Цель классификации –
разграничить действия специалиста по степени сложности таким образом, чтобы
выделить конкретные законченные действия и описать необходимые для их
выполнения конкретные умения и знания при разработке ПМ. Полученные в
результате обучения конкретные умения и знания по каждому действию модуля будут
являться конкретными компетенциями.
Но подготовка компетентного специалиста возможна
только при соответствующей организации и методологии обучения. Наиболее
эффективно обучение в малых группах (3…5 человек). Каждая группа решает
различные по сложности профессиональные задачи. У меня самые сильные студенты в составе
своей малой группы создают действующие модели современных металлорежущих
станков, технологии их изготовления и сборки.
Для решения таких сложных
профессиональных задач требуются соответствующие методы обучения. Я применяю
наиболее эффективные :
1.
Метод решения
проблем.
2.
Метод проектов.
3.
Презентация
проектов.
Только нужно иметь в виду,
что проблемы должны быть реальными и соответствовать специальности обучения.
На первом этапе используется
метод решения проблем. Перед студентами ставится следующая задача: на базе
универсального многоцелевого станка разработать токарный обрабатывающий центр
(ТОЦ).
Естественно при решении этой задачи студенты
сталкиваются с целым рядом проблем, обусловленных недостатком знаний, умений,
опыта, т.е. конкретных реальных компетенций. И самое интересное заключается в
том, что эти компетенции можно освоить, только решая эти проблемы.
В ходе проработки концепции ТОЦ и его
проектирования формируются и используются
профессиональные знания по целому ряду дисциплин: «Материаловедение»,
«Инженерная графика», «Технологическое оборудование», «Метрология»,
«Техническая механика» и др. И самое главное, что эти знания используются
осознанно, по мере необходимости, т.е. когда в них возникает потребность. Естественно, что эффективность такого обучения намного выше.
На втором этапе используется широко известный метод проектов. Но в
отличие от традиционных курсовых и дипломных проектов, имеющих формальный
характер, проектирование ТОЦ решает задачи совершенно другого качества:
1.
Используются методы обучения, адекватные видам
профессиональной деятельности специалиста.
2.
Осваиваются и
совершенствуются все виды компетенций: базовые, вспомогательные, общие и
основные (профессиональные).
3.
Повышается
эффективность и качество обучения за счёт актуализации всех видов компетенций в
процессе интеграции теории и практики.
4.
Формируются
способности решать профессиональные задачи.
5.
Приобретается
профессиональный опыт.
6.
Обеспечивается соответствие
освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.
В
ходе проектирования деталей ТОЦ и разработки технологии их изготовления
применяются уже конкретные профессиональные
знания, и автоматически осуществляется интеграция знаний по целому ряду
дисциплин: «Материаловедение», «Инженерная графика», «Технологическое
оборудование», «Метрология», «Техническая механика», «Технология
машиностроения», ПФОИ и др. (МДК по ФГОС 3).
На
третьем этапе студенты изготавливают детали и собирают узлы ТОЦ, демонстрируя
не промежуточные, а конечные результаты работы: детали и узлы.
Эта
нетрадиционная презентация проводится в рамках учебной программы во время
лабораторных работ и в рамках факультатива «Техническое творчество». Лучше
всего этим заниматься во время практики.
Занимаясь реальной проектно - конструкторской и проектно - технологической деятельностью в
процессе разработки и изготовления реального ТОЦ, студент решает реальные
профессиональные задачи. Он приобретает профессиональный опыт и становится
компетентным специалистом.