Леонид Иович Гайдай (30 января 1923- 19 ноября 1993) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, выдающийся комедиограф, актёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970). Участник Великой Отечественной войны.
Леонид Гайдай родился в городе Свободный. Его отец Иов Исидорович Гайдай был уроженцем Полтавщины, родился в семье крепостных крестьян. Как рассказывала Нина Гребешкова: «Семья была бедная. Поехали ребёнка крестить, а батюшке заплатить нечем — ни денег, ни курицы. Так что тот и спрашивать не стал, какое имя хотите ребёнку дать. Сегодня, говорит, по Святцам день святого Иова, и всё тут. Лёнина бабушка огорчилась: "Что за имя такое- будто кто лает!" А священник на своем стоит. Так отец Лёни и стал Иовом». Отец работал с 11 лет, имел три класса образования. В 22 года он был осуждён на каторжные работы почти на семь лет. Другому каторжному ссыльному Егору Любимову понравилось его трудолюбие, и Любимов написал письмо домой в Рязань, выступив в роли свата для своей сестры- Марии Любимовой. В письмо для убедительности он вложил фотографию Иова Гайдая. В Рязани это письмо из каторжной Сибири читали всей родней. Старшие сёстры Мани Любимовой, Зоя и Клавдия, разглядывая фотокарточку, сказали: «Он же лысый!» Однако кандидатуру жениха утвердили.
Каторга Иова Гайдая закончилась в апреле 1913 года, и он поселился в городе Свободном Амурской области, начав работу на постройке Амурской железной дороги. В 1923 году Гайдай с женой и тремя детьми- Александром, Августой и совсем маленьким Леонидом переехал в Читу, позже- в приангарский железнодорожный поселок Глазково, расположенный в предместье Иркутска, где Леонид Гайдай начал учиться в Иркутской железнодорожной школе №42. Иов Исидорович очень любил читать, никогда не жалел денег на книги. Леонид начал читать ещё до того, как пошёл учиться в школу.
Маленький Леонид частенько хулиганил – это подтверждают практически все, кто его знал. Но смекалки, находчивости и целеустремлённости у него тоже было не отнять. Вот, к примеру, история: Гайдай, прочитав в одном из журналов, как самому сделать скрипку, смастерил её. На струны нужен был конский волос, тут Лёне пригодился хвост соседского коня. В детстве он очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Лёня приходил на первый сеанс. В конце фильма, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый фильм. Иногда он проделывал этот номер несколько раз в день.
Окончил школу 18 июня 1941 года, а 23 июня пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Гайдай устраивается рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Он работал с Театром сатиры, смотрел все спектакли, ездил на гастроли. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, он объезжал там местных лошадей. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей ковбойской работой справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники, рвался на фронт. Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал: «Я». «Кто в артиллерию?- Я, В кавалерию?- Я, Во флот?- Я, В разведку?- Я»,- чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма «Операция "Ы"».
Его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. 4 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх фашистов, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы и направили в госпиталь. С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение в ивановском эвакогоспитале № 1386, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево). Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид её «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.
В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), работал осветителем, актёром. Довольно быстро Лёня Гайдай станет местной театральной звездой. Его работу в спектакле по роману А. Фадеева «Молодая гвардия» заметят, о нём напишут в газете. А уж как он будет блистать в комических эпизодах, затмевая главных персонажей! Худой, длинный, нос пуговкой, уши торчком. Зал покатывался при появлении Гайдая на сцене. В 1949 году Гайдай отправился в Москву, поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Г. Александрова). Гайдай на фоне остальных студентов был, пожалуй, одним из самых заметных. Он удивлял своим талантом признанных мэтров именно как актёр. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха.
В те годы Леонид Гайдай встретил женщину, с которой прожил всю жизнь. Вспоминает актриса Нина Гребешкова: «Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришёл после фронта — раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась… Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят (у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский) — один, второй… Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошёл фронт. А мне было 17 лет…
Лёня меня очень долго провожал из института. Я жила на Арбате, а институт находился у ВДНХ, и мы ходили пешком. Мне его жалко было, рубашка несвежая, синяки под глазами: я только потом узнала, что он, оказывается, после наших прогулок опаздывал на последнюю электричку, так и ночевал на вокзале, а утром- в институт. Когда я смеялась, что мы с ним как Пат и Паташонок — он высокий, я маленькая, Лёня отвечал: "Так я же тебя на руках носить буду, а большую женщину я не подниму…". Каким был Лёня? Посмотрите на Шурика, и вам всё станет ясно.
Даже соседке по коммуналке, пьянчужке тёте Насте, Гайдай не понравился. "Что, пострашнее не было?" — не сдержалась она. А мама предупредила: "Смотри, Нина, от осинки не родятся апельсинки". Однако Леонид Иович оказался настойчивым и 1 ноября 1953 года мы поженились. Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату. Лёня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Лёня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Потому что стать Гайдай… Не то мужчина, не то женщина». У супругов родилась дочь Оксана. Прожив с Ниной Гребешковой 40 лет, в конце жизни Гайдай признался: «Мне с тобой очень повезло…».
Нина Гребешкова с дочерью Оксаной Гайдай.
Ещё будучи студентом, Гайдай поработал режиссёром-практикантом и снялся как актёр в комедии Барнета «Ляна». В 1958 году Гайдай снялся ещё в одном фильме — в оптимистической драме «Ветер». Это была последняя его работа в качестве актёра в чужих фильмах. С середины 50-х годов Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся лишь изредка в эпизодических ролях в собственных фильмах.
Окончив в 1955 году ВГИК, Гайдай стал востребованным режиссёром и совсем скоро прославился.
В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая- «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен, от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал) его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года- «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус- Балбес- Бывалый.
На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми, истинными жемчужинами советского кинематографа. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма Гайдая- «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) и «Бриллиантовая рука» (1968)
Эксцентрическая комедия Леонида Гайдая- «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награждён Призом РТР «Золотой билет» посмертно. «12 стульев»- экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова в двух частях, снятая Гайдаем в 1971 году; премьера в кинотеатрах- 21 июня 1971 года.
В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М. Зощенко, Н. Гоголь). «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Риск- благородное дело» (1977), «По улицам комод водили» (1978).
В 1981- 1988 годах Гайдай снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько новых картин Гайдая: «За спичками» (1980),
«Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция "Кооперация"» (1989). Для зрителей они были менее заметны, нежели раннее творчество режиссёра. Согласно опросу журнала «Советский экран» в 1989 году, в категории «Лучший режиссёр-комедиограф» Гайдай получил лишь третье место (120 голосов), его опередили Юрий Мамин (140 голосов) и Эльдар Рязанов (570) голосов. Последней работой Леонида Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», выпущенный в 1992 году.
Леонид Гайдай был по-советски скромным человеком. Не выпячивал свое «я»- наоборот, осаждал самопровозглашённых «творцов» и «художников». Он не давал интервью. Говорил: «Смотрите мои фильмы – там всё сказано… В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель». И был верен своим пристрастиям. Трюки сыпались в его фильмах, как из рога изобилия, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а словечки и фразочки уже давно живут своей собственной жизнью.
Леонид Иович был большим наивным ребенком, совершенно неприспособленным к быту. Казалось, ему не нужны были ни шикарная квартира, ни машина- её всегда водила Нина Павловна. Чтобы заработать на кооператив, она снималась на Алма-Атинской студии, там платили больше. Сама же потом делала ремонты. «Зачем? — вопрошал муж. — У нас и так все хорошо!.. Ну, тебе это надо? Делай!» И она бежала в магазин за краской и обоями. «Нинок! У тебя там лампочка перегорела», — обращался Гайдай к жене, имея в виду настольную лампу на… своём рабочем столе. «Нинок! По-моему, у тебя в машине что-то капает», — говорил он о «Жигулях». И так 40 лет.
Вспоминает Нина Гребешкова: «Долго не отдыхал никогда. Мог на диване с книжкой полежать. Вот нижняя полка — самые зачитанные: Чапек, Джером Джером, Олеша, Ильф и Петров, Зощенко. Обожал играть с внучкой, кормил её. Оля родилась в Малайзии, зять там работал. Лёня увидел её, когда ей был год, и просто обалдел… (сегодня Оксана и внучка Нины Гребешковой и Леонида Гайдая Оля работают экономистами).
Равнодушный к званиям, он имел их все — до народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: "Слушай, меня опять записали на какую-то цацку". Он не понимал, зачем артисту вообще звания. Как их можно просить? И он меня в какой-то мере воспитал. Если заслуживал — то дадут. А сама я хлопотать не буду… Зачем? Я от этого ни лучше, ни хуже не стану…
Последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал — на ноге открылась рана плюс эмфизема легких. Причём он курил. Но он был счастливый человек — жил только тем, что его интересовало. Например, любил играть в карты или на "одноруких бандитах". Он проигрывал огромное количество денег. В 93-м году Волович и Инин написали для него комедийный сценарий о подводной лодке. Но вдруг он сказал: "Ребята, я, наверное, не смогу".
В 70 лет у него началось воспаление лёгких… Сначала было плохо — в лёгких накапливалась жидкость. Потом он уже лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело… Я с ним. Он вздохнул — и всё. Прибежали врачи, надели маску… Всё бесполезно. Он ушёл. Тромбоэмболия лёгочной артерии — оторвался тромб. Произошла закупорка. К тому же он страдал сердечной аритмией. Спасти его было невозможно…». Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Практически мало кем замеченная смерть Гайдая в 70-летнем возрасте словно подвела печальный итог его карьеры последних лет. Но буквально сразу после этого ухода началась переоценка творчества режиссёра, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии. |