Стрессы и неврозы третируют всё современное общество, это ни для кого не секрет. Но студенты особо уязвимы перед ними. Этому много причин: смена привычного окружения, начало самостоятельной жизни, высокая интеллектуальная и нервная нагрузки, необходимость учиться и работать одновременно. Для комментариев на эту тему мы обратились к специалисту, который непосредственно работает со студентами, хорошо знает их менталитет и ситуацию в вузовской среде. Корреспондент STRF.ru поговорила о студенческих стрессах с заведующей Центром психологического консультирования ВШЭ Ириной Макаровой. ![Ирина_Макарова](http://www.strf.ru/Attachment.aspx?Id=58809) Стресс проявляется не только в виде неприятных эмоциональных состояний, но и в виде поведенческих отыгрываний, когда человек может пропускать важные встречи или занятия, а потом сильно обвинять себя за это, считает Ирина Макарова. Также стресс может проявляться соматически, в виде самых разных заболеваний
Хотелось бы узнать у вас, как у специалиста, который постоянно работает со студентами, каковы основные причины их стрессов? – Я не могу говорить про всех студентов, но возьмем, к примеру, учащихся Высшей школы экономики. Безусловно, один из самых высоких стрессогенных факторов – это очень сильная интеллектуальная нагрузка. И особенно сконцентрированная в определённые периоды времени, когда они сдают сессию, когда нужно усвоить большое количество материала, переработать массу информации. Этот информационный поток разнообразный и очень интенсивный, он формирует один из ведущих факторов риска. Второй фактор риска, характерный для многих людей – это постоянные проблемы, связанные с тем, что очень трудно перераспределять время, выстраивать иерархию, что первичное и что вторичное. И, как следствие – частые цейтноты, временные ограничения, дедлайны, постоянная угроза не уложиться в срок. Ограниченность временного ресурса и сложность его грамотного использования – это тоже риск. И конечно, у студентов ВШЭ есть типичная особенность, не знаю, насколько она присуща студентам других учебных заведений. В наш вуз поступают, в общем и целом, амбициозные и нацеленные на успех, на высокие достижения (академические или жизненные) люди. Создается высококонкурентная среда, и это тоже фактор риска возникновения напряженных эмоционально стрессовых состояний: когда всё время вокруг тебя лучшие. И эти люди, которые с золотыми медалями закончили школу, привыкли быть первыми, и ситуации, в которых они… Ситуация, когда они могут оказаться, скажем, не совсем успешными, она их выбивает из колеи, наверное? – Да, особенно в сравнении с другими студентами; они постоянно смотрят на других. У нас в университете введён рейтинг, это публичная вещь, все его видят. И когда ты привык быть в классе первым, когда родители возлагают на тебя очень большие надежды, и когда видишь, что ты уже не первый, не второй, не десятый, не двадцатый, а, например, шестидесятый – это для некоторых очень травматичная ситуация, они болезненно её переживают… Это тоже источник стресса. Как определить, что стресс уже переходит в невроз? Ведь людям, которые часто находятся в напряженном состоянии, трудно себя контролировать. Как понять, что это уже невроз? Конечно, ясно, что надо уже на стадии стресса предпринимать какие-то меры, но всё же? – Конечно. В ряде случаев говорят уже про дистрессы. Дистресс – это состояние невыдерживания стрессовой нагрузки. Стресс сам по себе вещь полезная и нужная, его надо рассматривать как некую адаптационную реакцию психики на жизненные сложности или на повышенные нагрузки – эмоциональные и информационные. Про невроз – это немножко другая история. Как могут проявляться дистрессы? – Есть разные указатели, формы проявления. Например, физиологические или психофизиологические – нарушения сна, отсутствие аппетита. Трудно уснуть, трудно проснуться, просыпаешься не отдохнувшим, а скорее, наоборот, тяжело начинаешь рабочий день Психологические проявления – это резкие перепады настроения, большая амплитуда изменения эмоционального состояния. Человек вдруг ощущает сильную подавленность в нетипичной для него ситуации. Или наоборот, перевозбуждение, которое трудно превозмочь и которое становится препятствием для того, чтобы уснуть и отдохнуть. То есть такие эмоциональные перепады – тоже признак невыдерживания стрессовой нагрузки. Это могут быть какие-то резкие смены настроения, на первый взгляд, не связанные с тем, что происходит в жизни, не очень привязанные к жизненным событиям. Это ощущение апатии, отсутствия энергии. Нужно что-то ещё делать, но появляется чувство, что сил для этого нет. Могут появляться поведенческие нарушения. Человек, например, может начать много курить, чтобы снять напряжение, справиться с эмоциями. Или он начинает пить спиртные напитки – часто и в количествах, которые он перестаёт контролировать. Иногда всё начинается с 10–15 грамм коньяка для того, чтобы снять вечером напряжение, а закончиться может бесконтрольным и очень сильным употреблением алкоголя, потому что 15 грамм выполняют свою задачу, становится немножко спокойнее, можно уснуть, расслабиться, жизнь не кажется такой требовательной. А потом уже не 15 грамм, потом – 200, потом – 250. Еще можно упомянуть поведенческие отыгрывания, когда человек делает себе хуже. Часто они проявляются в виде того, что человек не приходит на важные встречи, пропускает важные занятия, не делает важные для себя вещи, потом сам же себя винит, а дальше его накрывает новая волна стресса в виде стыда, самообвинения. Следующий уровень – это соматические отыгрывания, когда вдруг начинают проявляться и обостряться хронические заболевания, внезапно возникают не проходящие симптомы, похожие, например, на ангину или простуду, которые, то усиливаются, то затухают, и так может продолжаться и месяц, и полтора, и два. А, если вернуться к физиологическим указателям, сонливость в них входит? – Когда мы говорим про какую-то сонливость, которая выходит за рамки нормы – это значит, что человек спит достаточное количество часов, например, девять, и у него нет ощущения, что он отдохнул, выспался. И он в любой ситуации обнаруживает, что его уровень психической активности крайне низкий. Как только он оказывается в горизонтальном положении, тут же засыпает. Вот эта сонливость патологична. Вы спите достаточное количество часов, и вам этого не хватает. Да, мы можем это рассматривать, как некую реакцию, которая вполне свидетельствует о том, что эмоциональная нагрузка, которая была до этого, чрезмерна, и организм не выдерживает. Как выходить из такой ситуации? Вот, уже обнаружили, что тревожимся, много курим или не спим, может быть, алкогольный срыв. Да, ситуация на грани. Что делать? – Самодиагностика и самолечение – это, конечно, здорово. Но мой опыт работы с теми же самыми студентами говорит о том, что достаточно часто люди выбирают не очень эффективные, а иногда даже деструктивные способы борьбы с эмоциональным напряжением и стрессом. И тем людям, которые уже замечают за собой деструктивные способы борьбы со стрессом, самостоятельно будет очень сложно справиться. Я бы посоветовала просто обратиться к специалисту и понять, что происходит, откуда растёт причина такого поведения, как именно вы попали в ситуацию стресса, который не выдерживаете. Стоит пойти к психологу и выяснить, почему вы прибегаете к деструктивному поведению для снятия симптомов стресса. Кратковременный стресс полезен для памяти Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли (США) в результате своего исследования пришли к выводу, что стресс может приносить пользу. Учёные обратили внимание, что кратковременный стресс стимулирует нейрогенез, то есть образование новых нервных клеток, передаёт «Компьюлента» со ссылкой на журнал eLife.
![](http://www.strf.ru/Attachment.aspx?Id=44292)
Служебные клетки мозга астроциты (обозначены розовым цветом) чувствуют стресс и подстёгивают образование новых нейронов (обозначены голубым). Фото: Daniela Kaufer & Liz Kirby
Как хорошо известно, во взрослом мозге сохраняются стволовые клетки, которые дают начало новым нейронам, и одно из мест, где эти стволовые клетки работают, – зубчатая извилина гиппокампа. Она очень чувствительна к глюкокортикоидным стрессовым гормонам. Однако до сих пор все эксперименты говорили лишь о том, что хронический стресс, который сопровождается нарастанием стрессовых гормонов, подавляет активность нервных стволовых клеток в гиппокампе. И потому ведёт ещё и к ухудшению памяти, помимо стандартного набора «радостей» вроде ожирения, депрессии и проблем с сердцем. Эксперименты, которые ставили Элизабет Кирби с коллегами, имитировали короткий, но сильный стресс. Крысу механически обездвиживали на несколько часов, при этом уровень стрессовых гормонов у неё поднимался до отметки, характерной для длительного стресса, но сам стресс был недолгим. В результате учёные могли наблюдать, как клетки в гиппокампе у животных начинали усиленно размножаться. Спустя две недели после стресса животные начинали лучше выполнять тесты на память. Исследователи специально метили «новорождённые» клетки, и впоследствии оказалось, что именно они и требовались для лучшего выполнения задания. При этом, однако, сразу после стресса никаких когнитивных улучшений у крыс не было – по-видимому, из-за того что новым клеткам нужно время, чтобы созреть и встроиться в нейронные сети.
|