1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублёра.
Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В
отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов
осуществить полёт в случае особых обстоятельств.
Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после
полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение
дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.
2. За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге
на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не
потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут
после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
3. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме.
Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения
космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний
случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял
активизировать ручное управление корабля.
4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу».
Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два – его дублёрами
Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно так же было заготовлено
три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай
успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай
катастрофы.
5. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП:
при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал.
Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка
могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими
продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам
«Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив
датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка
герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное
время.
6. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».
Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о
том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв
атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в
иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль
охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле
трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий
момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к
этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
7. Известные кадры съёмки переговоров Юрия
Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на
командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний
период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд
ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже
недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва
повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
8. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата:
на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем,
что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые
обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались
«заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях
атмосферы.
Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая
федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда
советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт
приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально
признал только в 1964 году.
9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, – это надпись «СССР» на шлеме космонавта.
Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских
изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим
возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта?
Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой
Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся
тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском
старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись
появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина
на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт
американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы
космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая
шлем с головы Гагарина.
В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит
скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во
время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают
фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.
10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки.
Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом
Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали
развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь
только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын
Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у
Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков.
Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки
не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и
железная пряжка била его по ноге.