История возникновения гитары
Гитара
– древний и благородный инструмент, историю которого можно проследить
на протяжении более 4000 лет. Много теорий было выдвинуто о
происхождении инструмента. Неоднократно утверждалось, что гитара – это
развитие лютни или даже древнегреческой лиры. Но исследование,
проведенное доктором Майклом Каша в 1960-х годах доказало, что эти
предположения безосновательны. Он показал, что лютня является
результатом отдельной ветки разработки, у нее существуют общие предки с
гитарой, но она никак не повлияла на ее развитие.
Единственное «доказательство» для теории сходства с кифарой является
греческое слова «kithara» и испанское слово «quitarra». Трудно себе
представить, что гитара могла произойти от кифары, которая была
совершенно другим типом музыкального инструмента – имела плоский
деревянный корпус с 2 стойками, соединёнными наверху перекладиной и 4
струны (позже – от 7 до 18), также имела название «лира».
Поэтому было бы странно, если бы лира дала свое название ранней
испанской 4-струнной гитаре. Доктору Каша задавали вопросы, откуда греки
взяли название «kithara», и указывали, что ранние греческие кифары
имели всего четыре струны, когда они были ввезены из-за рубежа. Он
предположил, что греческое название произошло от старого персидского
названия для четырехструнных инструментов «chartar».
Гитара — Википедия
Предки
Ранние
струнные инструменты, известные археологам, – арфы и танбуры. В
древности люди делали арфы с использованием черепашьих панцирей в
качестве резонаторов, изогнутой палки для грифа и одного или нескольких
кишок или шелковых струн. Музеи мира содержат много таких «арф» из
древних шумерских, вавилонских и египетских цивилизаций. Около 2500 –
2000 до н.э. начали появляться более совершенные арфы, такие, как
найденный в гробнице королевы Шуб-Ад богатый резной 11-струнный
инструмент с золотым украшением.
Арфа королевы Шуб-Ад (из королевского кладбища в Уре)
Танбур определяется как «струнно-щипковый музыкальный инструмент типа
лютни, с декой грушевидной формы и длинным грифом». Танбуры, вероятно,
развились из арфы, гриф был выпрямлен, чтобы можно было прижимать к нему
струны и извлекать больше нот. Роспись и резьба по камню в египетских
гробницах свидетельствуют о том, что арфы и танбур (вместе с флейтами и
ударными инструментами) играли в ансамбле 3500-4000 лет назад.
Египетская настенная роспись, Фивы, 1420 г. до н.э.
Археологи также нашли много подобных реликвий в развалинах древних
персидских и месопотамских культур. Многие из этих инструментов
сохранились до наших дней почти в неизменном виде, в качестве народных
инструментов в различных регионах, такие, как турецкий саз, балканская тамбурица, иранский сетар, афганский панчтар и греческий бузуки.
Старейший сохранившийся гитаро-подобный инструмент
Возраст
одной из самых древних гитар – 3500 лет! Она принадлежала египетской
певице Хар-Мос. Певица была похоронена с ее танбуром у могилы своего
работодателя, Сен-Мут, архитектора царицы Хатшепсут, который был
коронован в 1503 году до нашей эры. Сен-Мут (который, вероятно, что
был гораздо больше, чем просто главным министром и архитектором царицы),
построил Хатшепсут красивый погребальный храм, стоящий на берегу Нила и
по сей день.
Инструмент Хар-Мос имел три струны и плектр, прикрепленный шнуром к
грифу. Резонатор был сделан из красивого полированного кедрового дерева.
Его и сегодня можно увидеть в Археологическом музее в Каире.
Происхождение гитары
Чтобы
отличить ее от других инструментов семейства гитар – танбуров, мы
должны понять, что такое же гитара. Гитара имеет длинный прямой гриф,
плоские деревянные деки, ребра, корпус чаще всего с выраженной «талией».
Самое старое из известных изображений инструмента, отображающее все
существенные признаки гитары, – резьба по камню на Alaca Huyuk в Турции,
возрастом 3300 лет.
Мавры
принесли инструмент под названием уд в Испанию. Танбур взял другое
направление развития в арабских странах, изменяя свои пропорции и
оставаясь безладовым. Европейцы добавили лады уду и назвали его «лютня»,
что происходит от арабского «Al’ud» (буквально «дерево»), через
испанское название «laud» – «хвалить». Лютня и уд определяются как
инструменты с коротким грифом со множеством струн, с большим грушевидным
резонатором.
Название «гитара» происходит от старого персидского «Чартар»,
который, в прямом переводе означает «четыре струны». Многие из струнных
народных инструментов существуют в Центральной Азии и по сей день,
используются в почти неизменном виде в течение нескольких тысяч лет, о
чем свидетельствуют археологические находки.
Предки
гитары пришли в Европу из Египта и Месопотамии. Эти ранние инструменты
чаще всего имели четыре струны. Многие из этих инструментов в вариации
от трех до пяти струн можно увидеть на иллюстрациях средневековых
рукописей и высеченные в камне в церквях и соборах римской эпохи и
средневековья.
К началу эпохи Возрождения гитара с 4 парами струн, настроенных в
унисон, стала доминирующей, по крайней мере в большинстве стран Европы.
Самая ранняя известная музыка для нее – «chitarra» – написана в 16 веке в
Испании. Гитара с 5 парами струн впервые появилась в Италии примерно в
то же время, постепенно заменяя инструменты с 4 парами струн.
Стандартный строй уже был A, D, G, B, E, как и первые 5 струн
современной гитары.
Как и у лютни, у ранних гитар редко было больше восьми ладов на грифе
до корпуса, но в процессе эволюционирования гитары их число сначала
увеличилось до 10, а затем до 12 ладов.
До шести пар было увеличено число струн в итальянской «guitarra
battente» в 17-ом веке, и производители гитар по всей Европе последовали
этой тенденции. Шесть пар струн постепенно сменились шестью одиночными
струнами.
В начале 19-го века можно увидеть, что гитары начинают принимать
современную форму. Классическая гитара остается практически неизменной и
по сей день.