В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын
изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто,
создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая
война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов.
Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене
возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917
регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke ( «Баварские моторные
заводы») — BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла
Раппа и Густава Отто ее создателями.
Хотя точная дата появления и момент основания компании и сегодня
является предметом споров между автомобильными историками. А все потому,
что официально промышленная компания БМВ была зарегистрирована 20 июля
1917 года, но задолго до этого в том же городе Мюнхене существовало
много фирм и объединений, также занимавшихся разработкой и выпуском
самолетных двигателей. Поэтому, чтобы окончательно увидеть «корни» БМВ,
необходимо перенестись в прошлый век, на территорию существовавшей не
так давно ГДР. Именно там 3 декабря 1886 года была «засвечена»
причастность сегодняшней БМВ к автомобильному делу, и именно там, в
городе Айзенахе, в период с 1928 по 1939 гг. находилась штаб-квартира
фирмы.
Генрих Эрхардт и «моторизированная карета Wartburg»
Третьего декабря 1896 года в городе Айзенах Генрих Эрхардт (Heinrich
Ehrhardt) основал фабрику по производству автомобилей для нужд армии и,
как ни странно, велосипедов. Уже пятую в округе. И, наверное, Эрхардт
так и выпускал был бы тёмно-зелёные горные велосипеды, машины «скорой
помощи» и передвижные солдатские кухни, если бы не видел, какой успех
сопутствовал Даймлеру и Бенцу с их мотоколясками.
И было принято решение сделать нечто легковое, не военное и, конечно,
отличное от того, что уже сделали конкуренты. Но чтобы сэкономить время
и деньги, Эрхардт купил лицензию у французов. Парижское авто называлось
Дюкавилль.
Так появилось то, что сегодня называется BMW. А тогда это чудовище
называлось «моторизированная карета Wartburg», и это была не своя
разработка. Спустя пару лет, в сентябре 1898 года, Вартбург своим ходом
прибыл на автомобильную выставку в Дюссельдорф и занял своё место в
одном ряду с Даймлером, Бенцем, Опелем и Дюркоппом.
1917: Компания Rapp Motor Company переименована в BMW Bayerische Motoren Werke
Одна из местных достопримечательностей Айзенаха стала поводом для
появления названия первой машины («Вартбург»), увидившей свет в 1898
году после создания фирмой целого ряда 3- и 4-колесных прототипов.
«Вартбурги»-первенцы представляли собой самую что ни на есть безлошадную
повозку, оснащенную 0,5-литровым мотором мощностью 3,5 л.с. На
присутствие передней и задней подвесок не было никаких намеков. Такая
максимально упрощенная конструкция стала хорошим стимулом для более
прогрессивной работы местных инженеров и конструкторов, которые уже
через год создали машину, разгонявшуюся до 60 км/ч. Более того, в 1902
году появился «Вартбург» с 3,1-литровым мотором и 5-ступенчатой коробкой
передач, которых хватило для того, чтобы выиграть в том же году гонку
во Франкфурте.
Очень важным моментом в истории компании БМВ и завода в Айзенахе стал
1904 год, когда на Франкфуртском мотор-шоу были выставлены машины под
названием «Дикси», свидетельствовавшие о хорошем развитии предприятия и
новом уровне производства. Всего их было две модели — «S6″ и «S12″,
цифры в обозначении которых указывали на количество лошадиных сил. (К
слову, модель «S12″ не снималась с производства вплоть до 1925 года.)
1919: Франц Зено Димер (в центре) со своим рекордным самолетом
На должность главного конструктора в Bayerische Motoren Werke был
приглашён Макс Фриц, работавший на заводе Daimler. Под руководством
Фрица был изготовлен авиационный двигатель BMW IIIa, который в сентябре
1917-го успешно прошёл стендовые испытания. Оснащённый этим мотором
самолёт в конце года установил мировой рекорд, поднявшись на 9760 м.
Тогда же появилась эмблема BMW — круг, разделённый на два голубых и
два белых сектора, представлявшая собой стилизованное изображение
пропеллера, вращающегося на фоне неба.Учитывалось и то, что синий и
белый — национальные цветаземли Бавария.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха,
т. к. по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели
для самолетов, а именно двигатели в то время были единственной
продукцией BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход
из положения — завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных
двигателей, а затем и самих мотоциклов. В1923 с завода BMW выходит
первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 года в Париже этот первый
мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию скоростной и надежной машины,
что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на международных
мотогонках 20-х—30-х годов.
1923: Первые мотоциклы BMW
В начале 20-х годов в истории БМВ появились два влиятельных
бизнесмена — Готаер и Шапиро, к которым и отошла компания, падавшая в
пропасть долгов и убытков. Основной причиной кризиса была неразвитость
собственного автомобильного производства, наравне с которым предприятие,
кстати, занималось выпуском авиадвигателей. А так как последние, в
отличие от автомобилей, приносили основную часть средств для
существования и развития, БМВ оказалась в незавидном положении.
«Лекарство» придумал Шапиро, который был на короткой ноге с английским
автопромышленником Хербертом Остином и смог договориться с ним о начале
массового производства «Остинов» в Айзенахе. Причем выпуск этих машин
был поставлен на конвейер, чем к тому времени, кроме БМВ, мог похвастать
только «Даймлер-Бенц».
1928 Austin 7
Первые 100 лицензионных «Остинов», пользовавшихся неимоверным успехом
в Британии, сошли с конвейера в Германии с правым рулем, что было для
немцев в новинку. Позднее конструкция машины была изменена в
соответствии с местными требованиями, и машины выпускались под названием
«Дикси». К 1928 году было изготовлено более 15.000 «Дикси» (читай —
«Остинов»), которые сыграли решающую роль в возрождении БМВ. Впервые это
стало заметно в 1925 году, когда Шапиро заинтересовался возможностью
производства автомобилей своей собственной конструкции и начал вести
переговоры с известным конструктором и дизайнером Вунибальдом Каммом. В
итоге договоренность была достигнута, и еще один талантливый человек
оказался причастным к развитию ныне известной автомобильной марки. Камм
на протяжении нескольких лет занимался разработкой новых узлов и
агрегатов для БМВ.
1929: Первый автомобиль BMW: BMW 3/15 PS.
Тем временем положительно для БМВ решался вопрос об утверждении
фирменной торговой марки.В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе
(Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на производство малолитражного
автомобиля Dixi. 16 ноября 1928 года «Дикси» перестала существовать как
торговая марка — она была заменена на «БМВ». Dixi — первый автомобиль
BMW. В период экономических трудностей малолитражка становится наиболее
популярным автомобилем Европы.
На 1 апреля 1932 года была намечена премьера первого «настоящего»
«БМВ», который впоследствии заслужил признание автомобильной прессы и
стал отправной точкой для выпуска машины собственной конструкции. Это же
авто при полученном со стороны и хорошо продуманном кузове представляло
собой совмещение новых идей и разработок с уже хорошо известными и
применявшимися на моделях «Дикси». Мощность мотора составляла 20 л.с.,
которых вполне хватало, чтобы ездить со скоростью 80 км/ч. Очень удачной
разработкой была четырехступенчатая коробка передач, не предлагавшаяся
больше ни на одной модели вплоть до 1934 года.
К началу Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично
развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В
ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом
гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW, пересекает
Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12,
оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и
телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает мировой рекорд
скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не превзойденный никем в течение
последующих 14 лет.
Производство получает дополнительный импульс после заключения
секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших
авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов 30-х годов
были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.
1933: Начало традиции шестицилиндровых двигателей BMW: BMW 303.
В 1933 начат выпуск модели «303» — первого автомобиля BMW
6-цилиндровым двигателем, дебютировавшей на Берлинской автомобильной
выставке. Его появление стало настоящей сенсацией. Эта рядная «шестерка»
с рабочим объемом 1,2 л позволяла машине передвигаться со скоростью 90
км/ч и стала основой для многих последующих спортивных проектов БМВ.
Более того, она была применена на новой модели «303″, ставшей первой в
истории компании, на которой была установлена решетка радиатора с
фирменным дизайном, выражавшемся в наличии двух вытянутых овалов.
«303-я» модель была спроектирована на заводе в Айзенахе и отличалась
прежде всего трубчатой рамой, независимой передней подвеской и хорошими
характеристиками управляемости, напоминавшими спортивные.
«БМВ-303″ отлично подходил для активно строившихся тогда в Германии
«автобанов». Сразу после представления на ней был совершен пробег по
территории всей страны, и в данной акции машина зарекомендовала себя
только с хорошей стороны. Люди были готовы платить за это авто
установленную производителем цену. Причем обеспеченные поклонники БМВ
выбирали «303-ю» модель со спортивным двухместным кузовом родстер.
За два года производства «БМВ-303″ компании удалось продать 2300
таких машин, за которыми, кстати, позже последовали их «собратья»,
отличавшиеся более мощными моторами и другими цифровыми обозначениями:
«309″ и «315″. Собственно, они и стали первыми образцами для логического
развития системы обозначения моделей компании БМВ. На примере этих
машин отметим, что цифра «3″ обозначала серию, а 0.9 и 1.5 — рабочий
объем двигателей. Появившаяся тогда система обозначений успешно
существует и по сей день, с той лишь разницей, что она пополнилась
такими цифрами, как «520″, «524″, «635″, «740″, «850″ и т.д.
«БМВ-315″ был далеко не последним в серии внешне схожих автомобилей,
так как самыми яркими и примечательными среди них стали «БМВ-319″ и
«БМВ-329″, относившееся скорее к спортивным машинам. Максимальная
скорость первой, например, составляла 130 км/ч.
Наряду со всеми предыдущими автомобилями просто шикарно выглядела
модель «326″, появившаяся на Берлинской автомобильной выставке в 1936
году. Эта четырехдверная машина была далека от мира спорта, а ее
закругленный дизайн уже тогда принадлежал к направлению, которое
вступило в силу в 50-х годах. Открытый верх, хорошее качество, шикарный
салон и большое количество новых изменений и дополнений поставили
«326-ю» модель в один ряд с автомобилями «Мерседес-Бенц», покупатели
которых были весьма обеспеченными людьми.
При массе 1125 кг модель «БМВ-326″ максимально разгонялась до 115
км/ч и при этом потребляла 12.5 л топлива на 100 км пробега. С подобными
характеристиками и со своим внешним видом машина попала в список лучших
моделей компании и выпускалась до 1941 года, когда объем производства
БМВ составил почти 16.000 штук. При таком количестве выпущенных и
проданных авто «БМВ-326″ стала лучшей довоенной моделью.
По логике, после столь громкого успеха «326-й» модели следующим
логическим шагом должно было стать появление сделанной на ее базе
спортивной модели.
1938: BMW 328 доминирует в гонках.
1940: Снова победа в «Mille Miglia»: BMW 328.
В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» — один из наиболее
успешных спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно
сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых
моделей: «Автомобиль — для водителя». Основной же конкурент,
«Мерседес-Бенц», следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С тех
пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор
правилен.
Победитель великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли,
состязаний в поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам
спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные
машины. Двухдверный, двухместный, по-настоящему спортивный «БМВ-328″
оснащался шестицилиндровым мотором и разгонялся до 150 км/ч. Эта модель
позволила фирме принять участие во многих довоенных гонках и завоевать
признание в новом качестве. С «328-й» моделью компания БМВ настолько
прославилась во второй половине 30-х, что все последующие автомобили с
фирменным двухцветным знаком воспринимались общественностью как символ
высокого качества, надежности и красоты.
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям.
1943: Самолет Arado 234 — один из первых самолетов, оснащенных реактивным двигателем BMW 003.
В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW
109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй
мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в
Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы.
Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с
производством во время войны авиадвигателей и ракет победители издают
приказ о запрете производства на три года
Вторая мировая война нанесла огромный ущерб автомобильным
производителям Германии, и компания БМВ не стала исключением. Завод в
Мильбертшофене разбомбили подчистую, а предприятие в Айзенахе оказалось
на территории, контролируемой СССР. Поэтому оборудование оттуда частично
было вывезено в Россию в качестве репатриаций, а то, что осталось, было
задействовано для выпуска моделей «БМВ-321″ и «БМВ-340″, которые также
отправлялись в СССР.
Единственными более или менее «пригодными к жизни» остались два
завода в городе Мюнхене, вокруг которых акционерыБМВ и сосредоточили
свои основные усилия. Кстати пришлась поддержка Немецкого национального
банка: благодаря ей компания вернула к жизни концепцию спортивного
автомобиля «БМВ-328″ и в период с 1948 по 1953 гг. выпустила на его базе
несколько новых спортивных моделей.
Компания находилась не в лучшем положении, однако в 1951 году
представила прототип будущего автомобиля «БМВ-501″, который отличался
большим четырехдверным кузовом седан, барабанными тормозами и 65-сильным
мотором, имевшим рабочий объем 1971 куб.см. Новинка была воспринята
двояко — с интересом и с удивлением. Второе, скорее всего, было вызвано
тем, что компания даже финансово не могла обеспечить массовый выпуск
«501-й» модели, в связи с чем в 1952 году было собрано лишь 49 машин. К
1954-му производство достигло 3410 экземпляров, покупавшихся только
настоящими и обеспеченными приверженцами марки БМВ.
Но что самое удивительное, так это идея, которая в то время зрела в
умах конструкторов и дизайнеров БМВ. Они задумали выпустить роскошную
модель.
В те же послевоенные годы в фирме БМВ задумались над вопросом
недостатка необходимых моторов. Особенно это проявилось после того, как
наличие слабеньких и нетяговитых двигателей начало сказываться на
продажах машин. В итоге конструкторы разработали долгосрочный проект по
выпуску нового восьмицилиндрового силового агрегата. Первые образцы
появились в 1954 году и имели объем 2,6 л и мощность 95 л.с.,
увеличенную до 100 л.с. в 60-х годах.
Одновременно с установкой восьмицилиндровика на «БМВ-501″ немного
изменилась и внешность машины: появились боковые хромированные молдинги,
добавившие автомобилю элегантности. Оснащенная новым двигателем «501-я»
могла максимально разогнаться до 160 км/ч. Естественно, расход топлива у
машины с восьмицилиндровым мотором существенно отличался от довоенных
показателей, но это волновало руководство компании БМВ меньше всего.
«Изетта» (Isetta): связующее звено между мотоциклами и автомобилями. Их было построено более 200,000.
В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое
поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит
малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной.
Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела
огромный успех в нищей послевоенной Германии. На Франкфуртском мотор-шоу
в 1955 году она стала абсолютной противоположностью выпускавшимся в то
время моделям. Крошечная «БМВ-Изетта» напоминала своим внешним видом
пузырь с маленькими приделанными фарками и боковыми зеркалами. Заднее
межколесное расстояние было гораздо меньше, чем переднее. Модель
оснащалась одноцилиндровым мотором объемом 0,3 л. При мощности 13 л.с.
«Изетта» максимально разгонялась до 80 км/ч.
Наряду с малюткой «Изеттой» компания БМВ представила два роскошных купе «503″ и «507″, созданные на базе седана 5-й серии.
1956: Сегодня это редкий коллекционный автомобиль: BMW 507.
Оба
автомобиля относились в то время к «достаточно спортивным», хоть и
обладали «гражданской» внешностью. Например, максимальная скорость
«507-й» варьировалась где-то в промежутке между 190 и 210 км/ч.
Достигался подобный результат благодаря 3,2-литровому мотору со степенью
сжатия 7,8:1, максимальной мощностью 150 л.с. при 5000 об/мин и 237 Нм
при 4000 об/мин. На всех колесах стояли барабанные тормоза с
сервоприводом, а средний расход топлива на 100 км составлял 17 л.
Но из-за последовавшего затем увлечения большими лимузинами и
связанных с этим убытков фирма оказывается на пороге краха. Это
единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была
просчитана экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели
спроса.
Модели, относившиеся к 5-й серии, не улучшили положение БМВ в 50-х
годах. Наоборот, начали стремительно возрастать долги, уменьшились
продажи. Для исправления подобной ситуации банк, оказывавший помощь БМВ и
являвшийся одним из крупнейших акционеров «Даймлера-Бенца», предложил
наладить на заводах в Мюнхене производство небольшого и не очень
дорогого автомобиля «Мерседес-Бенц». Тем самым было поставлено под
угрозу существование БМВ как самостоятельной компании, выпускающей
оригинальные автомобили с собственным именем и торговой маркой. Против
данного предложения активно выступили мелкие акционеры БМВ и дилерские
представительства на всей территории Германии. Общими усилиями была
собрана энная сумма денег, потребовавшаяся для разработки и начала
выпуска новой модели «БМВ» среднего класса, которая должна была
значительно улучшить положение компании в 60-х годах.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою
деятельность. Третий раз фирма начинает все заново. Автомобиль среднего
класса, как предполагалось, должен был стать семейной машиной для
«среднестатистических» (и не только) немцев. В качестве самого
подходящего варианта рассматривался небольшой четырехдверный кузов
седан, 1,5-литровый мотор и независимые передняя и задняя подвески,
которые на то время присутствовали далеко не во всех машинах.
Запустить автомобиль в производство к 1961 году и тогда же
представить ее на Франкфуртском мотор-шоу было практически невозможно:
попросту не хватало времени. Поэтому под давлением отдела продаж в
срочном порядке к выставке было подготовлено несколько опытных образцов,
предназначенных для привлечения будущих клиентов. Ставка была сделана и
во многом себя оправдала. В период работы выставки и за несколько
последующих недель было сделано… около 20.000 заказов на «БМВ-1500″!
Попробуйте представить себе ситуацию, в которой оказалась компания,
выпустив за 1962 год только 2000 машин! В целом же производство модели
«1500″ за все время ее существования на конвейере составило 23.000
экземпляров. Это было началом подъема на вершину автомобилестроения.
В разгар производства модели «1500″ мелкие инженерные фирмы начали
дорабатывать машину и увеличивать мощность мотора, что, естественно,
никак не могло понравиться руководству БМВ. Ответной реакцией стал
выпуск модели «1800″ с 1,8-литровым мотором. Более того, чуть позже
появилась версия «1800 TI», соответствовавшая автомобилям класса «Гран
Туризмо» и разгонявшаяся до 186 км/ч. Внешне она не очень сильно
отличалась от базовой версии, но, тем не менее, стала достойным
дополнением к уже пополнившемуся семейству.
1966: BMW 1600.
«БМВ 1800 TI» хоть и была выпущена в количестве только 200
экземпляров, все-таки стала чрезвычайно популярной моделью. К 1966 году
на базе машины конструкторы создали достойного последователя —
«БМВ-2000″, который сегодня воспринимается как родоначальник 3-й серии,
выпущенной к настоящему моменту в нескольких поколениях. Тогда же купе с
2-литровым мотором и 100-120 спрятанными под капотом «лошадками» было
предметом особенной гордости БМВ.
По сути, «БМВ-2000″ в базовом и других версиях относится к одной из
наиболее успешных моделей за всю историю компании БМВ. Требуется немало
времени, чтобы сосчитать количество появившихся тогда вариантов кузовов и
силовых агрегатов различной мощности и с различными максимальными
скоростями. Все вместе они сформировали серию, получившую обозначение
«02″. Ее представители могли удовлетворить запросы почти всех
автолюбителей, которым предлагался выбор от самых простых и скромных
купе до «навороченных» скоростных кабриолетов с литыми дисками,
коробками-»автоматами» и моторами по 170 «коней».
Первый в мире автомобиль массового производства с турбодвигателем: BMW 2002 turbo.
Последнее тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед.
Открываются новые заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель
«2002-турбо», создается антиблокировочная тормозная система, которой
сейчас все ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили.
Разрабатывается первое электронное управление двигателем. Почти на всех
принесших автопроизводителю столько популярности моделях 60-х годов
устанавливались четырехцилиндровые двигатели. Однако руководство БМВ все
еще помнило о мощных и надежных агрегатах, возродить выпуск которых
намеревалось к 1968 году одновременно с выпуском новой модели —
«БМВ-2500″. Использованный в ней однорядный «шестицилиндровик»,
постоянно подвергавшийся модернизации, производился в течение
последующих 14 лет и успел стать основой для такого же надежного и более
мощного 2,8-литрового мотора. Вместе с последним четырехдверный седан
перешел в ряд спортивных авто, т.к. лишь немногие серийные машины в
стандартном оснащении могли превосходить скоростную отметку в 200 км/ч.
Штаб-квартира BMW вблизи Олимпийского Центра в Мюнхене.
В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме
открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования
новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е годы
появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии,
5-й серии, 6-й серии, 7-й серии.
После производства модели «2500″ и ее основных последователей,
следующим значимым для БМВ событием стало появление 6-й серии, первым
представителем которой в 1978 году явилось роскошное купе «635 Csi». Его
3,5-литровый мотор стал новым символом технического совершенства и даже
начал устанавливаться на машинах 5-й серии. «Пятерка», оснащенная таким
двигателем (мощность 218 л.с.), получала обозначение «М»,
подтверждавшее эксклюзивность и спортивность автомобиля. Причем
по-настоящему этот мотор проявил себя на 5-й серии второго поколения, на
т.н. переходных моделях, увидивших свет в 1983 году.
В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce
GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и
в 1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на
рынке появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й
серии и купе 8-й серии.
1989: Новое купе BMW 850i.
Неплохим шагом для фирмы стала
покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы Rover
Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании
комплекса по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С
покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился недостающими
автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками. В 1998 приобретена
британская компания «Роллс-Ройс».
С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается
надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система
противоугонной блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в
производство универсал (touring) 3-й серии.
Завод BMW
Среди последних моделей мотоциклов 90-х годов
следует выделить туристский мотоцикл R100RT Classic, оснащенный
багажными кофрами и подогревом ручек руля. Другая модель из этого
семейства R100GS PD также предназначена для туристов. Эти мотоциклы
одержали четыре победы в международных ралли Париж — Дакар. Популярной
моделью стала F650, выпущенная в 1993. Кроме того, она оказалась вполне
конкурентоспособной по сравнению с японскими аналогами. В 1993 BMW
начинает разработку новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла
впервые регулировалась высота не только руля и подножек, но и седла),
R1100GS (один из самых мощных мотоциклов в мире). В 1994 были выпущены
идентичные модели R850R и R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых
мотоциклов BMW стала модель K1100RS —туристский мотоцикл с обтекателем
спортивного типа. Но самый представительный и обустроенный мотоцикл —
модель K1100LT, оснащенная огромным обтекателем с электроприводом,
регулировкой ветрового стекла, большими багажными кофрами и
антиблокировочной тормозной системой.
С 1995-го года завод BMW в Спартанбурге (США) начинает производить BMW Z3.
Вообще, конец девяностых стал для BMW неимоверно продуктивным. Новые
«пятёрки», «семёрки», неоспоримый успех Z3, всё это не давало
возможности даже для небольшого перерыва.
У всех этих машин и моторов есть одно общее: они доказывают, что
серийные двигатели BMW построены настолько солидно, настолько рассчитаны
на заложенную в них мощность и отличаются такой сбалансированностью уже
в своей базовой концепции, что выдерживают любые нагрузки на любых
трассах мира.
Начало 1999 года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в
мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха (Sports Activity
Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и
практичность, открывая тем самым новое измерения мобильности.
И еще одно первое место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль,
отпраздновал свою премьеру в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса
Бонда в фильме «И целого мира мало».
В 1999 году компания BMW также преподнесла сюрприз энтузиастам
автомобильного дела на франкфуртском автосалоне, предоставив
футуристический концепт Z9 gran turismo.
В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода,
производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух
дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих
автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на
конвейере идет только вручную. На выходе — только компьютерная
диагностика основных параметров автомобиля.
В течение последних 30 лет только концернам BMW и Toyota удается
работать с ежегодно увеличивающейся прибылью. Империя BMW, три раза за
свою историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и
достигала успеха. Для всех в мире концерн BMW — синоним высоких
стандартов в области автомобильного комфорта, безопасности, техники и
качества.
Источник: http://infoglaz.ru/?p=14825