Андрей Фурсенко: «Мы учителей не обманываем»«АиФ»: - Андрей Александрович, большинство учителей не увидели обещанного властями повышения зарплат. В чём причина?
А.Ф: - Объясню, что обещано и что сделано. Цель была такая:
довести среднюю зарплату учителей до средней по региону, а там, где это
невозможно, повысить минимум на 30%. Речь шла именно о средней зарплате.
Мы не обещали повысить зарплату каждого учителя на треть. К 1 августа
этого года федеральный центр перечислил регионам 20 млрд рублей. В
2012-2013 гг. будет направлено ещё 100 млрд. Федеральные деньги идут на
закупку оборудования, учебной литературы, автобусов, повышение
квалификации учителей и т. д. В ответ на это регионы обязались
высвободившиеся в региональных бюджетах деньги направить на повышение
зарплат учителям. Однако в некоторых регионах учителям не разъяснили, на
что они могут рассчитывать. В результате люди решили, что власти их
опять обманули. «АиФ»: - Сколько нужно денег, чтобы учителя чувствовали себя нужными, а школы были оборудованы?
А.Ф: - В этом году на образование из бюджета было выделено 2
трлн 40 млн рублей. Считаю, что необходимо, по крайней мере, на 30-40%
больше. Хотя, по данным исследований во многих странах, качество
образования напрямую не зависит от объёма финансирования. Так что вопрос
денег не самый главный.
«АиФ»: - А что же главное?
А.Ф: - Многое зависит от качества работы учителя, его
погружённости в предмет. В любой профессии есть люди, хорошо работающие
независимо от оплаты. И есть люди, поведением которых можно управлять с
помощью финансовых стимулов. Ещё одна проблема нашего образования -
нехватка квалифицированных руководителей. Человек должен подходить к
управлению не формально, а как хозяин.
«АиФ»:
- Кстати, о руководителях. У нас армией руководит не кадровый военный,
медициной - не врач, а образованием - не учитель. Управленцу не важно,
чем руководить?
А.Ф: - Что касается армии, то кто-то из великих сказал:
война - слишком серьёзное дело, чтобы доверять её военным. На самом
деле, может, и не нужно министру образования глубоко знать методики
преподавания предметов в школе? Иначе получится вкусовщина. Когда
экспертное мнение умножается на аппаратный вес, может быть принято
некорректное решение. Моя задача, скажем, при разработке новых проектов -
организовать экспертное обсуждение и принятие решения.
«АиФ»: - Что ни год - реформа образования. Дважды два четыре раньше преподавали неправильно? А.Ф: - Не в этом дело. Жизнь стала другая. Ещё недавно
главным носителем знаний был учитель. Сегодня любой пятиклассник порой
знает больше педагога, потому что у него есть Интернет, телевизор с
огромным количеством каналов. Поразить его знанием невозможно. Учитель
должен стать наставником, проводником в мире информации. Он должен
строить урок примерно так: ребята, вы можете знать в десять раз больше
меня, но я вам объясню, чего стоит это знание и как им правильно
пользоваться.
«АиФ»: - Но мы вводим ЕГЭ. Зачем же тогда постижение, новые знания? Зазубри ответы на вопросы, и всё.
А.Ф: - Не всегда в ЕГЭ требуется только выбрать правильный
ответ из 4 вариантов, хотя определённый набор фактов тоже знать надо.
Чтобы сдать ЕГЭ, нужно уметь решать задачи и писать сочинение. ЕГЭ
направлен на то, чтобы проверить, есть ли у ученика общее представление о
предмете, вообще читал ли он учебник. В ЕГЭ, как в любой системе
проверки знаний, есть свои плюсы и минусы. Несомненный плюс - ЕГЭ
оставляет меньше возможностей для поступления в вуз по блату. Чем ещё
хорош ЕГЭ? Я могу сразу увидеть, в каком регионе и даже в какой школе
экзамен сдавали с нарушениями.
|