Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников
христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам
апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или
«Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые
Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы
явить миру Свет Неприступный.
Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился
от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с
небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.
1,9-11).
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в
воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде
символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни.
Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все
живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и
разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и
разрушил зло человеческое.
В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает
водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же
праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду.
Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных
водоемов.
Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и
очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в
Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет
за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись,
развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас
Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).
И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).
После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения.
Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я
свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель
(«Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть
«Помазанник Божий»).
Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь
каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим
ученикам: «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).