Четверг, 21.11.2024, 18:12
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из жизни великих [72]
Необъяснимо, но факт [41]
Технологии [50]
Необъятная вселенная [21]
Природа [61]
Не только полезно, но и приятно [15]
Праздники [26]
Интересные факты [149]
Великие нации [43]
Чудеса со всего света [41]
История вещей [27]
История праздников [12]
Как улучшать умственную деятельность [6]
Ещё раз про любовь [11]
О том, чего мы ещё не знаем
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Знание - сила » Из жизни великих

Владимир Высоцкий. Студенчество. 1955- 1960 годы.


Владимир Высоцкий- студент МИСИ.
С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери сначала на 1-й Мещанской 126, а затем, в построенном в 1956 г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. По воспоминаниям об этом времени, в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей» («Второй Большой Каретный»). В 1955 году окончил среднюю школу № 186, и поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.

 


Игорь Кохановский и Владимир Высоцкий.
Одна из легенд повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.

Владимир Высоцкий- студент школы-студии МХАТ.
Владимир возобновил занятия в кружке у Бого­молова. Это было время одержимого ученичества. Богомолов стал целенаправленно готовить Владимира к всту­пительным экзаменам на актёрское отделение Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТе — предмет мечтаний многих абитуриентов, жаждущих стать актёрами. На экзамен по специаль­ности Высоцкий выбрал монолог Баяна из «Клопа» В. Маяковско­го. Выдержав сложнейшие экзамены, 2 июня 1956 года Владимир Высоцкий стал студентом Школы-студии на курсе П. Массальско­го. Его сокурсниками были Валентин Никулин, Роман Вильдан, Вла­димир Камратов, ставшие впоследствии ведущими актёрами теат­ра и кино.

Владимир Высоцкий- студент школы-студии МХАТ.
При поступлении в Школу-студию потребовалась справка от врача-отоларинголога о том, что голосовые связки у Владимира не больны и голос может быть поставлен. Справку врач дал. Однако в характеристике было написано: «…слух — хороший, ритм — хо­роший, певческого голоса — нет». Так же считала профессор Е. Сарычева, педагог по технике речи. Она практически не занималась с теми, у кого голос был хороший, и с теми, в ком перспективы не видела. Очевидно, на Высоцкого она надеялась, и он эти надежды оправдал, а педагогу был благодарен:
Вы научили нас, молчавших,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить..

Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович исполняют этюд «Беспризорник» на экзамене по мастерству актёра в школе-студии МХАТ. Фото 30 мая 1957 года.
Марк Цыбульский в своей статье «Чарующий голос Высоцкого» пишет: «Бесконечное число раз сообщалось, что из-за голоса у Высоцкого были постоянные проблемы в период обучения в Школе-студии МХАТ. Заслуженная артистка России Елена Ситко в разговоре со мной сказала: "Я помню, однажды, в самом начале, когда мы поступили, Массальский так смотрел на Володю, курил… Такое недовольное лицо у него было… Потом говорит: "Слушайте, а что у Вас с голосом?" А у Володи голос с хрипотцой. Володя ему: "Да у меня ангина сейчас, горло болит". – "Ладно, – говорит Массальский, – приходите в следующий раз, я Вас послушаю". Он пришёл в следующий раз, потом снова. – "Ну, слушайте, что это у Вас всё время ангина?" Володя в ответ: "Да вот, что-то со связками". И так это четыре года продолжалось".

Владимир Высоцкий и Геннадий Фролов в школе-студии МХАТ.
Ещё одна однокурсница Высоцкого, народная артистка России Аза Лихитченко сказала: "Была такая потрясающая педагог, профессор Саричева, с очень низким голосом. Педагог она была интересный. Мной она не занималась. Помню, сказала она так: "Что Бог дал, того не отнимешь". Володей она занималась много, всё говорила: "Курите всё, поэтому и голос такой". Но потом она на него махнула рукой".

Владимир Высоцкий- студент 2-го курса школы-студии МХАТ.
В приложении к протоколу заседания кафедры от 5 ноября 1956 года указано, что "на мастерстве актёра беспокойство вызывает его (Высоцкого – М.Ц.) речь, голос, манеры". На заседании 30 мая 1957 года педагог по сценической речи Е. Саричева отметила, что у Высоцкого "очень небольшой плохой голос". 12 февраля 1958 года та же Е. Саричева сказала: "Не исправится ротовой аппарат Высоцкого, это органический недостаток". 8 мая 1959 года преподаватель пения Е. Вишневская заметила: "У него (Высоцкого – М.Ц.) натруженный голос, старается петь ниже, чем может, осип от курения, в пении это выявляется, и что-то с носоглоткой". Наконец, 25 декабря 1959 г. на заседании кафедры, посвящённом обсуждению зачёта по сольному пению, руководитель курса П. Массальский сказал: "Положительный пример в первом отделении – исполнение Высоцкого. У него нет голоса, но он понимает, что делает, он драматически выразителен, артистичен".

Владимир Высоцкий в спектакле школы-студии МХАТ.
Таким образом, анализ документов никоим образом не свидетельствует о том, что Высоцкий сильно страдал из-за своего голоса. Более того, – не забудем, что перед окончанием Школы-студии он оказался в числе всего лишь пяти выпускников, которых Школа рекомендовала для поступления в МХАТ.» Благодаря своей актёрской одарённости он смог недостатки превратить в достоинства: он сделал свой голос неповторимым «го­лосом Высоцкого». После смерти Высоцкого анализом его голоса бу­дут заниматься многие исследователи. Вот мнение Марка Захарова, с которым Высоцкий работал некоторое время в одном театре: «Если бы голосовые связки Владимира Высоцкого вибрировали в иной частотной характеристике, пожалуй, и даже наверняка, изменились бы его рифмы, поменялись бы интонации, а стало быть, и темы его песен. Поэт стал бы другим. Но других поэтов много, среди них не­трудно и затеряться, что с успехом делают многие другие».

Владимир Высоцкий- студент школы-студии МХАТ.
Школа-студия МХАТа в то время была уникальным театраль­ным учебным заведением по составу педагогов и по талантливости учеников. Студенты не могли позволить себе пропустить лекции, прийти неподготовленными к экзаменам. И не потому, что боялись получить двойку, а потому, что это было стыдно. Этому учебному заведению была присуща атмосфера пажеско­го корпуса. Здесь воспитывалось почтение не только к педагогам, но и к старшекурсникам. «Манеры» преподавала графиня Елизаве­та Георгиевна Никулина-Волконская — статная, худая, полная бла­городства женщина, её собственные манеры были безукоризненны, осанка, несмотря на возраст, величественна, а старинные фамиль­ные украшения, которые она любила носить, привлекали внимание всех. Она учила важным мелочам: как войти в комнату, как подой­ти к женщине, как отодвинуть стул, сесть за стол… Высоцкому она сказала очень важную фразу: «Володя, не пы­тайтесь делать из себя графа, постарайтесь стать Высоцким — мо­жет быть, тогда у вас и появится благородство».

Владимир Высоцкий в школе-студии МХАТ исполняет этюд.
Период учёбы Высоцкого в студии как раз пришёлся на зна­менательное для всей страны время — «оттепель», которая нача­лась «секретным» докладом Н. Хрущева 24 февраля 1956 года на XX съезде. Все четыре года студент Высоцкий очень увлечённо занимал­ся, проводя в студии даже свободные часы. Много времени отда­вал студенческим «капустникам» и всяческим розыгрышам. Обла­дая великолепной фантазией, умением тонко и остро схватить и передать характерные черты окружавших его людей, он стал неиз­менным инициатором всех шутливых приветствий, вечеров отды­ха и тому подобных весёлых мероприятий. Побывав на репетиции одного из «капустников», препо­даватель русской литературы, крупный литературовед Абрам Исаа­кович Белкин сказал: «Вот Высоцкий — настоящий поэт. Вы про­сто этого не знаете…».

Автограф: «Розе Савченко в период, когда мы друг к другу сносно относимся. Вовка Выс.»
Но бывало, что подобные выступления выходили Высоцко­му боком. В первые годы учёбы на общих собраниях Массальский иногда высказывал претензии к Высоцкому. Сводились они к тому, что Владимир как артист — несерьёзен и всё, что он делает, боль­ше подходит для эстрады, а не для художественного театра. Види­мо, у Массальского были свои основания упрекать Высоцкого в эстрадности. Вообще-то, Высоцкий в период учебы не числился в первых. На курсе были свои таланты, свои гении. В актёрских первачах Высоц­кий не ходил, у него были другие достоинства. Он был прекрасным парнем, заводилой, очень остроумным человеком.

Владимир Высоцкий в курсовом и дипломном спектакле школы-студии МХАТ «История странного человека».
Вспоминает однокурсник Высоцкого Владимир Камратов: «Ска­зать, что Володя безумно любил учиться, — это, по-моему, невер­но. Он не был в числе интеллектуалов, он как-то плыл так, плыл… Володя жил эмоционально. Он не был хорошим учеником, не был плохим — он так плыл… Если бы мне тогда сказали, что теперь я буду рассказывать о Высоцком! — да никто из нас тогда этого и предположить не мог. Потому что на курсе были талантливее его, интереснее». Из воспоминаний ещё одного однокурсника — Романа Вильдана: «Все жили молодой насыщенной жизнью. Кто мог тогда пред­положить, что из Высоцкого вырастет гений? Володька был обыч­ным парнем, со своими закидонами, ошибками. Выделялся, правда, энергетикой, темпераментом. Всегда был душой любого застолья. За ним — первенство. Разгульным был очень».

Армреслинг Владимира Высоцкого с Александром Виленским в Москве. Фото 1958 — 1959 годов.
На репетициях Владимир знакомится с Изой (Изольдой) Жуковой — сту­денткой третьего курса, своей будущей женой. Иза Константиновна Мешкова (девичья фамилия) родилась в январе 1937 года в городе Горьком. Маленькой девочкой она очень любила танцевать и поступи­ла в хореографическое училище. Училище закрыли, но Иза в числе пяти лучших учеников продолжала заниматься при театре. Летом 54-го в Горький приехали педагоги из Школы-студии МХАТ В. Радомысленский и В. Монюков отобрать талантливую молодёжь. Изу приняли сразу. Девушка, никогда не мечтавшая стать драматической актрисой, очень быст­ро почувствовала вкус к профессии и стала одной из лучших сту­денток на курсе. После второго курса, во время летних каникул Иза вышла за­муж за брата школьной подруги Лилии Жуковой. Девочка была очень юной, а мальчик впечатляюще выглядел в ладно сидящей на нём военной форме авиационного техника.

Весной 1957 года сдавали первый акт «Гостиницы Астория», потому вместе с педагогами долго, почти до утра, обсуждали его. Вспоминает Иза: «И вот после сдачи спектакля у нас было за­столье студенческое. И, конечно, там был Володя. Под утро, когда все стали разъезжаться, мы с подругой Греттой Ромадиной и нашим педагогом Виктором Карловичем Монюковым собирались ехать пить кофе с пирожными к его тёте. Мы стоим в сторонке, ожидая последнего такси. И вот тебе пожалуйста: Вовочка Высоцкий, неза­метный весь вечер, — рядом, крепко держит мой палец и смотрит с несокрушимой уверенностью стоять насмерть. Возмущение, искрен­ний протест и главный козырь: «Я, между прочим, замужем!» — не помогли. Все уехали без нас. …И случилось чудо. Мальчик с тороп­ливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым. Глупый мальчик, смешной-смешной, влюблённый во всех девочек сразу. Он не обращал ника­кого внимания на мою взрослость и замужний статус, появлялся всюду всегда неожиданно, ласково смотрел в упор».

Юрий Ершов (сокурсник Высоцкого), Иза Жукова и Владимир Высоцкий в Сокольниках на Американской выставке.
В конце июня 57-го Иза устраивает смотрины Владимира сво­им родственникам в Горьком. Иза: «Ездили мы в Горький. После третьего курса я ошараши­ла маму с бабушкой сумасшедшей телеграммой: «Еду домой с но­вым мужем…» Но на вокзале нас никто не встретил. Володя пом­чался искать такси, и в это время откуда-то появилась мама с Ната­шей (младшей сестрой). Помню мамин вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?!» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких в Горьком ещё не видели: для провинции это было «нечто»! Мама, конечно, пошутила, а если всерьёз, то отношения с мои­ми близкими у Володи сложились хорошие. Он трогательно и за­ботливо к ним относился, они ему платили тем же». Многие очевидцы этого периода жизни Высоцкого будут вспо­минать эту особенность его гардероба — пиджак из модной тогда ткани «букле».

Юрий Ершов, Иза Жукова и Владимир Высоцкий в Сокольниках.
Осенью 1957 года Владимир привёл Изу на Первую Мещанскую. Ему было 19 лет, Иза на год старше. Стали жить вместе, но брак не регистрировали — у Изы ещё не был расторгнут брак с первым мужем. Вот какое впечатление осталось у Изы от того времени: «Когда был Володя, замечательно было жить. Всё было ярким, звучным. Он всё превращал в праздник, появлялся всегда стремительно, как фо­кусник доставал конфетку, мандаринку, воздушный шарик, расска­зывал смешную небылицу, тотчас нужно было куда-нибудь бежать… Или я заболевала, и моментально появлялись лекарства. В Моск­ве тогда невозможно было достать цветы, а он находил. Сердить­ся на него было невозможно. Везде друзья, везде интересно, всё — разное. В обеденный перерыв мы часто бежали на Большой Карет­ный… Яркая, большеглазая, сияющая Евгения Степановна спешила накормить нас, на уход давала денежку, и мы убегали в свою сту­денческую жизнь…»

Иза Жукова и Владимир Высоцкий в Сокольниках на Американской выставке.
В конце 57-го режиссер Д. Васильев ставит фильм о погранич­никах — «Над Тиссой». Высоцкого пробуют на одну из ролей, но не утверждают. И всё же кинодебют состоялся именно в этом году. В январе на озвучивание мультипликационного фильма «Чудесница», пропагандирующего полезные свойства кукурузы, режиссёр А. Иванов пригласил студентов училища. В эпизоде с хором сорняков, которые распевали:
Мы ячмень, пшеницу сгложем,
Кукурузу уничтожим,
На полях останется труха! Ха-ха! — звучит голос Высоцкого.

Владимир Высоцкий в студенческом капустнике 1-го курса школы-студии МХАТ. Внизу — Таисия Додина, Галина Мартьянова, Луиза Неделько, Марина Добровольская и Юрий Мочалов.
В июне 1958 года Иза получает диплом с отличием и по персо­нальной заявке главного режиссёра Киевского театра им. Леси Ук­раинки М. Романова получает распределение в этот театр. В сентябре Иза уехала в Киев… Потом почти два года бесконечных прилётов-отлётов, долго­жданных и неожиданных встреч, писем, ночных телефонных разго­воров. Владимир разговаривал по телефону из прихожей, накрыв­шись подушкой, чтобы не разбудить Гисю Моисеевну с Мишей. На другом конце провода — Иза в кабинете заведующего труппой, ря­дом с гримёрной, в которой она жила, слышала в трубке: «Здравст­вуй, это я!» Они почти ежедневно писали друг другу, и почти ка­ждую неделю в субботу Владимир уезжал в Киев, а по понедельни­кам прямо с вокзала бежал на занятия.

Анатолий Иванов и Владимир Высоцкий в студенческом этюде в роли партизан, готовивших покушение на фашиста.

Обратная сторона фото Анатолия Иванова и Владимира Высоцкого.
У Изы было сильным материнское чувство — она страстно хо­тела иметь ребёнка. И вот… Потом она расскажет об этом в своих воспоминаниях: «Я никому не могла рассказать, что то, о чём меч­тала, чего так ждала, случилось и не принесло радости. Когда ста­ло ясно, что будет ребёнок, смятение и страх обрушились на меня. Я только приехала, живу в театре, официально замужем за одним, а люблю другого и жду от него ребёнка! Всё было стыдным, ужасным, неразрешимым. Метнулась в Москву. Вместо одной боли стало две. Мы смотрели друг на друга, потрясённые, потерянные, и страшно было видеть боль и беспомощность Володиных глаз. Мы не знали, что делать. Через десять дней я вышла из больницы, получила десять писем и две телеграммы от Володи и снова начала жить. После той страшной больницы я уже знала, что и он может быть беспомощным, и не могла смириться с этим, но я любила. Пока он рядом, ничего не страшно, пока он рядом…»

В июне 58-го года курс, где учится Высоцкий, командируют в учебно-тренировочном порядке на двадцать дней в поездку по Пав­лодарской области (Казахстан) для обслуживания тружеников це­линных земель. В конце второго курса Высоцкий пи­шет свой первый рассказ-зарисовку из жизни молодых актёров — «О жертвах вообще и об одной — в частности…». На курсе, где учился Высоцкий, русскую литературу первой по­ловины XX века преподавал Андрей Донатович Синявский. В его доме Высоцкий часто бывал вместе с Изой. Дружба продолжалась многие годы. Когда у Синявских родился сын Егор, Высоцкий подарил ему коляску, в ко­торой перед этим возили его старшего сына Аркадия. В поздних воспоминаниях Мария Васильевна скажет: «Высоцкий был другом нашего дома, можно сказать он немножко вырос в нашем доме…». Познакомился юный Высоцкий и с друзьми Синявских — Юли­ем Даниэлем и Ларисой Богораз.

Андрей Донатович Синявский и Мария Розанова. © Фото Нины Аловерт, 1981 год.
Учёба в студии, «капустники», репетиции не мешали встречам с друзьями на Большом Каретном. Почти каждый вечер Высоцкий приходил на квартиру к Левону Кочаряну или к Володе Акимову, который жил один. Часто засиживались до утра. Это было товари­щество, братство. Здесь много говорили, пели, здесь хорошо сочи­нялось… Главными певцами в компании были Олег Стриженов, Саша Скорин. Высоцкий-певец пока ещё только пробовал себя. Песни были разные: и военные, и романсы, и «блатные»… «В песнях, которые тогда пробовал петь Высоцкий, — вспоми­нал А. Макаров, — вдруг возникали новые куплеты. В песне было, скажем, 5 — 6 куплетов, а он пел их 8 — 9. Когда спрашивали, от­куда он их знает, Владимир отвечал: «Не знаю откуда!» Потом вы­яснялось, что он их сочинил сам».

Владимир Высоцкий. Фото 1958 года.
Вскоре появилась вторая гитара — покупали вместе с Изой в «Культтоварах» на Неглинной. Гитара была, а игры какой-то более-менее сносной ещё не было. Было пока только бренчание, но всё бо­лее настойчивое. В перерывах между лекциями, занятиями, всё сво­бодное время он посвящал гитаре. Причём поначалу никто всерьез его не принимал. Ну, бренчит себе и бренчит. Некоторые даже пре­небрежительно называли «дешёвкой» то, что он пел. В. Высоцкий: «…я однажды услышал магнитофон, услышал при­ятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструмен­том и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже рабо­тать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди на­зывают это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу. Вот из-за этого появилась гитара… Я играю очень примитивно, часто слышу упрёки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощённые ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст».

Владимир Высоцкий студент школы-студии МХАТ. 1959
Главным в этот период, конечно, была учёба в студии. На курсе готовились совершенно разные по темам и жанру спектакли. Студийцы ставили и русскую классику. К 100-летию со дня ро­ждения Чехова курс подготовил программу из одноактных пьес и рассказов писателя, выступил на его родине в Таганроге, на юби­лейных торжествах. П. Массальский очень любил Чехова и на каж­дом курсе ставил его произведения. Были поставлены «Ночь перед судом», «Свадьба», «Иванов», «Ведьма» и другие одноактные пьесы, объединённые под общим названием — «Предложение». В «Ведьме» Высоцкий играл Ямщика, в «Свадьбе» — Жигалова, отставного кол­лежского регистратора. В «Иванове» Высоцкому досталась замеча­тельная роль Боркина.

В. Большаков, Л. Евгенина, А. Иванов, Г. Портер, В. Высоцкий, Т. Додина, М. Добровольская и Г. Ялович в спектакле школы-студии МХАТ «Свадьба».
Фото И. Александрова.

Владимир Высоцкий в роли Е.С. Жигалова спектакля школы-студии МХАТ «Свадьба».
На разборе учебных спектаклей педагоги предрекали Высоц­кому стезю оригинального комедийного актёра. Но вот уже почти сложившийся комик стал вдруг предельно серьёзен. Он взялся за роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» Ф. Дос­тоевского. Выбор этот удивил многих, и ещё больше — результат. В комике открылся новый диапазон, неожиданные пласты, неожи­данные мысли, для которых понадобились новые слова. И они на­шлись. Роль Порфирия Петровича была настоящей удачей. После просмотра А.И. Белкин, крупнейший специалист по Достоевскому, в слезах вбежал за кулисы и сказал, что он впервые увидел такого Достоевского на сцене. Просмотр с участием большого количества педагогов прошёл блестяще. В результате Высоцкий получил «отлично» по актёрскому мастерству. Но ему была важнее оценка Массальского: «Ну, вот те­перь я понял, что вы — актёр». Это был не просто экзамен по актёр­скому мастерству. Третий курс — решающий. Если на третьем курсе актёр не состоялся, то дальнейшая его судьба очень сомнительна.

Владимир Высоцкий в спектакле школы-студии МХАТ «Ведьма». Фото И.Александрова.
После третьего курса в июне 1959 года была создана концерт­ная бригада для выступления в Подмосковье (Ступино — Михне­во — Малино — Подольск — Серпухов). Это считалось чем-то вроде летней практики. Коронным номером Высоцкого был рассказ деда Щукаря из «Поднятой целины» М. Шолохова. Через пятнадцать лет Высоцкого будут слушать огромные стадионы и Дворцы спорта, но уже студентом он мог «держать» аудиторию. Неизбалованные га­стролями артистов зрители принимали студентов с восторгом.

Студенты школы-студии МХАТ в овцеводческом совхозе во время гастролей в Павлодарской области Казахстана. Фото Владимира Комратова.

Студенты школы-студии МХАТ на гастролях в Павлодарской области Казахстана.

В 59-м состоялся дебют Высоцкого в кино. В кинематограф Вы­соцкий вошёл незаметно, неброско. Поначалу его лицо настолько коротко мелькало в кадре, что в титрах либо вообще не упоминали его фамилию, либо включали её в длинные списки тех, кто снимал­ся в эпизодах. Работа в кино скорее способствовала его известности, чем удовлетворяла профессиональный интерес. Именно благодаря кино Владимира Высоцкого узнала в лицо вся страна. Начиналась кинокарьера актёра более чем скромно. Это был фильм режиссёра В. Ордынского «Сверстницы». Для участия в массовке был пригла­шён почти весь курс, на котором учился Высоцкий. Его имя даже не попало в титры, но на экране он узнаётся без труда в микроскопи­ческой сценке, происходящей в театральном институте.

Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин, Геннадий Портер (шумовая бригада) на последнем курсе школы-студии МХАТ
Нужно было как-то упорядочить семейную жизнь и, прежде всего, оформить развод Изы с первым мужем. Процедура развода в то время была довольно сложна: требовалось публикация о раз­воде в газете, суд по месту жительства ответчика, а это Таллин, и сам суд — дело не скорое. Среди знакомых была театралка и народная судья, которая помогла в марте 60-го года ускорить трудную и длительную процедуру развода Изы. Бабушка помогла материально — перед самой свадьбой подарила молодым три тысячи рублей: «Купите Изе шубу». Шубу не купили, но купили прелестное очень пышное пла­тье из перлона в палевых розах, туфли бледно-лимонного цвета и костюм для жениха… 25 апреля в Рижском загсе Москвы Владимир и Иза узаконили свое семейное положение.

Владимир Высоцкий и Иза Жукова дома.
Свадьбу решили не справлять, а просто пригласить несколько самых близких друзей и тихо отметить это событие. Стали советоваться с родителями. Позвонили в Ленин­град Семёну Владимировичу — он тогда сдавал экзамены в Акаде­мии связи. Отец приказным тоном сказал: «Делайте нормальную свадьбу. Как у людей». И вот в маленькой двухкомнатной квартире на Большом Ка­ретном Евгения Степановна устроила свадьбу. Сначала предполага­ли, что народу будет мало. Но Владимир накануне попал на «маль­чишник» в кафе «Артистическое» и пригласил всех присутст­вующих. И действительно, было много народу: и курс Владимира, и курс Изы, и родственники Высоцкого. Получилась весёлая сту­денческая свадьба. Утром законные супруги вместе с Ниной Максимовной возвращались на Первую Мещанскую.

Владимир Высоцкий в спектакле школы-студии МХАТ «Золотой мальчик».

Владимир Высоцкий в выпускном спектакле 4-го курса школы-студии МХАТ «Гостиница Астория». Фото В. Перельман.
Для дипломного спектакля П. Массальский выбрал пьесу Горь­кого «На дне». Его привлекла полемика с классическим спектаклем Художественного театра. Сам Массальский исполнял в нём роль Ба­рона. Для дипломников он восстановил финал второго акта пьесы, исключенный во МХАТе. Высоцкий в этом спектакле играл роль картузника Бубнова. Впервые имя Высоцкого появилось в печати. Сначала — 25 июня 1960 года — в газете «Вечерняя Москва» была помещена фо­тография в качестве иллюстрации к заметке «Встреча с молодыми», на которой Высоцкий снят среди участников студенческого спектак­ля «Свадьба». А затем — 28 июня — в газете «Советская культура» была напечатана статья Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ», в ко­торой была дана рецензия на выпускной спектакль.

Владимир Высоцкий и Александр Комиссаров в школе-студии МХАТ в день вручения дипломов.

В.Л. Ершов (председатель экзаменационной комиссии школы-студии МХАТ) вручает диплом Высоцкому Владимиру.
Итак, учебный план был выполнен и Приказом ректора Школы-студии от 18 мая 1960 года студент Высоцкий был допущен к сдаче государственных экзаменов, которые сдал отлично. Поста­новлением государственной экзаменационной комиссии от 20 июня 1960 года ему была присвоена квалификация актёра драмы и кино, выдан диплом за № 284453…

Диплом Высоцкого Владимира Семёновича об окончании школы-студии МХАТ.

Владимир Высоцкий с выпускниками школы-студии МХАТ и педагогами.
Это был скачок из детства и юности во взрослую жизнь. На вы­пуск приехала из Киева Иза… Пройдёт время, и на 3-м этаже Школы-студии в «представи­тельском» коридоре среди портретов тех, кто создавал Школу, кто принёс ей славу, будет висеть его портрет: Качалов, Кедров, Радомысленский, Попов, Топорков, Ефремов, Евстигнеев, Борисов… и Высоцкий. Но пока ни сам Владимир и никто из окружающих не знали, что ждёт его впереди. Себя он ещё до конца не ощутил, а для близ­кого окружения он был живым, добрым парнем, с необыкновенным чувством юмора. В нём чувствовалась скрытая энергия, требующая воплощения в будущие актёрские работы и песни…
Но это уже другая история…

Категория: Из жизни великих | Добавил: lunev2009 (29.08.2016)
Просмотров: 860 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!