Абсент – алкогольный напиток с богатым культурным наследием и
ритуалом потребления, обставленным специфической атрибутикой и
аксессуарами. Абсент производят на основе цветков и листьев полыни,
зеленого аниса, фенхеля, лакрицы, кориандра и еще нескольких трав,
которые придают напитку натуральный зеленый оттенок. Он отличается
высокой крепостью и горьким вкусом, поэтому в традицию употребления
абсента вошло разбавление спирта водой: ее льют поверх кусочка сахара,
лежащего поверх рюмки на специальной перфорированной ложке.
Богемный шик абсента
Абсент был впервые произведен в конце восемнадцатого века и спустя
полвека стал статусным напитком среди европейской богемы и аристократии.
Первоначально он изготавливался на основе винных спиртов, однако в
пятидесятых годах девятнадцатого века большая часть французских
виноградников была уничтожена филлоксерой, вследствие чего производители
перешли на спирт из зерновых культур. Это существенно удешевило
производство, и к концу девятнадцатого века абсент утратил былую
элитарность и стал доступен широкому кругу потребителей. Популяризация
абсента привела к развитию производства аксессуаров для его сервировки –
специальных бокалов, перфорированных ложек для сахара, графинов и
"абсентовых самоваров".
Из-за содержащегося в полыни туйона абсент обладает легким
наркотическим действием. Кроме того абсент считался афродизиаком, и
благодаря этим свойствам напиток стал культовым в богемной среде
Западной Европы. Приверженцами абсента были Винсент ван Гог, Оскар
Уальд, Эрнест Хемингуэй, Шарль Бодлер и Анри де Тулуз-Лотрек.
Наркотическое опьянение абсентом сравнивали с чарами «зеленой феи»,
которая стала персонажем многих поэтических и художественных
произведений середины 19-го-начала 20-го века. Благодаря этому образу
абсент считался «дамским» алкоголем, то есть его было не зазорно
заказывать женщинам, посещающих кафе и кофейни. Справедливости ради,
крепость у напитка была совсем не "дамская", тем более что женщины,
стремящиеся сохранить тонкость стана посредством корсета, пили абсент
неразбавленным.
Выраженный травяной аромат напитка оказался очень привлекательным для
кошек, что нашло отражение в рекламных плакатах и на почтовых открытках
того времени.
Тара и аксессуары
Изначально абсент подавали в обычных прозрачных рюмках с графином воды.
При смешивании спирта с водой в бокале происходит химическая реакция с
выделением эфирных масел, вследствие чего напиток становится
мутно-белым, с легким внутренним свечением. По мере роста популярности
абсента аксессуары, окружающие его потребление, становились все более
разнообразными и изысканными в оформлении. Особенно богатым и вычурным
декором отличались перфорированные ложки, предназначенные для
растапливания сахара. Иногда вместо ложки подавали металлическое ситечко
на коротких ножках, которое также крепилось на бортик бокала.
Как и в современной алкогольной промышленности, сто лет назад
производители абсента уделяли особое внимание созданию и поддержанию
образа торговой марки. Благодаря этому ложки для абсента очень часто
становились рекламным сувениром с маркировкой логотипа или названия
торговой марки абсента. В то же время, они ценились и как туристический
сувенир; доказательством могут служить ложки, дизайн которых был
разработан в честь открытия Эйфелевой башни во время всемирной торговой
ярмарки 1889-го года.
Интересно происхождение двух ложек в виде листиков: правая,
считающаяся одной из дорогих ложек в истории абсента, была изготовлена
по специальному заказу престижного и статусного ресторана, тогда как
левая изготовлена вручную из стреляной гильзы — абсент был чрезвычайно
популярным напитком у солдат, воевавших в Северной Африке.
Еще одним важным аксессуаром для сервировки абсента стали графины и кувшинчики.
Вода в них обязательно должна была быть ледяной, а вот относительно
способа смешивания со спиртом у потребителей абсента были разные
предпочтения – некоторые вливали воду тонкой струйкой, другие –
буквально по капле. Этим объясняется наличие нескольких дырочек в
верхней части графина: зажимая одну или несколько из них, можно
регулировать интенсивность потока.
В питейных заведениях нашли распространения «абсентовые фонтаны» —
похожие на самовар емкости с несколькими поильниками, подвешиваемые над
столами. Так компания любителей абсента могла предаваться общению с
«зеленой феей», не отвлекаясь на приготовление очередной индивидуальной
порции напитка.
Злая фея
Систематическое употребление абсента приводило к плачевным
последствиям, поскольку проявления "обыкновенного" алкоголизма
усугублялись психической зависимостью и даже галлюцинациями. В связи с
этим перед самым началом Первой Мировой войны по Европе прокатилась
волна законодательных запретов производства и употребления абсента.
После войны производство абсента сохранилось лишь в Испании, но к 60-м
годам этот алкогольный напиток вышел из моды, и производство было
остановлено не по причине государственной санкции, а из-за отсутствия
спроса.
В конце 20-го века алкогольным компаниям снова удалось вызвать дух
«зеленой феи», однако вследствие принципиального изменения технологии, в
современном абсенте вообще не осталось галлюциногенного туйона. Абсент,
который сегодня можно купить в европейских супермаркетах и винных
магазинах, не имеет ничего общего с продуктом, изготовленным из
травяного сырья, настоянного на винном спирте – теперь это обычная
горькая настойка, продаваемая по необоснованно высокой цене. Это не
мешает производителям эксплуатировать старинный «запретный» образ
напитка, а также выпускать фирменные аксессуары. В частности, они
воспроизвели дизайн ложки для сахара, разработанный Тулуз-Лотреком
(справа от ложки с эдельвейсом на ручке). Хранить коллекционные ложки
предлагается в кубке – реплике старинных ваз, в которых хранились ложки
для абсента во французских питейных заведениях.
Источник: http://nnm.me/blogs/dollar_evro/istoriya-absenta/#cut |