Сегодня православная Церковь празднует день рождения Спасителя Иисуса от
девы Марии. Это знаменательный день для всего христианского мира. Ведь,
именно с него начинает осуществляться задуманное Богом Спасение
человечества. В этот день Рождественский пост завершается, и начинается
великое торжество рождения Сына Божьего Иисуса.
Даты праздника
В древней христианской Церкви вплоть до IV века
существовала практика в один день вспоминать событие Рождества и
Богоявления. Но с середины IV века появляется традиция праздновать
Рождество отдельно — 25 декабря. Некоторые православные Церкви: Русская,
Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Афон — празднуют 25 декабря по
юлианскому календарю, по старому стилю. Что соответствует 7 января
согласно современному григорианскому календарю. Некоторые другие
православные Церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю.
Эта дата на данный момент совпадает с григорианским календарем, то есть
празднуется по новому стилю.
Пророчество
Рождество Спасителя было предсказано много веков
назад. Множество пророчеств существует об этом событии. Мир замер в
ожидании пришествия в мир Христа. Все предвкушали день избавления от
власти тьмы, смерти и греха. Так и сегодня, в этот день, весь
христианский мир снова замирает в ожидании чуда. И в каждом храме
вспоминаются события, которые описаны в евангелии от Матфея и в
евангелии от Луки.
И
сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая
будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в
пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное
воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение!
На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в IV веке, когда на
русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним
древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками). Поэтому в
празднике Рождества сохранились "святочные" обряды.
Сочельник День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником
или Сочевником. Сочельник происходит от слова "сочиво", что означает
буквально – "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным
маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и
никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления
Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.
С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол,
натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. А с вечера
начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями,
разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду – куклу
или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни.
Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели
под окнами (или заходя в дом) колядки – песни, в которых восхваляли,
величали хозяев, получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.
Коляда, Коляда
Подай пирога.
Не подашь пирога –
Мы корову за рога.
А подашь пирога –
Полный двор живота.
В Сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу – кутью и взвар.
Кутья
– это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар –
напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара –
символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода
человеческого. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или
риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар
готовили на воде из сушеных яблок, груш, слив, вишен, смородины,
черники, земляники и других ягод.
Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях.
В
Сочельник пекли также сочни. Из них делали маску с отверстиями для глаз
и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой
человек – добрый или злой – первым мимо пройдет, таким будет следующий
год. На Русском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки
коров, овец, кур. Несколько выставляли в окна, на обозрение прохожих.
Остальные складывали на стол, чтобы потом подарить родным и знакомым.
Вечером ждали появления Вифлеемской звезды – только после этого можно было приниматься за еду.
Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту и времени рождения Спасителя.
Работать в Сочельник не полагалось. Молодые девушки гадали. В разных местах и гадания были разными.
В
Сочельник на стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили
кутью и свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется
длинная – родится хороший хлеб, а короткая – к неурожаю.
Народные приметы и поверья:
Если на Сочельник небо усыпано звездами – будет много грибов и ягод в лесу.
Иней на деревьях – к обильным хлебам.
В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора.