Культовая фигура советского искусства Владимир Высоцкий
Владимир
Семенович Высоцкий родился 25 января 1938г в Москве. Актер сыграл около
тридцати ролей в фильмах (в том числе 'Место встречи изменить нельзя',
'Маленькие трагедии', 'Короткие встречи', 'Хозяин тайги', 'Вертикаль').
Участник постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке.
Высоцкий
особенно прославился исполнением собственных песен под акустическую
гитару. В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем,
отчего и сам во многом был под запретом.
В советские времена его
записи распространялись почти исключительно на магнитоальбомах,
запрещались съемки в ряде фильмов, выехать за границу стало возможным
только благодаря активным действиям жены - французской актрисы Марины
Влади.
Несмотря на существовавшие запреты и ограничения,
популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной. Это
обусловливается человеческим обаянием и масштабностью личности,
поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной
искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей,
точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов.
Раннее
детство Владимир провел в московской коммунальной квартире на 1-й
Мещанской улице: '...На тридцать восемь комнаток всего одна уборная...' -
напишет в 1975 году Высоцкий о своем раннем детстве. Во время Великой
Отечественной войны, в 1941 - 1943 гг., жил с матерью в эвакуации в селе
Воронцовка, в 20 км от райцентра - города Бузулук, Чкаловской (ныне -
Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю
Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года - проспект Мира). В 1945 году пошел в
первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.
Через
некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир
переезжает жить к отцу и его второй жене - Евгении Степановне
Высоцкой-Лихалатовой. В 1947 - 1949 годах они проживал в г. Эберсвальде
(Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на
фортепиано.
Высоцкий с одноклассниками перед выпускным вечером, 1955 год
В октябре 1949 года он вернулся в Москву, пойдя в 5-й класс мужской
средней школы № 186. В это время семья Высоцких живет в Большом Каретном
переулке, 15. (В настоящее время на доме установлена мемориальная
доска). Этот переулок увековечен в его песне: 'Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном!'.
Владимир Высоцкий, 50-е годы
С
1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый
артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186,
и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет
Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого
ушел после первого семестра.
Решение об уходе было принято в
новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого -
Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма
своеобразным манером - за исполнением чертежей, без которых их не
допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы.
Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии -
с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать ее содержимым свой
чертеж. 'Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую вступить в
театральный. А это - не мое...'
Высоцкий и Марина Влади
С
1956 по 1960 гг. Высоцкий - студент актерского отделения Школы-студии
МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова,
затем - у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе
познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 г. 1959 год
ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в
учебном спектакле 'Преступление и наказание') и первой ролью в кино
(фильм 'Сверстницы', эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году
произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л.
Сергеева 'Девятнадцать из МХАТ' ('Советская культура', 1960, 28 июня).
В
1960 - 1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском
драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле
'Аленький цветочек' по сказке С. Аксакова, а также еще около 10 ролей, в
основном - эпизодических.
В
1961 году на съемках кинофильма '713-й просит посадку' познакомился с
Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. (Официально брак
зарегистрирован в 1965 г.)
Интерес к авторской песне у Высоцкого
пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого
Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет 'Песню о
Правде и Лжи', посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал
писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле 'дворовой романтики' и
не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми
слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую
'Подводную лодку', о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет:
'Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня
заявила о том, что пора его творческой юности кончилась'.
После
окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое
время работал в театре имени А.С. Пушкина затем в Театре миниатюр. Он
играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал.
В 1964
году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по
выражению самого Высоцкого, стал для него 'своим театром'. 'Ко мне в
театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он
хочет прочитать, он ответил: 'Я несколько своих песен написал,
послушаете?' Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически,
наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не
отрываясь, полтора часа', - вспоминает Юрий Любимов. Так начался
творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев,
Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием
Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание
Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда
все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и
всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за
исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой,
Филатова.
Владимир Высоцкий, 1959 год
Параллельно
с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий
начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл уже замеченную
публикой роль в известной молодежной картине 'Карьера Димы Горина'.
С
супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках
очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая
стала его второй женой. От второго брака у Высоцкого родились два сына -
Аркадий (1962) и Никита (1964).
Тем временем сначала по Москве, а
потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого - блатные по
преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в
те годы часто снимался в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы
скучные и пустые. Высоцкий все чаще стал находить утешение в пьянстве.
Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.
Владимир Высоцкий, 1972 год
В
1967 году на экраны выходит картина 'Вертикаль', которая приносит
Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма. Вспоминает
режиссер фильма Станислав Говорухин:
'Актерам довелось пожить
недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского
опыта, вообще 'почувствовать' горы. Особенно Володе. Мы очень
рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла
состояться.
Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный
восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал
ставшие такими популярными песни о горах'.
Высоцкий и Марина Влади
Третья жена - Марина Влади (настоящие имя и фамилия - Марина-Катрин
Владимировна Полякова-Байдарова, 1938 г.р.) - вошла в его жизнь в 1967
году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма 'Колдунья'. Он
смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И
вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане
ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. 'Краешком глаза я замечаю,
что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я
мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают
мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я
поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не
выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с
меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как
будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты', - так описывает свое
первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они
поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. 'Я жив,
двенадцать лет тобой храним...' - успеет написать он на обратной стороне
телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить
бешеный ритм жизни Высоцкого.
В
конце 60-х годов Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его
работ такие фильмы как: 'Короткие встречи' (Максим), 'Интервенция',
'Служили два товарища' (Бруснецов), 'Хозяин тайги' (Рябой), 'Опасные
гастроли'.
У всех фильмов с участием Высоцкого была трудная
судьба. Мелодрама 'Короткие встречи', собрав 4,4 миллионов зрителей,
была остановлена в прокате, несмотря на то, что было сделано 725 копий.
Вновь на экраны картина вышла лишь в 1987 году. Еще хуже обстояло дело с
эксцентрической трагикомедией режиссера Геннадия Полоки 'Интервенция',
которая вообще была запрещена к прокату. Героико-приключенческий
музыкальный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича 'Опасные гастроли'
подвергся в критике, но все же вышел на экраны. Картина обошла по
популярности даже знаменитый фильм 'Белое солнце пустыни'.
К тому
времени многие в СССР стали обзаводиться магнитофонами. Буквально в
каждом доме стали появляться неофициальные записи песен Высоцкого.
Высоцкий постепенно становится настоящим кумиром. Это неподцензурное
творчество очень раздражало советскую власть. Высоцкого все чаще не
утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и
грампластинки.
Высоцкий в роли Гамлета
В
70-е годы Высоцкий мало снимался в кино. Периодически на экранах кино
можно было услышать его песни, или песни на его стихи: в драме 'Сыновья
уходят в бой', в приключенческом фильме 'Контрабанда', в трагикомедии
'Одиножды один', в героической драме '72 градуса ниже нуля' и других.
Среди же ролей тех лет можно лишь отметить Фон Корена в трагической
мелодраме 'Плохой хороший человек' и Ганнибала в музыкальной комедии
'Сказ про то, как царь Петр Арапа женил' (1976).
В 1977 году в
серии 'Aктеры советского кино' вышел посвященный Высоцкому проспект,
составленный И.Рубановой. Говоря о тех выразительных средствах, которыми
пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино, театре, на эстраде, она
особенно выделяет его голос. И действительно, голос является его
основным выразительным материалом. Недаром при ответе на вопрос анкеты,
распространенной среди артистов театра на Таганке в 1970 году, Высоцкий
сказал, что самой большой для себя трагедией считал бы потерю голоса.
В
театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют
с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти - он
попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной
деятельности, злоупотребления алкоголем.
Не выразив себя в полной
мере в качестве киноактера, Высоцкий становится настоящим кумиром,
исполняя свои песни. В последние годы жизни доминирующей темой
творчества Владимира Высоцкого в его песнях становится исповедь. Он всё
чаще обращался не только к своим современникам, но и к потомкам.
Высоцкий в роли Дона Гуана съемках фильма 'Маленькие трагедии', 1978 год
В
1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную роль в кино -
Гл:) Жеглова в сериале 'Место встречи изменить нельзя'. Как признавался
сам актер, это была его самая любимая роль. Тем не менее, этой роли
могло и не быть...
Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе
Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего
фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах взяла Говорухина за
руку и увела из комнаты. 'Отпусти Володю, снимай другого артиста!'. Ей
вторил Высоцкий: 'Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни
тратить на эту роль'. 'Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в
тот вечер', - вспоминает Говорухин.
Во время съемок Станиславу
Говорухину пришлось покинуть съемочную площадку из-за отъезда на
фестиваль. И тогда он доверил режиссуру Высоцкому. Говорухин вспоминает: 'Он давно подумывал о режиссуре. И я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.
Когда
я вернулся, группа встретила меня словами: 'Он нас измучил!'. Шутка,
конечно, но, как в каждой шутке, тут была лишь доля шутки. Привыкших к
долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашила его
неслыханная требовательность. Обычно ведь как? 'Почему не снимаем?' -
'Тс-с, дайте настроиться. Режиссеру надо подумать'. У Высоцкого камера
начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в
павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был 'готов' за четыре
дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили. Он,
несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни
минуты.
Но
зато входил он в павильон абсолютно готовым к работе, всегда в добром
настроении и заражал своей энергией и уверенностью всех участников
съемки. По этой короткой пробе легко было представить его в роли
режиссера большой картины.
Зато на тонировке с ним было тяжело.
Процесс трудный и не самый творческий - актер должен слово в слово
повторить то, что наговорил на рабочей фонограмме, загрязненной шумами,
стрекотом камеры. Бесконечно крутится кольцо на экране. Володя стоит
перед микрофоном и пытается 'вложить в губы' Жеглова нужные реплики. Он
торопится, и оттого дело движется еще медленнее, он безбожно ухудшает
образ. 'Сойдет!' - кричит он. Я требую записать еще дубль. Он бушует,
выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к
микрофону. Ему хочется на волю, а кольцо не пускает. Ему скучно, он уже
прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового, впереди ждут
Дон Гуан и Свидригайлов, а внизу, у подъезда, нетерпеливо перебирают
ногами и звенят серебряной сбруей его Кони'.
Министр МВД СССР
попросил, а это было равнозначно приказанию, чтобы Жеглов хотя бы раз
показался на экране в милицейской форме. Но Высоцкий не соглашался на
это категорически. 'Для него милиционер сталинских времен ассоциировался
с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был
наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с
милицией, не переносил на дух' - объясняет Говорухин. Режиссеру
пришлось придумать сцену, где Жеглов примеряет китель. С большим трудом
он уговорил актера на эту сцену. В этом фильме Высоцкий не исполнял
своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин,
он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана
Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистичным. Многие
телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж.
После показа фильма еще долго шли письма по адресу: 'МВД, капитану
Жеглову'.
Не
смотря ряд ярких ролей, по большому счету, талант Высоцкого-киноактера
так и остался нераскрытым. Сколько ролей так и остались не сыгранными по
разным причинам, но чаще всего из-за властей, который упорно пытались
не допустить его на экраны.
Так сорвалась роль, которая могла
стать одной из лучших в карьере актера - Степан в легендарном 'Андрее
Рублеве' Тарковского (1965). Режиссер долго собирал скудные сведения о
жизни Андрея Рублева и узнал, что он обучался иконописи в одном из
древних монастырей Руси - Высоцком. И Тарковский, большой любитель
мистических совпадений, решил снимать в своей картине Высоцкого. По
одной из версий, Тарковскому не дали это сделать чиновники Госкино (хотя
члены худсовета благосклонно отзывались о пробах актера), по другой -
Высоцкий внезапно запил, и Андрей Арсентьевич, уважающий дисциплину,
сказал, что никогда больше с ним работать не будет. Так или иначе, но
роль Степана сыграл Н. Граббе.
Не были утверждены пробы Высоцкого
в фильмах 'Над Тисой' (1958), 'Аннушка' (1959). В 1962 году Высоцкий
снялся в эпизодической роли инструктора райкома Пыртикова в картине
'Грешница', но кадры с его участием в фильм так и не вошли. В 1964 году
Шукшин планировал снимать Высоцкого в роли Пашки Колокольчикова, но в
итоге отдал роль Леониду Куравлеву.
Высоцкий в фильме 'Четвертый', 1979 год
В
1969 году Высоцкий, уставший от кинонеудач, сам попросился у Эльдара
Рязанова в его фильм 'Сирано де Бержерак'. 'Понимаете, Володя, - ответил
Рязанов, я не хочу снимать в этой роли актера, мне бы хотелось снять
поэта'. 'Но я же пишу. Стихи', - смущенно улыбнулся Владимир Семенович. В
те годы Рязанов не считал его настоящим поэтом, но из деликатности
согласился посмотреть кинопробы. В итоге на роль Сирано был утвержден
Евгений Евтушенко.
Пробовался Высоцкий и в фильмы 'Софья
Перовская' на роль Желябова, мелодраму 'Дорога домой', приключенческом
фильме 'Дерзость'. В фильме 'Дерзость' Георгию Юнгваль-Хилькевичу
Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда
режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать
песен Владимира Семеновича на широкой пленке - бард тогда взял
табуретку, поставил на нее ногу и без передыха с упоением пел. Это была
первая качественная запись его песен.
Режиссеры шли на различные
ухищрения, чтобы пробить в Госкино разрешение на съемки Высоцкого. Но
чиновники боялись как огня одного его имени. А когда роли все же
доставались, то, как правило, это были небольшие тусклые эпизоды. И все
таки мощный темперамент, незаурядное дарование всегда находили
возможность проявиться и в ролях второго плана.
Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года.
Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о
смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над
окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: 'Умер актер
Владимир Высоцкий'. Ни один человек не сдал обратно билет - каждый
хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом
десятков тысяч людей против безвременья 'застоя', выразителем и
обличителем которого был Владимир Высоцкий.
Высоцкий в пьесе 'Вишневый сад', 1975 год
До
сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или
поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и
только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями
искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на
экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его
песнями.
И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий
заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в
которой находилась страна в его время. Тупой и унылый 'застой', казалось
многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности,
подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли
мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм,
негромкое злословие в адрес власти.
Песни
Владимира Высоцкого популярны и актуальны и сегодня. Его манера и стиль
исполнения породили новый жанр: 'русский шансон'. Прекрасно смотрятся
роли Высоцкого в кино - Ганнибал и Бруснецов, Фон Корен и Рябой и многие
другие, а Глеб Жеглов и вовсе стал 'народным' персонажем. Многие его
стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой
поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской
литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не
пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не
напрасны и, как говорил другой поэт, 'любезны народу'. В Москве открыт Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
С
1994 на Гоголевском бульваре в Москве действует постоянная выставка -
профессиональные и любительские фотографии из жизни Высоцкого.
В
1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством
культуры РФ и Национальным Резервным банком учреждена ежегодная Премия
Высоцкого 'Своя Колея'.
В 1992 в Москве был открыт Государственный культурный центр-музей
Владимира Высоцкого (Нижнетаганский тупик, 3). С 1994 в Москве
(Гоголевский бульвар) действует постоянная выставка - профессиональные и
любительские фотографии из жизни Высоцкого. В 1997 Благотворительным
фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Национальным
Резервным банком учреждена ежегодная Премия Высоцкого 'Своя Колея'.
Фильмы о Высоцком - 'Я не люблю' (1988, реж. Петр Солдатенков), 'Post
sсriptum' (1993, реж. Петр Солдатенков), 'Реквием. In Memoriam' (1995,
реж. Татьяна Скабард), 'Владимир Высоцкий' (1998, реж. Петр
Солдатенков), 'Всенародный Володя' (1998, реж. В.Рощин