое пасхальное яйцо «от Фаберже» –
десятисантиметровое яичко, снаружи белое (эмалевое), изнутри желтое
(золотое); в нем сидит на яйцах золотая курочка с глазами из рубинов и
бриллиантовым гребнем.
Все детали были выполнены так тонко и виртуозно, что можно было разглядеть и гребешок, и круглые глазки, и даже перышки.
«Курочка»
Золотое яйцо «Курочка» привело в восхищение и императора, и
императрицу. Особенно же порадовал царственную чету сюрприз, спрятанный в
«желтке»: в нем находилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и
императорская корона.
«Курочка» преподнесла ценный дар и своему создателю — Карлу Фаберже
было пожаловано звание Поставщика Императорского двора с правом
изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла.
С тех пор Мария Федоровна представить себе не могла Пасху без
очередного яичка «от Фаберже». После смерти ее мужа пасхальный сувенир
стал преподносить ей сын – Николай II, заказывающий у Фаберже по два
яичка – для маменьки и для жены.
«Коронационное»
В одном из самых выдающихся яиц с сюрпризом — «Коронационном»,
преподнесенном Николаем II Александре Федоровне в Светлое Христово
Воскресение 1897 года, запрятана карета — точная копия той, в которой
царственная чета выезжала во время церемонии коронации в Москве.
Модель кареты была виртуозно выполнена мастером Георгом Штейном
из золота и эмали, из горного хрусталя были сделаны окошки, ручки на
дверцах поворачивались, открывая и закрывая их. Все это великолепие было
помещено в золотое яйцо размером 12, 7 см.
«Пятнадцатая годовщина царствования»
Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех
условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо
событием царской семьи и третье условие — чтобы произведение не имело
повтора. Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим
Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с
большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в
подарке.
«Воскресение Христово»
Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными
царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные
портреты детей и самого императора. Два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.
На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали замысловатые сюрпризы, уходил не один год.
Сюрпризы вообще были главной интригой пасхальных творений Фаберже.
Многие из них являли собой самостоятельные произведения искусства:
ювелирные изделия, изящные фигурки животных, миниатюрные модели,
изображения людей — как будто для первоклассных мастеров и впрямь не
было ничего невозможного.
Секрет яйца оставался нераскрытым вплоть до торжественного подношения
подарка. На вопрос императора о сюжете нового яйца Фаберже отвечал
уклончиво: «Ваше Величество будет довольно…»
«Скандинавское»
«Весенние цветы»
Целых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне своей популярности. Но
вскоре грянула революция. И сегодня, из известных 71 яиц в распоряжении
музеев и частных коллекционеров, осталось 62. Из «императорских» –
только 46. Где остальные – неизвестно: после неразберихи 1917 года
многие предметы искусства оказались вывезенными за пределы России, и
сейчас считаются утраченными.
В 2004 году, благодаря покупке российского бизнесмена Виктора
Вексельберга, коллекция Форбса («Пасхальные яйца Фаберже»),
приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на Родину.
Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним
из её символов, теперь можно увидеть в трёх местах. В их число, кроме
Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит Минералогический музей
им. А. Е. Ферсмана РАН, Москва. Московский Русский национальный музей
(частный музей Александра Иванова), ранее располагал ещё одним яйцом,
которое с 2009 года находится в музее Фаберже в Баден-Бадене.
Яйцо-часы герцогини Марлборо
Курочка» из коллекции семьи Кельх
Орден «Святого Георгия»
«Лавровое дерево»
«Шантеклер»
«Петушок»
Одному журналисту Карл Густавович объяснял:
«Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг. Иногда и
не удобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит. У меня может
купить каждый, ведь есть совсем недорогие предметы!»
С легкостью истинного художника Фаберже уравнял в правах драгоценные
камни с полудрагоценными, бриллианты со стеклом, фарфором, костью,
эмалью. Да и собственное имя обязывало: faber по-латыни значит
«искусный».
«Ландыши»
В конце XIX века мастерские Фаберже стали изготавливать и вовсе
удивительные пасхальные яйца — с заводными механизмами. В яйце,
получившем название «Ландыш», выполненном в стиле модерн (оно было
подарено Николаем II жене на Пасху 1898 года), запрятан механизм, при
«запуске» которого из яйца появляются и раскладываются веером три
маленьких портрета — самого императора и двух его старших дочерей, Ольги
и Татьяны.
«Бутон Розы»
«Ренессанс»
Яйцо «Московский Кремль». Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906г.
"Военное стальное" Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны — тяжелого времени и для России, и для царской семьи.
Карл Фаберже
Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец — Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника.
Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а затем начал
осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана.
Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в
1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/madam_irene/post274533100/ |