Учёные много лет бьются над тем, как победить смерть. Между тем есть пример человека, якобы ухитрившегося её обмануть. Это лама из Бурятии Даши-Доржо Итигэлов, который в преклонном возрасте впал в транс, был закопан под землю, пробыл там 75 лет, после чего был откопан в целости и сохранности. Его тело до сих пор сохраняется в Иволгинском дацане. Недавно в Культурном центре – библиотеке им. М. А. Волошина в рамках фестиваля буддийской культуры Бурятии прошла встреча с историком, лингвистом, антропологом, профессором РГГУ Галиной Ершовой, которая попыталась рассказать о том, как это возможно, с научной точки зрения. О жизни Итигэлова в настоящий момент можно найти достаточно сведений. Вкратце – он родился в 1852 году. По одной из легенд, был сиротой и батраком, в 15-летнем возрасте оказался в Анинском дацане, где и учился 23 года. Как и многие ламы, увлекался травами. В 1911 году Итигэлова избрали XII Пандито Хамбо-ламой (главой буддистов Бурятии). «Он, судя по всему, человек был очень вредный, очень сильный, ни на какие уговоры не шёл, и за это его очень уважали. Потрясающий персонаж, – прокомментировала Галина Ершова. – Единственный раз, когда он выбрался из Бурятии, <…> была поездка в 1913 году в Петербург на 300-летие дома Романовых. Поехал через Москву...». У Итигэлова были две конкретные задачи в связи с поездкой. Первая – обеспечить присутствие буддистов в Думе, вторая – подготовить появление буддийских монахов в армии, в тех местах, где служат буддисты.
Итигэлов при жизни, фото 1913 г.
В 1927-м, на 75-м году жизни, Итигэлов покинул свой высокий духовный пост и стал обычным монахом. Тогда же аскет начал готовиться к уходу: соблюдал определённый пищевой режим, принимал определённые средства... В конце концов, монах сел в позу медитации и велел поместить себя под землю. Скорее всего, были и подробные записи, что делать дальше с телом, находящимся в трансе. Галина Ершова отметила, что обычно занимающиеся подобными практиками аскеты боятся момента, когда наступит смерть, а их тело останется незахороненным. В этом случае путь перехода в вечность, к которому стремятся монахи, по их мнению, остаётся незавершённым. Соответственно, и Итигэлов оставлял наказ, как следует контролировать, находится ли его тело в нормальном состоянии, а в каком случае захоронить по обряду. Но, поскольку в первые годы Советской власти много лам репрессировали, а храмы были разорены, это знание было утрачено. Однако в 1955 году ещё остались люди, которые помнили о наказе монаха. Они пошли ночью к месту его захоронения, раскопали бумхан, проверили его сохранность и закопали обратно. В 1973 году тело аскета опять выкопали и осмотрели, поместив потом снова под землю. В 2002 году группа светских лиц, студентов монастыря и лам во главе с Хамбо-ламой Д. Аюшеевым решили вскрыть захоронение, как было предписано раньше Итигэловым. Саркофаг подняли, и после ритуальных действий перенесли тело в Иволгинский дацан (фото здесь). Стали изучать. При нажатии на мышцы ткань восстанавливалась, а суставы сгибались. Приглашённый судмедэксперт даже сказал, что в одиночестве давать заключение не будет, и тогда пригласили комиссию. Самым интересным фактом было наличие обнаруженной на ободранном пальце аскета крови, находившейся в состоянии желе. «Это то, чего не может быть никогда», – говорит Галина Ершова. Узнав о феномене, Ершова нашла средства на поездку, собрала лучших учёных (например, патологоанатома-криминалиста Звягина) и отправилась в Бурятию, чтобы снять фильм и провести соответствующие лабораторные исследования. Хамбо-лама Д. Аюшеев предоставил учёным срезы ногтей, осыпавшуюся кожу и опавшие с головы монаха волосы (у STRF.ru нет данных о том, как были взяты эти образцы. – Ред.). Масштабных исследований, вроде рентгена, проводить не разрешили, поскольку было неизвестно, как аскет вошёл в нынешнее состояние и что именно может его разрушить. Белковый компонент тканей не распадался, был идентичен живому. Распадались только фосфатные группы, т. е., неорганическая часть. Были проведены анализы, показавшие содержание различных элементов в тканях. Оказалось, что в них очень много стронция и бария. Также было выяснено, что Итигэлов специально принимал бром для того, чтобы подавить деятельность мозга и перейти в отключённое состояние сознания. Между тем, пока исследовалось тело, начался процесс мумификации. «Его посадили в стеклянный короб, – рассказала исследовательница. – Потом, через какое-то время, этот короб покрылся влагой. Интерпретация окружения была такова, что он подаёт знаки». Ершова же считает, что в момент выброса влаги лама умер, пробыв в некоем состоянии 75 с лишним лет. «Когда он был под землёй, там была постоянная температура, около +8 градусов и сухо. Это идеальное состояние, в котором он мог находиться, не расходуя излишней энергии. Когда его вынули, то он попал в другие условия: в Бурятии может быть днём +20, ночью –20. Понятно, что ресурсы (тела. – Ред.) были уже недостаточны», – предлагает она свою версию. Чем объяснить феномен ламы? По одной из гипотез, Итигэлову каким-то образом удалось впасть в состояние, близкое к анабиозу, – то, чего так долго и безуспешно пытаются достичь специалисты по крионике. Но подтверждений этой гипотезе нет, как нет свидетельств и в пользу других объяснений. После окончания мероприятия Галина Ершова ответила на вопросы корреспондента STRF.ru:
Галина Ершова Как у вас возник интерес к данному исследованию? – Собственно, это одна из тем, которыми я занимаюсь – происхождение религиозного сознания и проблема смерти. Поэтому когда я по телевизору увидела информацию, как из-под земли вынули монаха и он оказался «живее всех живых», вполне естественно, что я на это отреагировала, не поверив. А потом, когда это повторилось, я выяснила на телеканале, который это снимал, правда ли это. Мне сказали, что да, журналисты там действительно были и всё это видели, но более подробного материала им не дали. Тогда я решила, что это феномен, который действительно существует. А если он существует, то я должна по крайней мере убедиться, что это реальность. Поэтому я стала искать деньги. Никто никакой грант на это, естественно, мне не давал. И нужно было делать всё быстро, потому что я понимала, что долго продлиться это не может. Поэтому я нашла деньги у компании «Неизвестная планета». Собственно, они и финансировали исследования, и снимали фильм параллельно. В общем, таким путём мне удалось всё сделать вовремя. Главной задачей для меня было, если это правда, чтобы осталось научно зафиксированное описание явления. Потому что если, скажем, сейчас кто-то начал это изучать, то говорить было бы уже не о чем. Это всё уже стало восприниматься на уровне «бурятских приколов», легенд... И поэтому было важно вовремя успеть зафиксировать событие. У меня вопрос – возможно ли было после того, как Даши-Доржо Итигэлова вырыли и зафиксировали происходящее, зарыть его обратно, как происходило до этого? Или уже запустился какой-то необратимый процесс? – Да, раз процесс пошёл, то надо как-то его осмыслять. И может быть, надо было какое-то решение принять, чтобы опять его перезахоронить. Но опять же, надо учитывать, что люди увидели настолько невероятное, что взять и просто зарыть... То есть, возникший огромный научный интерес повлиял на этот процесс? – Дело в том, что Хамбо-лама Дамба Аюшеев, за что я его очень уважаю, он сразу, как только всё это увидел, то понял, что нужно какое-то научное исследование. Специалистов, на самом деле, по этой теме мало, поэтому он не нашёл того, кто мог бы этом заняться. И собственно, он и пустил меня с этим проектом только потому, что я, наверное, единственный учёный, который хочет в этом разобраться. И он понимал, что это должно остаться зафиксированным в науке, как научный факт, а не как какая-то байка, которых полно, но доказать и опровергнуть по ним ничего нельзя. Но тело сохраняется и сейчас? – Да, оно сохраняется и сейчас. Для него специально построили отдельный храм в Иволгинском дацане. Его выносят раз шесть в год на большие праздники, чтобы люди могли его увидеть и поклониться. Но живого состояния в общем и целом уже нет. |