Перелёт через Анды не сулил им сложностей. Но в Сантьяго никто из них
так и не прибыл. Над горами установился густой туман, пилоты заплутали, а
через мгновение увидели перед собой огромную скалу, обещавшую стать их
надгробным камнем. И всё это на высоте 4000 метров! Избежать
касательного столкновения не удалось.
Самолёт кое-как совершил
экстренную посадку, больше походившую на падение на заснеженные горы.
Пилот заметил, что летит прямо на скалу, слишком поздно. Крылья
отделились от фюзеляжа и отправились в отдельное от корпуса воздушного
судна путешествие, а сам фюзеляж рухнул на заснеженный склон гор,
слившись с общим пейзажем.
Случилась эта трагедия 13 октября 1972
года. При экстремальной посадке лайнера погибли люди (12 человек при
падении самолёта и пятеро от полученных ран, к утру). Весь салон
турбовинтового самолёта FH-227 стал похож на переполненный ранеными и
погибшими госпиталь времён войны. Всюду стоны, крики, плач, кровь.
Экипажу лайнера предлагали переночевать в аэропорту Мендоса (Аргентина),
но лётчики решили рискнуть.
Надо отдать должное властям. К
поискам подключились спасатели Аргентины, Уругвая и Чили. Выжившие
узнали об этом по приёмнику и работавшей первые часы на борту FH-227
рации. Пассажиры перебинтовывали раненых подручными тряпками и
подбадривали друг друга. Единственный на борту врач Франциско Никола
погиб в первые же часы экстренной посадки.
Увы, но поисковики с
вертолётов останки пропавшего самолёта на снегу не заметили. Видимо,
серебристый корпус лайнера сливался со снежной поверхностью Анд, что
маскировало самолёт на фоне скалистых гор.
А на 11-й день Рой
Харли (студент-пассажир) услышал по приёмнику весть о том, что всё
поисковые акции спасателей сворачиваются, мол, все погибли, выживших
нет. Услышав эту новость, многие стали плакать и молиться. Все поняли:
ждать помощи неоткуда, надо выживать самим. Легко это сказать, когда из
съестных припасов осталось немного шоколада, хлеба и пара бутылок вина. А
температура воздуха по ночам опускалась до минус 30!
Запасы воды
пополняли талым снегом, а что делать с едой? Кто-то робко предложил
употреблять в пищу плоть погибших товарищей. После этого предложения
наступила мёртвая тишина, но возражений не последовало. «О’кей», –
сказал один из студентов и тут же предложил начать с погибшего лётчика.
Во всяком случае, так об этом вспоминал регбист Нандо Паррадо в своей
книге «Чудо в Андах: 72 дня в горах», вышедшей в 2006 году. Потребность
человека в калорийной подпитке на большой высоте значительно повышается.
Выжившие ещё и ещё раз перепотрошили всё закоулки фюзеляжа. В пищу шли
даже отходы из помойного ведра. Мышечную ткань погибшего лётчика
порезали на тончайшие ломтики, которые сушились тут же над сиденьями
салона. Но к этой жуткой картине быстро привыкли.
На трапезу
сгодились даже кожаные сумки и чемоданы. Некоторые стали потрошить
сиденья в салоне, полагая найти там солому, но сиденья были набиты
несъедобным поролоном.
Все, кто ещё выжил, были католиками. Они
прекрасно знали о заповедях, заветах и грехе. Кто-то до последнего
отказывался становиться каннибалом, но голод сломил их принципы и волю.
АВЕЛАНШИспытания
регбистов только начинались. Мало им было узнать, что их считают
погибшими, мало испытаний голодом и холодом, так 29 октября, когда они
днём спали в разбитом фюзеляже, на них с гор обрушилась снежная лавина.
Людей накрыло 5-метровым слоем снега. И откапывать их было нечем. Нандо
Паррадо кое-как куском трубы проделал отверстие в слое снега, чтобы
ребята могли дышать. Но, тем не менее, ещё восемь человек погибли.
Помощи
ждать было бессмысленно, и тогда самые дерзкие из них предложили
пробираться в Чили. Отправиться в рискованный поход вызвались четверо
парней. Стали готовиться к выходу в горы. Но тут Нума Туркатти случайно
порезал ногу и вскоре умер от заражения крови. Казалось, что весь мир
настроен против этих ребят.
Подготовка к походу заключалась в
запасе еды (человечины, нарезанной тонкими ломтиками) и круглосуточном
отдыхе. Чтобы добраться с гор до людей, следовало набраться сил. Идти в
30-градусный мороз по глубокому снегу, под которым могут быть обрывы и
пропасти, – не шутка. К тому же команду выживших распирали противоречия.
Одни требовали отправиться на поиски людей немедленно, отдав команде
альпинистов все съестные припасы, а другие предлагали дождаться тёплых
дней и выйти в горы в солнечную погоду, когда шансы на общий успех
увеличатся. Была среди студентов группировка, которая упрямо старалась
восстановить рацию и спастись с её помощью. Но и здесь регбистов ждала
неудача. Вышли из строя аккумуляторы. Рацией занимался Рой Харли,
считавшийся главным радиолюбителем.
Несмотря на высокогорную
болезнь, недостаток кислорода, снежную слепоту и чрезвычайный холод в
путь тронулись Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин. Они
взяли с собой тёплую одежду, которой было очень мало, струганины из тел
своих погибших товарищей и вышли в снежные горы искать людей и помощь.
Единственным
средством выжить на ночном морозе были спальные мешки. Их делали из
подручных материалов всем скопом, потому что выжить хотели все. В ход
шли сиденья из салона самолёта, кожа с кресел пилотов, спортивные сумки с
амуницией. Если днём температура иногда не опускалась ниже нуля, то
ночью было очень холодно. А в диких горах это означало верную смерть.
СИМВОЛЫ ЖИЗНИШёл
уже 60-й день после катастрофы. Их вынужденное одинокое путешествие
затягивалось. Нандо Паррадо предложил товарищам спускаться с гор вдоль
реки. Так и сделали. Снега становилось всё меньше, а идти легче. Вскоре
им стали попадаться следы присутствия человека (кострища, вырубленные
просеки и т.д.). А когда они вдали на зелёном склоне заметили корову, то
закричали от восторга.
И однажды, когда Нандо и Роберто собирали
хворост для костра, Роберто показалось, что он увидел на
противоположном берегу реки всадника на коне. Он тут же рассказал об
этом Нандо, который помчался к берегу. Но никого не увидел. Правда,
затем из-за деревьев появились сразу три всадника. Нандо пытался кричать
наездникам, но река заглушала его жалкий от истощения крик. В ответ
один их чилийских хуасо (чилийский крестьянин на коне) ответил Нандо:
«Завтра».
Это «завтра» несло в себе такие надежды, что друзья
спокойно заснули у костра. А хуасо по имени Серхио Каталан рассказал
соседу, что видел в горах неизвестных парней. К разговору присоединились
другие крестьяне, и тут обнаружилось, что по району бродят люди,
родственники пассажиров с разбившегося три месяца назад самолёта и ищут
следы пропавших людей.
Уже на следующее утро из Сантьяго в район
бедствия вылетели два вертолёта со спасателями. Когда они пролетали над
чилийской деревней Лос-Майтенес, под ними по земле на лошадях ехали
Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтини. Увидев вертолёты,
регбисты заплакали от счастья.
Над горами установился густой
туман, пилоты заплутали, а через мгновение увидели перед собой огромную
скалу, обещавшую стать их надгробным камнем
Нандо Паррадо жив и сегодня. Он потерял в той катастрофе мать и родную
сестру. Они летели с ним, чтобы посмотреть матч. Он журналист. У него
есть хобби – автогонки. Женат, имеет взрослых детей. Вспоминать о
катастрофе не любит, но если его о ней спрашивают, то охотно вспоминает о
своих друзьях. И говорит: «Я живу, не оглядываясь назад, так мне
посоветовал мой отец».