История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные
сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени
существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были
популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом,
что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме
того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и
жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для
особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными,
загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало
легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того
времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху
Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми
вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно
которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке
длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель
возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не
спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к
ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее.
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век).
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и
шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или
замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям,
которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в
изготовлении использовались материалы разных цветов.
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став
короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и
расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в
20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах
и поэтому крепились завязками на подъёме.
Женские туфли, сделанные в Италии, 1605 год.
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду
«медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с
широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами,
через которые была видна подкладка другого цвета.
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях.
На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных
огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один,
побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех
прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с
квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами.
Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами —
своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы
правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста,
ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие
каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами)
надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и
парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли
slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба.
Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время
верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в
стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло
неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась
отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о
каблук.
Мужские портреты начала XVII века.
Женские портреты начала XVII века.
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год и французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 годы.
Туфли, сделанные в 1651 году и предположительно итальянские туфли, 1690–1720 годы.
..
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и
декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет
характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Итальянские туфли с паттернами – подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е годы и туфли slap-sole shoes.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века.
Иллюстрация конца XVIII века и женский портрет, 1763 год.
Франсуа Буше «Туалет», 1742 год.
Европейские туфли, 1750–1760 годы и предположительно английские туфли, начало 1730-х годы.
Французские туфли, начало XVIII века и европейские туфли, 1780–85 годы.
Женские туфли с защитными паттернами.
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая
революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был
своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность
приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные
«балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой
шерстью, шёлком и бисером.
Туфли первой половины XVIII века.
Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816 год и портрет Луизы Орлеанской, 1830 год.
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808 год и портрет Варвары Голицыной, 1792 год.
Туфли, 1820 год и ботинки, 1851 год.
Свадебные ботинки, 1865 год и женские ботинки, 1845-1865 годы.
Европейские туфли, 1800 год и свадебные туфли королевы Виктории.
«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 годы.
Женские ботинки, 1850 год и вечерние туфли императрицы Евгении.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки
практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает
появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и
практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой,
появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени —
полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с
пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 годы и свадебные туфли, сделаны в 1886 году.
Вечерние туфли, 1875–85 годы и женские туфли 1855-1865 годы.
Туфли, сделанные в 1900 году и ботинки, 1865-1875 годы.
Сапоги на пуговицах, 1870-1879 годы и сапоги, 1895-1915 годы.
Источник: http://ziza.qip.ru/gensovet/1363466291-istoriya-obuvi-37-foto.html