ИДЕОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Подготовка компетентного эффективного специалиста возможна только при соответствующей организации учебного процесса. Традиционная классно-урочная система не приспособлена для организации эффективного обучения. Для успешного овладения профессиональным опытом будущему специалисту необходимо создать условия для максимальной реализации своих возможностей и раскрытия творческих способностей.
Основные принципы организации обучения:
1. Создание эффективной обучающей среды, обеспечивающей интеграцию теории и практики.
Среда обучения включает в себя физическую и психологическую среду. Физическая обучающая среда создается до начала обучения и должна предоставлять каждому обучающемуся максимальные возможности для самореализации. В состав физической среды входят рабочие места на производстве работодателя, аудитории, кабинеты, учебно-производственные мастерские, технологическое оборудование, приспособления, инструменты, основные, вспомогательные и учебные материалы. Психологическая среда формируется в процессе обучения, охватывает множество приемов и методов и направлена на создание и поддержание комфортной творческой атмосферы. Только в случае, когда обучающийся не испытывает дискомфорта, возможно осуществление когнитивных, интеллектуальных и творческих процессов.
2. Интеграция теории и практики.
Разумное соотношение теории и практики на всем протяжении учебного процесса – основное правило эффективного обучения. Теоретические знания не изучаются отдельно на лекциях, а приобретаются в каждом конкретном случае для решения конкретных задач на практических занятиях и во время лабораторных работ, для чего обучающиеся самостоятельно изучают теорию при подготовке к выполнению практических заданий. Преподаватель в этом случае помогает в выборе источников информации и консультирует по мере необходимости. Ценность и значимость знаний, как правило, возрастает, приобретая статус интеллектуального показателя компетенции и, соответственно, самого обучающегося, что немаловажно для его самоутверждения и повышения мотивации.
3. Обучение на рабочем месте.
Эффективное обучение должно проводиться в условиях максимально приближенных к производственным и использовать все возможности для организации реальной профессиональной деятельности. Идеально обучение на рабочем месте работодателя. Для профессиональных учебных заведений наиболее реальна имитация рабочего места в учебно-производственных мастерских, что и будет подразумеваться в дальнейшем под термином «рабочее место». На рабочем месте с соблюдением требований охраны труда должны быть созданы все условия для выполнения действий по всем модулям обучения.
4. Самостоятельное самоуправляемое обучение.
Работодатель заинтересован в специалистах, способных самостоятельно решать проблемы, принимать на себя ответственность за инициативу и результаты труда. Выработке этих качеств необходимо уделять первостепенное внимание. На всех этапах обучения будущие специалисты должны самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и способностей планировать очередность освоения компетенций и распределять время на их изучение, определять степень своей готовности к промежуточной и итоговой аттестации путем самоконтроля достигнутых результатов, собирать доказательства приобретения профессионального опыта.
Самостоятельность в обучении не предполагает анархии. Напротив, она подчеркивает индивидуальность и способствует росту активности, творчества, сознательности, в результате чего формируются требуемые профессиональные и личностные качества. |