Главная » 2018 » Январь » 24 » "Я конечно вернусь..." 80 лет Владимиру Высоцкому
19:14
"Я конечно вернусь..." 80 лет Владимиру Высоцкому
25 января - 80-летие со дня рождения актера, поэта, автора-исполнителя песен Владимира Семеновича Высоцкого
Годовщина, годовщина…
Встреча - горькая причина.
Наступила тишина.
Помяни его, страна.
Годовщина, годовщина…
Не свеча и не лучина,
Не лампадный фитилек -
В пепелище уголек.
Годовщина, годовщина,
И тоска неистощима,
И несется над землей
Хриплый голос твой живой.
Годовщина, годовщина…
Встреча – горькая причина,
Наступила тишина,
Помяни его, страна
Владимир Высоцкий. Это имя уже при жизни стало легендой. Он не имел званий. Не состоял ни в Союзе писателей, ни в Союзе композиторов. Он — поэт, актёр, бард — стал самым народным. Всенародным.
Почти 40 лет Высоцкого нет с нами, но в памяти людей живут его роли, его стихи, его песни. И сегодня вместе со всей страной мы вспоминаем имя талантливого человека, актера, поэта и музыканта.
25 января 1938 года в семье военного офицера Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Высоцкой родился мальчик.
–Из воспоминаний Нины Максимовны:«Имя моему ребенку задолго до его рождения обсуждалось и выбиралось моими подругами, товарищами мужа, соседями. Девочку мне хотелось назвать Алисой. И никаких возражений я не принимала, а мальчика... мы называли имена по алфавиту. Александр, Андрей, Борис, Василий, Владимир и т.д. Однажды, уезжая в командировку, муж попросил меня: «Назови сына Владимиром в честь моего отца и твоего брата — моего товарища». А когда родился мальчик 25 января, отмечались ленинские дни, и появился еще один повод назвать ребенка Владимиром».
Первые годы своего детства Володя жил с матерью - Ниной Максимовной. Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. Затем война, развод родителей и воспитание Володи в новой семье отца, где его очень любили и баловали.
Из воспоминаний отца Владимира Высоцкого Семена Владимировича:«Отличался ли Володя от других детей? Нет, разве что более непоседлив, бесстрашен был. Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог раздарить игрушки, взорвать найденную в лесу гранату. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас, их дома не было. Сам научился плавать. Хорошо понимал по-немецки, позднее говорил по – французки. Но любимое его занятие – чтение. Книг в нашем доме всегда было много.
Среди сверстников выделялся феноменальной, «железной» памятью. Однажды за час выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся. Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Мы купили ему велосипед. Он покатался немного и вдруг подарил его соседскому мальчику, объяснив: ты у. меня живой, а у него нет папы». Что тут было сказать. Эта черта сохранилась в сыне на всю жизнь, уже, будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил массу подарков родным и друзьям. А если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное. И в то же время не терпел несправедливость, равнодушие людское».
Высоцкий с одноклассниками
После окончания школы встал вопрос: где учиться дальше? И Володя довольно решительно заявил: «Хочу в театральный». Но мама, отец и дедушка были категорически против. Особенно отговаривал его от театральной карьеры дедушка, а он обладал даром убеждать и убедил... поступить в механический вуз.
— В какой механический вуз идти, я не знал,- вспоминает Высоцкий, -потому решил выбрать самый красивый пригласительный билет на день открытых дверей, которые вузы тогда рассылали по школам. Самым красивым оказался пригласительный билет инженерно-строительного института им. Куйбышева. Я пошел туда. Через полгода я понял: инженером я быть не хочу и не буду. Это не мое. Я поступаю в театральный.
Это было время одержимого ученичества. До глубокой ночи Володя пропадал в кружке. Много репетировал, вместе со всеми готовил декорации и шил костюмы.
- Ты, мама, не волнуйся, - говорил Володя, - я знаю, что пройдет время, и я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале и тебе захочется шепнуть рядом сидящему незнакомому человеку: «Это мой сын...». Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет.
За свою короткую жизнь Высоцкий сыграл в таких известных спектаклях, как «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачев», «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и др. Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”.
Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 г. спектакль “Гамлет” получил I премию на Белградском интернациональном фестивале. В 1977 г. во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю.
Из интервью с Владимиром Высоцким: "Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда, кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу, но вечером вновь выхожу на сцену».
Параллельно с работой в театре были и киноработы. По натуре будучи человеком свободолюбивым, пытливым, дерзким, Высоцкий испытывал своих персонажей на прочность. В кино Владимир Семенович сыграл 26 ролей.
Каждая из них заслуживает особого внимания, но одной из самых популярных и последних ролей стала роль капитана Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». О такой роли мог мечтать каждый артист, но когда начались съемки, Высоцкий подошел к режиссеру Станиславу Говорухину и сказал: «Пойми, мне так мало осталось, сними меня с этой роли, я не могу тратить целый год лишь на одну роль».
Высоцкий уже знал, что тяжело болен, что жить ему осталось не так много, и хотел провести остаток своих дней в заграничных путешествиях. Но Говорухину каким-то чудом удалось убедить его и Марину Влади в необходимости этой работы. Режиссер оказался прав: фильм получился прекрасным.
Стихи Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и разрешения сверху. Их переписывали и хранили в самом надежном месте — в людской памяти. К нам пришла его серьезная и беспощадная лирика.
Литературный архив Владимира Семеновича после его смерти явился подлинным открытием даже для тех, кто хорошо был знаком с его творчеством. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарий. Но настоящей сенсацией стали около 250 ранее никому не известных поэтических произведений. При жизни Высоцкий увидел напечатанным только одно свое стихотворение, и то не полностью, а в искаженном виде.
Он говорил: «А все равно меня будут печатать, хоть после смерти, но будут».
Неизвестно, как бы развивалась его литературная судьба, но, к счастью, тогда появились магнитофоны, и Высоцкий зазвучал.
«Песни Высоцкого… Чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели для себя, но никто не мог исполнить. Это удивительно, но никто по - настоящему не пел и не споет его песни. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню» - говорил М. А. Ульянов о творчестве Высоцкого.
Песни стали для него вторым языком. Сначала он исполнял песни в дружеских компаниях, на студенческих капустниках, а затем на больших вечерах и концертах. Его песни проникали в душу человека. Друзья говорили:«С его песнями можно пойти куда угодно: на разведку, в тундру, в космос, в горы и даже к черту на рога».
«Мои песни - судьбы людей. Смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных, - говорил актер. - Я влезаю в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы. Демонстрирую их способ мыслить и манеру говорить».
Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 г. Сначала это были выступления с группой его товарищей - актеров театра на Таганке (Борисом Хмельницким, Вениамином Смеховым, Валерием Золотухиным). А 18 января 1967 г. по приглашению клуба песни “Восток” в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в большом клубном зале и на стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в лагере альпинистов, в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами.
В песнях Высоцкого звучал голос народа. Его часто принимали за солдата, прошедшего Великую Отечественную войну. Ему было 7 лет, когда она закончилась, но военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой. Марина Влади по этому поводу говорила ему:«На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но прожил ее в своих песнях».
Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру - тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого - сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен.