Владимир Высоцкий- студент МИСИ.
С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери сначала на 1-й Мещанской 126, а затем, в построенном в 1956 г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. По воспоминаниям об этом времени, в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей» («Второй Большой Каретный»). В 1955 году окончил среднюю школу № 186, и поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.
Игорь Кохановский и Владимир Высоцкий.
Одна из легенд повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.
Владимир Высоцкий- студент школы-студии МХАТ.
Владимир возобновил занятия в кружке у Богомолова. Это было время одержимого ученичества. Богомолов стал целенаправленно готовить Владимира к вступительным экзаменам на актёрское отделение Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТе — предмет мечтаний многих абитуриентов, жаждущих стать актёрами. На экзамен по специальности Высоцкий выбрал монолог Баяна из «Клопа» В. Маяковского. Выдержав сложнейшие экзамены, 2 июня 1956 года Владимир Высоцкий стал студентом Школы-студии на курсе П. Массальского. Его сокурсниками были Валентин Никулин, Роман Вильдан, Владимир Камратов, ставшие впоследствии ведущими актёрами театра и кино.
Владимир Высоцкий- студент школы-студии МХАТ.
При поступлении в Школу-студию потребовалась справка от врача-отоларинголога о том, что голосовые связки у Владимира не больны и голос может быть поставлен. Справку врач дал. Однако в характеристике было написано: «…слух — хороший, ритм — хороший, певческого голоса — нет». Так же считала профессор Е. Сарычева, педагог по технике речи. Она практически не занималась с теми, у кого голос был хороший, и с теми, в ком перспективы не видела. Очевидно, на Высоцкого она надеялась, и он эти надежды оправдал, а педагогу был благодарен:
Вы научили нас, молчавших,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить..
Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович исполняют этюд «Беспризорник» на экзамене по мастерству актёра в школе-студии МХАТ. Фото 30 мая 1957 года.
Марк Цыбульский в своей статье «Чарующий голос Высоцкого» пишет: «Бесконечное число раз сообщалось, что из-за голоса у Высоцкого были постоянные проблемы в период обучения в Школе-студии МХАТ. Заслуженная артистка России Елена Ситко в разговоре со мной сказала: "Я помню, однажды, в самом начале, когда мы поступили, Массальский так смотрел на Володю, курил… Такое недовольное лицо у него было… Потом говорит: "Слушайте, а что у Вас с голосом?" А у Володи голос с хрипотцой. Володя ему: "Да у меня ангина сейчас, горло болит". – "Ладно, – говорит Массальский, – приходите в следующий раз, я Вас послушаю". Он пришёл в следующий раз, потом снова. – "Ну, слушайте, что это у Вас всё время ангина?" Володя в ответ: "Да вот, что-то со связками". И так это четыре года продолжалось".
Владимир Высоцкий и Геннадий Фролов в школе-студии МХАТ.
Ещё одна однокурсница Высоцкого, народная артистка России Аза Лихитченко сказала: "Была такая потрясающая педагог, профессор Саричева, с очень низким голосом. Педагог она была интересный. Мной она не занималась. Помню, сказала она так: "Что Бог дал, того не отнимешь". Володей она занималась много, всё говорила: "Курите всё, поэтому и голос такой". Но потом она на него махнула рукой".
Владимир Высоцкий- студент 2-го курса школы-студии МХАТ.
В приложении к протоколу заседания кафедры от 5 ноября 1956 года указано, что "на мастерстве актёра беспокойство вызывает его (Высоцкого – М.Ц.) речь, голос, манеры". На заседании 30 мая 1957 года педагог по сценической речи Е. Саричева отметила, что у Высоцкого "очень небольшой плохой голос". 12 февраля 1958 года та же Е. Саричева сказала: "Не исправится ротовой аппарат Высоцкого, это органический недостаток". 8 мая 1959 года преподаватель пения Е. Вишневская заметила: "У него (Высоцкого – М.Ц.) натруженный голос, старается петь ниже, чем может, осип от курения, в пении это выявляется, и что-то с носоглоткой". Наконец, 25 декабря 1959 г. на заседании кафедры, посвящённом обсуждению зачёта по сольному пению, руководитель курса П. Массальский сказал: "Положительный пример в первом отделении – исполнение Высоцкого. У него нет голоса, но он понимает, что делает, он драматически выразителен, артистичен".
Владимир Высоцкий в спектакле школы-студии МХАТ.
Таким образом, анализ документов никоим образом не свидетельствует о том, что Высоцкий сильно страдал из-за своего голоса. Более того, – не забудем, что перед окончанием Школы-студии он оказался в числе всего лишь пяти выпускников, которых Школа рекомендовала для поступления в МХАТ.» Благодаря своей актёрской одарённости он смог недостатки превратить в достоинства: он сделал свой голос неповторимым «голосом Высоцкого». После смерти Высоцкого анализом его голоса будут заниматься многие исследователи. Вот мнение Марка Захарова, с которым Высоцкий работал некоторое время в одном театре: «Если бы голосовые связки Владимира Высоцкого вибрировали в иной частотной характеристике, пожалуй, и даже наверняка, изменились бы его рифмы, поменялись бы интонации, а стало быть, и темы его песен. Поэт стал бы другим. Но других поэтов много, среди них нетрудно и затеряться, что с успехом делают многие другие».
Владимир Высоцкий- студент школы-студии МХАТ.
Школа-студия МХАТа в то время была уникальным театральным учебным заведением по составу педагогов и по талантливости учеников. Студенты не могли позволить себе пропустить лекции, прийти неподготовленными к экзаменам. И не потому, что боялись получить двойку, а потому, что это было стыдно. Этому учебному заведению была присуща атмосфера пажеского корпуса. Здесь воспитывалось почтение не только к педагогам, но и к старшекурсникам. «Манеры» преподавала графиня Елизавета Георгиевна Никулина-Волконская — статная, худая, полная благородства женщина, её собственные манеры были безукоризненны, осанка, несмотря на возраст, величественна, а старинные фамильные украшения, которые она любила носить, привлекали внимание всех. Она учила важным мелочам: как войти в комнату, как подойти к женщине, как отодвинуть стул, сесть за стол… Высоцкому она сказала очень важную фразу: «Володя, не пытайтесь делать из себя графа, постарайтесь стать Высоцким — может быть, тогда у вас и появится благородство».
Владимир Высоцкий в школе-студии МХАТ исполняет этюд.
Период учёбы Высоцкого в студии как раз пришёлся на знаменательное для всей страны время — «оттепель», которая началась «секретным» докладом Н. Хрущева 24 февраля 1956 года на XX съезде. Все четыре года студент Высоцкий очень увлечённо занимался, проводя в студии даже свободные часы. Много времени отдавал студенческим «капустникам» и всяческим розыгрышам. Обладая великолепной фантазией, умением тонко и остро схватить и передать характерные черты окружавших его людей, он стал неизменным инициатором всех шутливых приветствий, вечеров отдыха и тому подобных весёлых мероприятий. Побывав на репетиции одного из «капустников», преподаватель русской литературы, крупный литературовед Абрам Исаакович Белкин сказал: «Вот Высоцкий — настоящий поэт. Вы просто этого не знаете…».
Автограф: «Розе Савченко в период, когда мы друг к другу сносно относимся. Вовка Выс.»
Но бывало, что подобные выступления выходили Высоцкому боком. В первые годы учёбы на общих собраниях Массальский иногда высказывал претензии к Высоцкому. Сводились они к тому, что Владимир как артист — несерьёзен и всё, что он делает, больше подходит для эстрады, а не для художественного театра. Видимо, у Массальского были свои основания упрекать Высоцкого в эстрадности. Вообще-то, Высоцкий в период учебы не числился в первых. На курсе были свои таланты, свои гении. В актёрских первачах Высоцкий не ходил, у него были другие достоинства. Он был прекрасным парнем, заводилой, очень остроумным человеком.
Владимир Высоцкий в курсовом и дипломном спектакле школы-студии МХАТ «История странного человека».
Вспоминает однокурсник Высоцкого Владимир Камратов: «Сказать, что Володя безумно любил учиться, — это, по-моему, неверно. Он не был в числе интеллектуалов, он как-то плыл так, плыл… Володя жил эмоционально. Он не был хорошим учеником, не был плохим — он так плыл… Если бы мне тогда сказали, что теперь я буду рассказывать о Высоцком! — да никто из нас тогда этого и предположить не мог. Потому что на курсе были талантливее его, интереснее». Из воспоминаний ещё одного однокурсника — Романа Вильдана: «Все жили молодой насыщенной жизнью. Кто мог тогда предположить, что из Высоцкого вырастет гений? Володька был обычным парнем, со своими закидонами, ошибками. Выделялся, правда, энергетикой, темпераментом. Всегда был душой любого застолья. За ним — первенство. Разгульным был очень».
Армреслинг Владимира Высоцкого с Александром Виленским в Москве. Фото 1958 — 1959 годов.
На репетициях Владимир знакомится с Изой (Изольдой) Жуковой — студенткой третьего курса, своей будущей женой. Иза Константиновна Мешкова (девичья фамилия) родилась в январе 1937 года в городе Горьком. Маленькой девочкой она очень любила танцевать и поступила в хореографическое училище. Училище закрыли, но Иза в числе пяти лучших учеников продолжала заниматься при театре. Летом 54-го в Горький приехали педагоги из Школы-студии МХАТ В. Радомысленский и В. Монюков отобрать талантливую молодёжь. Изу приняли сразу. Девушка, никогда не мечтавшая стать драматической актрисой, очень быстро почувствовала вкус к профессии и стала одной из лучших студенток на курсе. После второго курса, во время летних каникул Иза вышла замуж за брата школьной подруги Лилии Жуковой. Девочка была очень юной, а мальчик впечатляюще выглядел в ладно сидящей на нём военной форме авиационного техника.
Весной 1957 года сдавали первый акт «Гостиницы Астория», потому вместе с педагогами долго, почти до утра, обсуждали его. Вспоминает Иза: «И вот после сдачи спектакля у нас было застолье студенческое. И, конечно, там был Володя. Под утро, когда все стали разъезжаться, мы с подругой Греттой Ромадиной и нашим педагогом Виктором Карловичем Монюковым собирались ехать пить кофе с пирожными к его тёте. Мы стоим в сторонке, ожидая последнего такси. И вот тебе пожалуйста: Вовочка Высоцкий, незаметный весь вечер, — рядом, крепко держит мой палец и смотрит с несокрушимой уверенностью стоять насмерть. Возмущение, искренний протест и главный козырь: «Я, между прочим, замужем!» — не помогли. Все уехали без нас. …И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым. Глупый мальчик, смешной-смешной, влюблённый во всех девочек сразу. Он не обращал никакого внимания на мою взрослость и замужний статус, появлялся всюду всегда неожиданно, ласково смотрел в упор».
Юрий Ершов (сокурсник Высоцкого), Иза Жукова и Владимир Высоцкий в Сокольниках на Американской выставке.
В конце июня 57-го Иза устраивает смотрины Владимира своим родственникам в Горьком. Иза: «Ездили мы в Горький. После третьего курса я ошарашила маму с бабушкой сумасшедшей телеграммой: «Еду домой с новым мужем…» Но на вокзале нас никто не встретил. Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появилась мама с Наташей (младшей сестрой). Помню мамин вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?!» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких в Горьком ещё не видели: для провинции это было «нечто»! Мама, конечно, пошутила, а если всерьёз, то отношения с моими близкими у Володи сложились хорошие. Он трогательно и заботливо к ним относился, они ему платили тем же». Многие очевидцы этого периода жизни Высоцкого будут вспоминать эту особенность его гардероба — пиджак из модной тогда ткани «букле».
Юрий Ершов, Иза Жукова и Владимир Высоцкий в Сокольниках.
Осенью 1957 года Владимир привёл Изу на Первую Мещанскую. Ему было 19 лет, Иза на год старше. Стали жить вместе, но брак не регистрировали — у Изы ещё не был расторгнут брак с первым мужем. Вот какое впечатление осталось у Изы от того времени: «Когда был Володя, замечательно было жить. Всё было ярким, звучным. Он всё превращал в праздник, появлялся всегда стремительно, как фокусник доставал конфетку, мандаринку, воздушный шарик, рассказывал смешную небылицу, тотчас нужно было куда-нибудь бежать… Или я заболевала, и моментально появлялись лекарства. В Москве тогда невозможно было достать цветы, а он находил. Сердиться на него было невозможно. Везде друзья, везде интересно, всё — разное. В обеденный перерыв мы часто бежали на Большой Каретный… Яркая, большеглазая, сияющая Евгения Степановна спешила накормить нас, на уход давала денежку, и мы убегали в свою студенческую жизнь…»
Иза Жукова и Владимир Высоцкий в Сокольниках на Американской выставке.
В конце 57-го режиссер Д. Васильев ставит фильм о пограничниках — «Над Тиссой». Высоцкого пробуют на одну из ролей, но не утверждают. И всё же кинодебют состоялся именно в этом году. В январе на озвучивание мультипликационного фильма «Чудесница», пропагандирующего полезные свойства кукурузы, режиссёр А. Иванов пригласил студентов училища. В эпизоде с хором сорняков, которые распевали:
Мы ячмень, пшеницу сгложем,
Кукурузу уничтожим,
На полях останется труха! Ха-ха! — звучит голос Высоцкого.
Владимир Высоцкий в студенческом капустнике 1-го курса школы-студии МХАТ. Внизу — Таисия Додина, Галина Мартьянова, Луиза Неделько, Марина Добровольская и Юрий Мочалов.
В июне 1958 года Иза получает диплом с отличием и по персональной заявке главного режиссёра Киевского театра им. Леси Украинки М. Романова получает распределение в этот театр. В сентябре Иза уехала в Киев… Потом почти два года бесконечных прилётов-отлётов, долгожданных и неожиданных встреч, писем, ночных телефонных разговоров. Владимир разговаривал по телефону из прихожей, накрывшись подушкой, чтобы не разбудить Гисю Моисеевну с Мишей. На другом конце провода — Иза в кабинете заведующего труппой, рядом с гримёрной, в которой она жила, слышала в трубке: «Здравствуй, это я!» Они почти ежедневно писали друг другу, и почти каждую неделю в субботу Владимир уезжал в Киев, а по понедельникам прямо с вокзала бежал на занятия.
Анатолий Иванов и Владимир Высоцкий в студенческом этюде в роли партизан, готовивших покушение на фашиста.
Обратная сторона фото Анатолия Иванова и Владимира Высоцкого.
У Изы было сильным материнское чувство — она страстно хотела иметь ребёнка. И вот… Потом она расскажет об этом в своих воспоминаниях: «Я никому не могла рассказать, что то, о чём мечтала, чего так ждала, случилось и не принесло радости. Когда стало ясно, что будет ребёнок, смятение и страх обрушились на меня. Я только приехала, живу в театре, официально замужем за одним, а люблю другого и жду от него ребёнка! Всё было стыдным, ужасным, неразрешимым. Метнулась в Москву. Вместо одной боли стало две. Мы смотрели друг на друга, потрясённые, потерянные, и страшно было видеть боль и беспомощность Володиных глаз. Мы не знали, что делать. Через десять дней я вышла из больницы, получила десять писем и две телеграммы от Володи и снова начала жить. После той страшной больницы я уже знала, что и он может быть беспомощным, и не могла смириться с этим, но я любила. Пока он рядом, ничего не страшно, пока он рядом…»
В июне 58-го года курс, где учится Высоцкий, командируют в учебно-тренировочном порядке на двадцать дней в поездку по Павлодарской области (Казахстан) для обслуживания тружеников целинных земель. В конце второго курса Высоцкий пишет свой первый рассказ-зарисовку из жизни молодых актёров — «О жертвах вообще и об одной — в частности…». На курсе, где учился Высоцкий, русскую литературу первой половины XX века преподавал Андрей Донатович Синявский. В его доме Высоцкий часто бывал вместе с Изой. Дружба продолжалась многие годы. Когда у Синявских родился сын Егор, Высоцкий подарил ему коляску, в которой перед этим возили его старшего сына Аркадия. В поздних воспоминаниях Мария Васильевна скажет: «Высоцкий был другом нашего дома, можно сказать он немножко вырос в нашем доме…». Познакомился юный Высоцкий и с друзьми Синявских — Юлием Даниэлем и Ларисой Богораз.
Андрей Донатович Синявский и Мария Розанова. © Фото Нины Аловерт, 1981 год.
Учёба в студии, «капустники», репетиции не мешали встречам с друзьями на Большом Каретном. Почти каждый вечер Высоцкий приходил на квартиру к Левону Кочаряну или к Володе Акимову, который жил один. Часто засиживались до утра. Это было товарищество, братство. Здесь много говорили, пели, здесь хорошо сочинялось… Главными певцами в компании были Олег Стриженов, Саша Скорин. Высоцкий-певец пока ещё только пробовал себя. Песни были разные: и военные, и романсы, и «блатные»… «В песнях, которые тогда пробовал петь Высоцкий, — вспоминал А. Макаров, — вдруг возникали новые куплеты. В песне было, скажем, 5 — 6 куплетов, а он пел их 8 — 9. Когда спрашивали, откуда он их знает, Владимир отвечал: «Не знаю откуда!» Потом выяснялось, что он их сочинил сам».
Владимир Высоцкий. Фото 1958 года.
Вскоре появилась вторая гитара — покупали вместе с Изой в «Культтоварах» на Неглинной. Гитара была, а игры какой-то более-менее сносной ещё не было. Было пока только бренчание, но всё более настойчивое. В перерывах между лекциями, занятиями, всё свободное время он посвящал гитаре. Причём поначалу никто всерьез его не принимал. Ну, бренчит себе и бренчит. Некоторые даже пренебрежительно называли «дешёвкой» то, что он пел. В. Высоцкий: «…я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу. Вот из-за этого появилась гитара… Я играю очень примитивно, часто слышу упрёки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощённые ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст».
Владимир Высоцкий студент школы-студии МХАТ. 1959
Главным в этот период, конечно, была учёба в студии. На курсе готовились совершенно разные по темам и жанру спектакли. Студийцы ставили и русскую классику. К 100-летию со дня рождения Чехова курс подготовил программу из одноактных пьес и рассказов писателя, выступил на его родине в Таганроге, на юбилейных торжествах. П. Массальский очень любил Чехова и на каждом курсе ставил его произведения. Были поставлены «Ночь перед судом», «Свадьба», «Иванов», «Ведьма» и другие одноактные пьесы, объединённые под общим названием — «Предложение». В «Ведьме» Высоцкий играл Ямщика, в «Свадьбе» — Жигалова, отставного коллежского регистратора. В «Иванове» Высоцкому досталась замечательная роль Боркина.
В. Большаков, Л. Евгенина, А. Иванов, Г. Портер, В. Высоцкий, Т. Додина, М. Добровольская и Г. Ялович в спектакле школы-студии МХАТ «Свадьба».
Фото И. Александрова.
Владимир Высоцкий в роли Е.С. Жигалова спектакля школы-студии МХАТ «Свадьба».
На разборе учебных спектаклей педагоги предрекали Высоцкому стезю оригинального комедийного актёра. Но вот уже почти сложившийся комик стал вдруг предельно серьёзен. Он взялся за роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского. Выбор этот удивил многих, и ещё больше — результат. В комике открылся новый диапазон, неожиданные пласты, неожиданные мысли, для которых понадобились новые слова. И они нашлись. Роль Порфирия Петровича была настоящей удачей. После просмотра А.И. Белкин, крупнейший специалист по Достоевскому, в слезах вбежал за кулисы и сказал, что он впервые увидел такого Достоевского на сцене. Просмотр с участием большого количества педагогов прошёл блестяще. В результате Высоцкий получил «отлично» по актёрскому мастерству. Но ему была важнее оценка Массальского: «Ну, вот теперь я понял, что вы — актёр». Это был не просто экзамен по актёрскому мастерству. Третий курс — решающий. Если на третьем курсе актёр не состоялся, то дальнейшая его судьба очень сомнительна.
Владимир Высоцкий в спектакле школы-студии МХАТ «Ведьма». Фото И.Александрова.
После третьего курса в июне 1959 года была создана концертная бригада для выступления в Подмосковье (Ступино — Михнево — Малино — Подольск — Серпухов). Это считалось чем-то вроде летней практики. Коронным номером Высоцкого был рассказ деда Щукаря из «Поднятой целины» М. Шолохова. Через пятнадцать лет Высоцкого будут слушать огромные стадионы и Дворцы спорта, но уже студентом он мог «держать» аудиторию. Неизбалованные гастролями артистов зрители принимали студентов с восторгом.
Студенты школы-студии МХАТ в овцеводческом совхозе во время гастролей в Павлодарской области Казахстана. Фото Владимира Комратова.
Студенты школы-студии МХАТ на гастролях в Павлодарской области Казахстана.
В 59-м состоялся дебют Высоцкого в кино. В кинематограф Высоцкий вошёл незаметно, неброско. Поначалу его лицо настолько коротко мелькало в кадре, что в титрах либо вообще не упоминали его фамилию, либо включали её в длинные списки тех, кто снимался в эпизодах. Работа в кино скорее способствовала его известности, чем удовлетворяла профессиональный интерес. Именно благодаря кино Владимира Высоцкого узнала в лицо вся страна. Начиналась кинокарьера актёра более чем скромно. Это был фильм режиссёра В. Ордынского «Сверстницы». Для участия в массовке был приглашён почти весь курс, на котором учился Высоцкий. Его имя даже не попало в титры, но на экране он узнаётся без труда в микроскопической сценке, происходящей в театральном институте.
Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин, Геннадий Портер (шумовая бригада) на последнем курсе школы-студии МХАТ
Нужно было как-то упорядочить семейную жизнь и, прежде всего, оформить развод Изы с первым мужем. Процедура развода в то время была довольно сложна: требовалось публикация о разводе в газете, суд по месту жительства ответчика, а это Таллин, и сам суд — дело не скорое. Среди знакомых была театралка и народная судья, которая помогла в марте 60-го года ускорить трудную и длительную процедуру развода Изы. Бабушка помогла материально — перед самой свадьбой подарила молодым три тысячи рублей: «Купите Изе шубу». Шубу не купили, но купили прелестное очень пышное платье из перлона в палевых розах, туфли бледно-лимонного цвета и костюм для жениха… 25 апреля в Рижском загсе Москвы Владимир и Иза узаконили свое семейное положение.
Владимир Высоцкий и Иза Жукова дома.
Свадьбу решили не справлять, а просто пригласить несколько самых близких друзей и тихо отметить это событие. Стали советоваться с родителями. Позвонили в Ленинград Семёну Владимировичу — он тогда сдавал экзамены в Академии связи. Отец приказным тоном сказал: «Делайте нормальную свадьбу. Как у людей». И вот в маленькой двухкомнатной квартире на Большом Каретном Евгения Степановна устроила свадьбу. Сначала предполагали, что народу будет мало. Но Владимир накануне попал на «мальчишник» в кафе «Артистическое» и пригласил всех присутствующих. И действительно, было много народу: и курс Владимира, и курс Изы, и родственники Высоцкого. Получилась весёлая студенческая свадьба. Утром законные супруги вместе с Ниной Максимовной возвращались на Первую Мещанскую.
Владимир Высоцкий в спектакле школы-студии МХАТ «Золотой мальчик».
Владимир Высоцкий в выпускном спектакле 4-го курса школы-студии МХАТ «Гостиница Астория». Фото В. Перельман.
Для дипломного спектакля П. Массальский выбрал пьесу Горького «На дне». Его привлекла полемика с классическим спектаклем Художественного театра. Сам Массальский исполнял в нём роль Барона. Для дипломников он восстановил финал второго акта пьесы, исключенный во МХАТе. Высоцкий в этом спектакле играл роль картузника Бубнова. Впервые имя Высоцкого появилось в печати. Сначала — 25 июня 1960 года — в газете «Вечерняя Москва» была помещена фотография в качестве иллюстрации к заметке «Встреча с молодыми», на которой Высоцкий снят среди участников студенческого спектакля «Свадьба». А затем — 28 июня — в газете «Советская культура» была напечатана статья Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ», в которой была дана рецензия на выпускной спектакль.
Владимир Высоцкий и Александр Комиссаров в школе-студии МХАТ в день вручения дипломов.
В.Л. Ершов (председатель экзаменационной комиссии школы-студии МХАТ) вручает диплом Высоцкому Владимиру.
Итак, учебный план был выполнен и Приказом ректора Школы-студии от 18 мая 1960 года студент Высоцкий был допущен к сдаче государственных экзаменов, которые сдал отлично. Постановлением государственной экзаменационной комиссии от 20 июня 1960 года ему была присвоена квалификация актёра драмы и кино, выдан диплом за № 284453…
Диплом Высоцкого Владимира Семёновича об окончании школы-студии МХАТ.
Владимир Высоцкий с выпускниками школы-студии МХАТ и педагогами.
Это был скачок из детства и юности во взрослую жизнь. На выпуск приехала из Киева Иза… Пройдёт время, и на 3-м этаже Школы-студии в «представительском» коридоре среди портретов тех, кто создавал Школу, кто принёс ей славу, будет висеть его портрет: Качалов, Кедров, Радомысленский, Попов, Топорков, Ефремов, Евстигнеев, Борисов… и Высоцкий. Но пока ни сам Владимир и никто из окружающих не знали, что ждёт его впереди. Себя он ещё до конца не ощутил, а для близкого окружения он был живым, добрым парнем, с необыкновенным чувством юмора. В нём чувствовалась скрытая энергия, требующая воплощения в будущие актёрские работы и песни…
Но это уже другая история… |