Вторник, 30.04.2024, 12:43
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Этапы разработки модульных программ [15]
Эффективное обучение [5]
Идеология, методология, инструментарий эффективного обучения
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Преподавателям » Эффективное обучение

Идеология эффективного обучения. МЕТОДОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЯ  ЭФФЕКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ.

МЕТОДОЛОГИЯ

 

        Подготовка ЭКСа требует особых подходов, принципиально отличающихся от традиционных.

Всем известный знаниевый подход основывается на ведущей роли препода: он главный в учебном процессе; он всё знает; его слово – закон. В результате такие очень важные личностные качества студента, как самостоятельность,  инициативность, решительность, целеустремлённость, ответственность не получают никакого развития.

Но это ещё пол беды. Главная беда заключается в том, что преподаватель сам решает какие знания давать студенту, в каком объёме, в какой последовательности, не учитывая требования работодателя, индивидуальных способностей и особенностей студента. Причём знания сами по себе могут быть устаревшими, ненужными, т.к. цель обучения в этом случае сводится к банальному: «Дать знания». А дальше хоть трава не расти.

Результат такого обучения я видел на производстве: в отделах, цехах полно техников, инженеров, но решить элементарный технический вопрос могут единицы из ста. Для решения профессиональных задач недостаточно даже отличных знаний.

Традиционные методы обучения,  направленные на запоминание определённой суммы знаний, зачастую не имеющих никакого отношения к производству, для подготовки современного специалиста уже не пригодны, так как для эффективного решения профессиональных задач нужна не сумма знаний, а сумма определённых качеств – профессиональных и личностных. Поэтому современное обучение должно быть ориентировано не на получение абстрактных знаний, а на освоение и развитие комплекса профессиональных и личностных качеств, востребованных на рынке труда.

Профессиональные качества – знания, умения, навыки,  опыт.

Личностные качества – самостоятельность, настойчивость, инициативность, организованность, креативность, ответственность, коммуникабельность и т.д.

Для этого требуются соответствующие методы, способы, подходы. Сразу скажу главное:

 методология эффективного обучения основывается на                                           комплексном системном подход (КСП).

 Попробуем разобраться с этим КСП.

1.     Комплексный  системный подход:

·        комплексный – овладение суммой профессиональных и личностных качеств;

·        системный - использование единых методов на протяжении всего процесса обучения, включая методы оценки.

2.     Единые методы – методы активного обучения:

·        демонстрация прошлого опыта (правильных приёмов выполнения работ мастером; правильных приёмов решения профессиональных задач преподавателем);

·        демонстрация профессионального опыта (решение профессиональных задач при выполнении комплексных практических заданий, а также в ходе итоговой аттестации);

·        наблюдение;

·        изучение конкретных случаев из практики;

·        освоение нового опыта при выполнении практических заданий;

·        приобретение профессионального опыта в процессе решения профессиональных задач;

·        метод решения проблем;

·        демонстрация знаний и умений при выполнении практических заданий;

·        демонстрация профессиональных приёмов выполнения работ;

·        выполнение различных проектов;

·        выполнение практических заданий;

·        презентация проектов и результатов работ;

·        обсуждение результатов;

·        оценка результатов и  достижений;

·        анализ ошибок и выработка рекомендаций по их устранению;

·        составление логических структурных схем;

·        решение креативных тестов.

 

 

3.     Базой КСП является система освоения профессиональных качеств:

·        освоение знаний;

·        осмысление знаний;

·        применение знаний;

·        выполнение конкретных действий;

·        проведение анализа действий;

·        корректирование действий;

·        освоение опыта;

·        освоение профессионального опыта;

 

4.     Базой КСП является система совершенствования личностных качеств:

·        в процессе освоения и осмысления знаний – совершенствование усидчивости, целеустремлённости, упорства, самостоятельности;

·        в процессе применения знаний при выполнении конкретных действий –  совершенствование находчивости, креативности, настойчивости, инициативности;

·        в ходе проведения анализа и корректировки действий – совершенствование организованности, коммуникабельности, ответственности;

·        в процессе освоения опыта –  совершенствование решительности, настойчивости, целеустремлённости.

 

5.     Ьазируясь на профессиональных и личностных качествах, КСП позволяет решать следующие задачи:

·        развитие различных форм мышления;

·        развитие интеллекта;

·        совершенствование и повышение интеллектуально – творческого потенциала;

·        становление творческой личности;

·        обеспечение требуемого профессионального уровня.

                

Категория: Эффективное обучение | Добавил: lunev2009 (06.04.2012)
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна!