Почти половина студентов (46%) довольны учёбой в
вузе. При этом свыше 35% хотели бы получить образование в зарубежном
университете, а 10% мечтают перебраться за границу на постоянное место
жительства. Эти и масса других прелюбопытных данных были получены по
итогам анкетирования студентов, проведённого в ноябре прошлого года в
Барнауле во время Всероссийского студенческого форума.
Цель анкетирования – узнать мнение студентов о качестве образования,
перспективах карьерного роста, развитии вузовской науки и т.д.
Важно отметить, что в анкетировании приняли участие не рядовые
студенты, а лидеры-активисты студенческих организаций. Так что
полученные результаты надо воспринимать с учётом специфики опрошенной
аудитории.
Участникам форума предлагали заполнить анкету с вопросами, сгруппированными в 8 блоков:
I. Выбор специальности
II. Учебный процесс
III. Научно-исследовательская работа студента
IV. Жизнеобеспечение
V. Взаимодействие с руководством образовательного учреждения, преподавателями
VI. Карьера
VII. Оценка жизни в России
VIII. Государство, СМИ, общественные организации
Анкетирование проводили сотрудники ООО «Парк-медиа» в Барнауле 31
октября – 3 ноября 2011 года во время Всероссийского студенческого
форума, в котором приняли участие 794 человека из 400 учебных заведений.
Анкеты (в письменном виде) заполнили 286 учащихся (36% от общего
количества) из 166 учреждений. Возраст респондентов – 18–23 года.
Процесс получения и сдачи анкет на форуме был организован следующим
образом: участник форума при регистрации в гостинице получал анкету, а
после заполнения сдавал её организаторам (ООО «Парк-медиа»).
Для обработки полученных данных был создан электронный вариант анкеты с
автоматическим пересчётом в проценты. В день обрабатывалось не более
20–30 анкет, чтобы избежать ошибок. Данные по количеству ответов
разнятся, так как не все опрошенные заполнили анкету полностью. Но
поскольку они пересчитаны в проценты, это не искажает статистику.
Анкеты составляли: Киселёв Константин Владимирович, фонд «Открытая экономика», Гордеев Александр Игоревич, ООО «Парк-медиа».
Обработка анкет, построение графиков, инфографика – Никонов Андрей Александрович, маркетолог ООО «Парк-медиа»
Географическое распределение студентов, участвовавших в анкетировании
Анкетирование показало, что в целом студенты положительно оценивают
свои вузы. Общий уровень удовлетворённости учебным процессом находится
на границе между «полностью удовлетворяет» и «скорее удовлетворяет». В
основном студенты положительно оценивают содержание учебных материалов,
доступ к информационным технологиям, качество методических пособий. В
меньшей степени их устраивают методы обучения и организации занятий,
материально-техническая обеспеченность, оснащённость и
укомплектованность научно-технической библиотеки.
У 80% ожидания от учёбы в вузе совпали с тем, что они получают в
учебном заведении. Своим текущим уровнем жизни довольны 59%. Большинство
считают, что могут реализовать свои мечты и планы в России и только 29%
– за рубежом. Студенты мобильны – 47% респондентов готовы переехать в
другой город, 35 собираются искать работу в своём городе. Для учёбы
уехать за границу хотят 35% опрошенных, на постоянное место жительства –
10%.
Основная масса студентов получает стипендию в размере от 1000–2000
рублей. Но 88% респондентов отметили, что в их вузе существует
возможность заслужить надбавку из собственных средств учебного
заведения. Однако таких привилегий, видимо, удостаиваются немногие.
Поэтому свыше половины респондентов (56%) признались, что им приходится
подрабатывать.
Причём 33% студентов тратят на работу более 20 часов в неделю.
Исключительно на учёбе концентрируются 44% опрошенных.
Интересны представления студентов о перспективах карьерного роста.
Идеальное место работы они характеризуют следующими критериями:
профессиональный рост (23%), высокая зарплата (20%), карьерный рост и
творческий характер работы (по 19%). Наиболее привлекательны для них
российские государственные компании, в меньшей степени – небольшие
частные. Большинство планируют работать по выбранной специальности.
Научной деятельностью
занимается 61% студентов; 98% анкетированных говорят, что существуют
возможности для демонстрации результатов их исследований. Почти половина
(47%) принимают участие в научных конференциях, а 16% – в работе
молодёжных школ.
В образовательных учреждениях существуют студенческие ассоциации,
органы студенческого самоуправления – так ответили 97% опрошенных. А
основными мероприятиями по улучшению учебного и внеучебного процесса они
считают конференции. Учебные заведения проводят опросы студентов для
выявления их мнения по различным вопросам – данный факт подтвердили 83%
респондентов. В 86%х случаев мнение студентов учитывается администрацией
учреждений. Наиболее эффективным способом улучшения взаимодействия в
учебном учреждении студенты считают личные встречи с руководителем.
Отметим, что 88% заполнивших анкеты считают, что модернизация
экономики России и её инновационного потенциала – одна из ключевых задач
бизнеса и государства. Но в реализации различных составляющих
инновационной деятельности принимали участие только 19% опрошенных.
Информацию о современном состоянии науки, общества, экономики, спорта
и т.д. студенты получают в основном из новостных порталов в интернете.
Но при этом 82% опрошенных считают необходимым для студенческой
организации иметь печатное издание.
Ниже представляем подробные результаты анкетирования.
I. Выбор специальности
Чем руководствовались при выборе учебного заведения?
II. Учебный процесс
1. Оцените, пожалуйста, общий уровень удовлетворённости учебным процессом.
2. Оцените, пожалуйста, уровень следующих элементов учебного процесса.
Содержание учебных материалов |
54% – полностью удовлетворяет;
27% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
16% – приближается к идеалу. |
Методы проведения учебных занятий |
41% – полностью удовлетворяет;
32% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
14% – приближается к идеалу. |
Качество практических знаний |
45% – полностью удовлетворяет;
29% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
19% – приближается к идеалу. |
Организация научно-исследовательской деятельности по специальности |
41% – полностью удовлетворяет;
28% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
22% – приближается к идеалу. |
Доступ к информационным технологиям |
41% – полностью удовлетворяет;
27% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
26% – приближается к идеалу. |
Оснащённость и укомплектованность научно-технической библиотеки |
41% – полностью удовлетворяет;
26% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
26% – приближается к идеалу. |
Удобство аудиторного фонда |
45% – полностью удовлетворяет;
30% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
18% – приближается к идеалу. |
Доступность и взаимодействие с преподавателями |
43% – полностью удовлетворяет;
30% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
41% – приближается к идеалу. |
Качество методических пособий |
47% – полностью удовлетворяет;
28% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
23% – приближается к идеалу. |
Материально-техническая обеспеченность учебного процесса |
39% – полностью удовлетворяет;
33% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
24% – приближается к идеалу. |
Досуг и внеучебная работа |
39% – полностью удовлетворяет;
13% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
46% – приближается к идеалу. |
Спортивные мероприятия |
44% – полностью удовлетворяет;
18% – скорее удовлетворяет, но имеет много недостатков;
32% – приближается к идеалу. |
Примечание. В таблице приведены наиболее популярные варианты ответов.
3. Проранжируйте, пожалуйста, следующие элементы учебного процесса по степени важности от 1 до 10.
Содержание учебных материалов |
30% –10 баллов
15% – 9 баллов
18% – 8 баллов |
Методы проведения учебных занятий |
36% –10 баллов
18% – 9 баллов
17% – 8 баллов |
Качество практических знаний |
49% – 10 баллов
14% – 8 баллов
14% – 9 баллов |
Организация научно-исследовательской деятельности по специальности |
25% – 10 баллов
15% – 8 баллов
20% – 9 баллов |
Доступ к информационным технологиям |
24% – 10 баллов
16% – 9 баллов
17% – 8 баллов |
Оснащённость и укомплектованность научно-технической библиотеки |
29% –10 баллов
14% – 9 баллов
18% – 8 баллов |
Удобство аудиторного фонда |
18% – 10 баллов
19% – 8 баллов
12% – 9 баллов |
Доступность и взаимодействие с преподавателями |
39% – 10 баллов
13% – 9 баллов
13% – 8 баллов |
Качество методических пособий |
27% – 10 баллов
17% – 9 баллов
15% – 8 баллов |
Материально-техническая обеспеченность учебного процесса |
22% – 10 баллов
18% – 8 баллов
13% – 7 баллов |
Досуг и внеучебная работа |
29% – 10 баллов
19% – 7 баллов
11% – 5 баллов |
Спортивные мероприятия |
20% – 10 баллов
15% – 8 баллов
11% – 5 баллов |
Примечание. В таблице приведены наиболее популярные варианты ответов.
4. Совпали ли Ваши ожидания от учёбы с тем, что Вы получили (получаете)?
80% – да; 20% – нет.
III. Научно-исследовательская опытно-конструкторская работа (НИОКР)
1. Занимаетесь ли Вы в настоящее время научной деятельностью?
61% – да; 39% – нет.
2. Существуют ли возможности демонстрации результатов исследований студентов?
98% – да; 2% – нет.
3. Принимали (ете) ли Вы участие в мероприятиях по
демонстрации результатов научных исследований и организации научных
коммуникаций?
IV. Жизнеобеспечение
1. Есть ли на Вашем факультете проблемы с получением места в общежитии?
48% – да; 46% – нет; 6% – не знаю.
2. Удовлетворены ли Вы наличием пунктов студенческого
общественного питания и уровнем цен в них (привести оценку: 1 – мало
пунктов, высокие цены; 5 – много пунктов, низкие цены)?
42% оценили в 3 балла; 20% оценили в 1 балл; 18% оценили в 4 балла; 13% оценили в 5 баллов; 7% оценили в 2 балла.
3. Оцените, пожалуйста, уровень следующих компонентов комплекса жизнеобеспечения.
Спортивные секции |
37% – 5 баллов
27% – 4 балла
24% – 3 балла |
Кружки творчества и внеучебной деятельности |
36% – 5 баллов
34% – 4 балла
17% – 3 балла |
Медицинское обеспечение |
32% – 3 балла
26% – 4 балла
19% – 5 баллов |
Помощь студентам из малообеспеченных семей |
37% – 5 баллов
32% – 4 балла
15% – 3 балла |
Деятельность профсоюзного комитета |
36% – 5 баллов
27% – 4 балла
19% – 1 балл |
Примечание. В таблице приведены наиболее популярные варианты ответов.
4. Укажите уровень стипендии в Вашем учебном учреждении.
59% – от 1000–2000 рублей; 18% – от 2000–3000 рублей; 16% – от 0–1000 рублей; 7% – от 3000–4000 рублей.
5. Существуют ли возможности повышения стипендии за счёт внутренних грантов, субсидий, премий?
88% – да; 12% – нет.
V. Взаимодействие с руководством образовательного учреждения, преподавателями
1. Имеются ли в Вашем образовательном учреждении студенческие ассоциации, органы студенческого самоуправления?
97% – да; 3% – нет.
2. Какие проводятся мероприятия по улучшению учебного и внеучебного процесса, системы жизнеобеспечения?
42% – конференции; 25% – встречи с руководителем; 23% – спортивные мероприятия; 7% – никакие; 3% – экскурсии.
3. Проводятся ли в образовательном учреждении опросы
студентов с целью выявления их мнения об организации учебной и
внеучебной работы, качества материально-технического обеспечения?
83% – да; 17% – нет.
4. Учитывается ли мнение студентов при организации учебного процесса, мероприятий по внеучебной работе, практик и т.п.?
86% – да; 14% – нет.
5. Какой способ изучения удовлетворённости студентов, на Ваш взгляд, наиболее эффективен?
6. Какие мероприятия организовываются в образовательном учреждении для улучшения взаимодействия преподавателей и студентов?
26% – дополнительные учебные и внеучебные курсы, факультативы; 27% – внутрикафедральные культурные и развлекательные мероприятия; 19% – каналы обратной связи между студентами и преподавателями; 19% – НИРС (научно-исследовательская работа студентов); 9% – опросы выпускников.
VI. Карьера
1. Работаете ли Вы в настоящее время?
44% – нет, полностью концентрирую внимание на учёбе; 33% – да, подрабатываю более 20 часов в неделю; 23% – да, подрабатываю менее 20 часов в неделю.
2. Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда?
83% – смотрю в будущее с оптимизмом; 15% – испытываю неуверенность, невысоко оцениваю шансы трудоустройства; 2% – скорее всего, не смогу трудоустроиться, нужно дополнительное образование.
3. Если бы пришлось выбрать специальность снова, как бы Вы поступили?
70% – выбрал бы эту же специальность в этом же образовательном учреждении; 20% – другая специальность, другое образовательное учреждение; 10% – эта же специальность, другое образовательное учреждение.
4. Представление о перспективах профессионального пути.
69% – планирую работать по выбранной специальности, представляю свой карьерный рост; 24% – планирую работать по другой специальности, представляю свой карьерный рост; 4% – не задумывался об этом; 3% – скорее всего, буду менять сферу деятельности, планов карьерного роста не имею.
5. Идеальная работа для Вас.
23% – профессиональный рост; 20% – высокая зарплата; 19% – карьерный рост; 19% – творческий характер работы.
Примечание. В списке указаны критерии, набравшие наибольшее количество процентов.
6. Предпочтительная локализация места работы.
47% – готов переехать в другой город; 35% – ищу работу в своём городе; 18% – планирую уехать за границу.
VII. Оценка жизни в России
1. Довольны ли Вы своим текущим уровнем жизни?
59% – да; 41% – нет.
2. Видите ли Вы перспективы повышения уровня жизни?
86% – да; 14% – нет.
3. В какой стране, на Ваш взгляд, Вы могли бы реализовать свои мечты и планы?
4. Хотели бы Вы уехать за границу?
35% – да, для учёбы; 32% – нет; 23% – да, для работы; 10% – да, на постоянное место жительства.
VIII. Государство, СМИ, общественные организации
1. О каких реализуемых в настоящее время государственных мерах поддержки и развития образования и науки в России Вы знаете?
24% – проведение всероссийских и международных научных конференций и школ; 24% – проведение всероссийских и международных олимпиад и конкурсов; 22% – финансирование научно-исследовательских проектов перспективных молодых учёных, аспирантов; 12%
– инвестиции в развитие материально-технической базы научных
организаций и организаций высшего профессионального образования; 9% – развитие домов творчества, центров научно-технического творчества, студенческих конструкторских бюро и т.п.; 9% – создание научно-популярных публикаций, фильмов и программ при участии известных учёных и педагогов.
2. Считаете ли Вы, что модернизация экономики России и
развитие её инновационного потенциала – одна из ключевых современных
задач бизнеса и государства?
88% – да; 12% – нет.
3. Участвовали ли Вы в реализации различных составляющих инновационной деятельности?
79% – нет; 10% – да, имею собственный инновационный проект; 7% – да, продвигал собственный инновационный проект или иной проект; 2% – да, работал на малом инвестиционном предприятии; 2% – другие формы участия.
4. Какие источники получения информации о современном
состоянии науки, общества, экономики, политики, спорта используете чаще
всего?
42% – информационные порталы в сети интернет; 29% – телевидение; 14% – периодические печатные издания; 7% – научно-популярные периодические печатные издания; 8% – радио.
5. Считаете ли Вы необходимым наличие у студенческой
организации Вашего образовательного учреждения собственного печатного
издания?
82% – да; 14% – нет, достаточно наличия интернет-сайта студенческой организации; 2% – нет, достаточно неформального интернет-сайта студенческого образовательного учреждения; 2% – нет, достаточно официальных СМИ. |